Географ глобус пропил Александра Велединского

Лариса Баграмова
Географ глобус пропил
Россия, 2013
режиссёр Александр Велединский
жанр драма
в главной роли Константин Хабенский
продолжительность 120 мин//02:00


Вот попробуйте-ка написать что-то про фильм, который задевает самые основы главных философских вопросов общества: кто виноват и что же нам теперь со всем этим делать? Причём вопросы эти давно уже вышли за пределы России и теперь являются практически общемировыми. Почему у нас такая молодёжь, откуда вообще взялись такие дети? Как общество сможет построить своё будущее руками тех, кто к этому вроде бы совсем не готов и, более того, совершенно не желает строить что бы то ни было...


— Вы мерзавцы. Я устал от вас беспредельно. Была б моя воля, я б вас со всех уроков выпер, а по улице ходил бы в противогазе, чтобы с вами одним воздухом не дышать. Я вам вообще никому не верю. Потому что вы сами себя не уважаете. Я вам по морде и под зад пинком — а вам по барабану. Я вам правду в глаза говорю, а вы ж даже не краснеете. Вы не то, что не личности, вы вообще ещё даже не люди. Вы тесто. Тупая, злобная, вонючая масса, лишённая какой-либо духовной начинки. Вам не то, что география, вам вообще ничего не надо, кроме мобильников, порнухи и наркоты. И шутки у вас тупые и идиотские. Потому что чувство юмора не развито. Для чувства юмора нужна культура, которой у вас нафиг нет. Вы что думаете, что мне стыдно, что я в карты с вами на уроке играю? Да не фига подобного! Я просто всех вас видеть больше не могу. Вы мне свои обезьяньи подляны строите, думаете, меня это задевает? Меня нафиг ничего не задевает! Потому что я вас в упор не вижу. И не уважаю.


Вот в этом «замечательном» монологе главного героя — вся суть его отношения к новому поколению и основная причина того, что оно именно такое. Потому что говорит им это человек, который на протяжении всего фильма беспробудно пьёт, пьёт и пьёт, проявляет при этом буквально чудеса безответственности и то «великодушно» спроваживает собственную жену к любовнику, то крутит романы с её же подругами и своей коллегой по работе. И ему глубочайшим образом наплевать, что думают о нём его же собственные ученики, или жена, или дочка, которую он, к слову сказать, по-отечески любит, но не стесняется при этом при ней и пить, и ещё раз пить, и опять же ещё очередную бутылку, и вести себя при этом, как распоясавшийся и совершенно не обременённый чувством долга ребёнок. А сами дети — его и его дружбанов и подружек — во время всех дружески-эротических попоек находятся тут же, на полу, под столом, в ногах у веселящихся от всей души взрослых. А чего им? Они же дети? Вырастут — поймут всё, как надо. Вот и вырастают в итоге...


Каким ещё может вырасти поколение тех, кого воспитывали люди с двойной моралью? Те, кто говорит в теории о правильном и светлом, а сам при этом живёт на практике не лучше скотины? И на кого, на какие идеалы следует опираться молодой поросли? На те, о которых им бесконечно талдычат, или на те, которые так же бесконечно демонстрируют собственным поведением? Это дети, напрочь лишённые жизненных ориентиров. Потерянные. Брошенные на произвол судьбы. Не уважаемые. Не нужные. Не воспринимаемые как люди. Пинаемые и оскорбляемые поведением и отношением взрослых. Полностью предоставленные сами себе. И тем не менее, удивительным образом адаптирующиеся к предлагаемым им условиям. Цинизмом. Показным равнодушием. И самое главное — терпением. Бесконечным и великодушным терпением ко всему, что видят их глаза и слышат уши. Толерантные. Терпимые и терпящие ещё и ещё. Одни. Без образцов и кумиров. Без малейшей поддержки озабоченных собою взрослых. Совершенно одинокие в водовороте самостоятельной жизни. И не имеющие за это ни к кому ни малейших претензий. В конечном итоге и это поколение окажется лучше предыдущего. Потому что это — закон жизни.