Вот так Сиверко! О пассажироперевозках

Виктор Дерягин
   В сухом море (так губа Белого моря между островом Мудьюг и материковым берегом зовется) судно на воздушной подушке испытывали. Имя ему дали - "Сиверко". Явь превзошла ожидания. Получив корабль, который покруче "Летучего голландца" будет, часть начальства морского пароходства решила на нем покататься. Мол, руксоставу надо руку к испытаниям приложить.

   Испытателей этих с запасами в виде животворных напитков производства "Алвиза" набился полный салон. И полетели они, над водою паря, в сторону моря Белого. Да то ли нагрешили или что еще, но неприветливо встретило их море, и завернули они корабль в море Сухое. Руководители их тех, что руками
водят, а когда не могут вопрос решить, то руками разводят (там были даже начальники " от дела", а по делу начальников не было), решили, и правильно, от ветра за остров Мудьюг спрятаться.

   Влетев в Сухое море, "Сиверко" быстро и плавно двигался в северном направлении вдоль обреза линии камыша. За очередным поворотом налетели на соломбальскую моторную лодку. "Сиверко" легко перелетел через нее, задев слегка катер юбкой. Представляете, как восприняли это происшествие немало повидавшие на своем веку соломбальцы? Даже самым храбрым пришлось полоскать в море штаны. Некоторые из прильнувших к шикарным иллюминаторам видели, как бежал стремительно по берегу в лес, бросив ружье, какой-то шустрый патракеевский мужичонка.
   - Браконьер! - хохотали начальствующие пассажиры, указывая в окна руками, ведь охотничьего сезона в ту пору еще не открывали.
   К вечеру прилетели на Терский берег - это самый красивый и самый большой из берегов моря нашего. Среди любителей путешествий уже было к той поре много "сусаниных", к намеченной цели они, естественно, не попали. Заночевали в незнакомом месте у костра с песнями, благо запасы алвизовские еще не кончились. Когда же совсем рассветлело, потопали в конечную цель путешествия своего - деревню Чапома.
   А "Сиверко" туда давно уже примчался. Это был такой рейс, такой полет! Он отличался от учебных полетов в Англии, где построили чудо техники, как небо от земли. Там по бетонной дорожке причаливает посудина к шикарному вокзалу-аквариуму и пассажиры в штиблетах и плащиках с дипломатами или кейсами в руках рассаживаются в шикарные авто.

   А тут , поднявши в воздух кучи песка и пыли, между сараями-развалюхами и почерневшими банями, разметая мусор, окурки и пустые консервные банки, влетело невиданное чучело на окраину деревни, до смерти напугав  местных собак и кошек, разогнав по всей деревне овец и кур. И, наконец, остановилось, вырыв под собою в песке огромную яму. На бруствер этой ямы вползли на четвереньках в сапогах и потрепанных куртках "счастливые" испытатели с котомками.

   Вскоре новоявленные туристы разбрелись по деревне, где шикарное угощение из даров моря и леса ждало их не только на столах, но даже в сенях и предбанниках. А к полудню нагруженные "колониальными товарами" в виде семги, морошки, оленины и других не менее ценных трофеев собрались на борту "Сиверко". Взревев моторами, чудо-корабль приподнялся из ямы, но развернуться в сторону моря не смог, а только углубил образовавшуюся под ним яму. И тут в образе спасителя явился местный тракторист Сашка на тракторе "Беларусь" и, зацепив веревкой подушку, отбуксировал ее к морю.

   Лежит ныне "Сиверко" в ангаре Мосеева острова. Не по карманам поморам билеты, что дороже, чем на самолет стоят. А груза с собой не то что ушаты, мешки и корзины, а даже козу и овцу не возьмешь. Норма не более 10 килограммов. Говорят Севморпароходство намерено избавиться от последнего из оставшихся пассажирских судов.