Армеец с анапского пляжа

Герман Джулаев
В начале 80-тых я болел не только за «Кубань», но и за алма-атинский «Кайрат». По их встречам в Краснодаре очень запомнился рослый и быстрый футболист с немецкой фамилией Штромбергер. Форвард знал толк в игре. И вообще, атакующее трио Стукашов – Пехлеваниди – Штромбергер смотрелось внушительно и сегодня украсило бы любую команду. Не говоря уже о нынешнем «Кайрате».
Тогда я был семиклассником. Спустя четверть века наши пути с бывшим кайратовцем вновь пересеклись. На этот раз на стадионе в Анапе, куда  Геннадий Штромбергер прибыл в качестве главного тренера московской команды по пляжному футболу. ФК «Строганово» участвовал в традиционном международном турнире. После победной игры я сделал главному тренеру предложение, от которого тот не смог отказаться: дать интервью «НСГ». Геннадий Юрьевич улыбнулся и предложил побеседовать в санатории. Мы отправились к автобусу.
По пути разговорились. Штромбергер попросил передать привет Леониду Назаренко, с которым прекрасно знаком по совместной работе в ЦСКА-2.
- Мы с ним одно время вместе тренировали эту команду. Он потом, помнится, ушел в «Селятино-МЧС». Наш человек, армейский, с характером. Я знаю, что Василич с Кубани. И сейчас благодаря Назаренко очень внимательно слежу за краснодарским клубом, который он возглавляет. Видел вашу игру в Самаре – молодцы! Характер уже просматривается. Кстати, «Кубань» образца 80-тых отлично помню – и Плошника, и Чеботарева. И сорок тысяч на стадионе помню… Яркая картинка: все заполнено, все ревут…
Тут у моего собеседника зазвонил мобильник, и он вернулся в день сегодняшний. Спустя минуту Штромбергер сиял – Роман Широков, его воспитанник, только что забил гол питерскому «Зениту». Причем сделал это на последней минуте матча, что спасло его «Химки» от домашнего поражения в 13-м туре.
Вскоре мы сидели на обычной лавочке возле санатория. Светило солнце. Пели птички. В песочнице копошился ребенок, рядом читала книгу его мама. Как в такой милой обстановке не поговорить об игре миллионов?
НАША СПРАВКА. Штромбергер Геннадий Юрьевич, нападающий. Родился 1 января 1956 года. Мастер спорта (1981). В высшей лиге чемпионатов СССР провел 135 матчей, забил 25 мячей. Играл в командах «Трактор» (Павлодар) - 1978, «Кайрат» (Алма-Ата) – 1979-81, ЦСКА (Москва) – 1982-86. Работал тренером в ЦСКА и ЦСКА-2, а также начальником команды ЦСКА в 1986 году. В последние годы – главный тренер ФК «Строганово» в пляжном футболе.

Крепкие казахские «орешки»
Начинал играть Геннадий Юрьевич в Павлодаре. В этом городе он и родился. В этом городе родились и его родители.
- Отец работал инженером на заводе, мама была врачом. Я один стал спортсменом. И все – благодаря дворовому футболу. Играли постоянно и при первой возможности. Сколько себя помню, всегда был нападающим. И когда я оказался в детской спортивной школе, мой первый тренер Виктор Петрович Ярышев сразу определил меня в атаку.
По окончании пришел в местную команду. Год поиграл за «Трактор». Это была шестая зона второй лиги, но мне там удалось получить хорошую школу – в те годы пробиться в любую команду мастеров было нелегко. К примеру, в нашем «Тракторе» сложился нормальный коллектив, из того состава Саша Греблин приглашался в столичный «Спартак», Коля Солдатов играл в «Торпедо», был еще такой неплохой футболист Люберцев. Когда сезон закончился, старший тренер «Кайрата» Игорь Волчок неожиданно пригласил меня в Алма-Ату, в ведущую команду Казахстана. Там была целая плеяда мастеров, но в основу я пробился почти сразу. Очень благодарен этому известному тренеру: дал шанс…
«Кайрат» тех лет был крепким, не всегда стабильным середняком, но при этом – довольно сплоченной командой. Он мог любого лидера обыграть и проиграть любому. Тем не менее, игроки в основу подбирались тщательно и кропотливо со всего Союза. В восьмидесятых годах были игры, когда на поле выходили одиннадцать человек одиннадцати национальностей: грек Пехлеваниди, немец Штромбергер, туркмен Бердыев, чеченец Масудов и так далее. Сам Штромбергер ту команду считает все-таки средней – «больших побед у нас не было, а это в спорте все-таки главное».
- Но вы вспомните, с кем нам приходилось играть. Чего стоили одни только матчи с динамовцами Киева и Тбилиси! Это был совсем другой футбол. И он отличался от сегодняшнего более профессиональным отношением к делу, к играм и тренировкам. Это совершенно точно. Клубный патриотизм считался обычным явлением. И тот факт, что мы играли, как сейчас выражаются, «ради майки» и понятия не имели о миллионных контрактах, говорит сам за себя – это было другое время, другая страна и футбол более качественного уровня.
Опять же, посмотрите на тот «Кайрат». Это был очень дружный и очень сплоченный коллектив. Такое доводится встречать не каждому игроку в карьере. Байшаков, Гладилин, Яровенко, Стукашов – какие игроки! Дальше называть? Вратарь Ордабаев вообще считался национальным героем. А Шадиев и Джуманов в обороне? Словом, я провел в «Кайрате» несколько очень хороших лет под руководством Игоря Семеновича (Волчка) и скажу, что он создал отличный ансамбль. Из того состава вообще никто не затерялся – Шох, Бердыев, Талгаев как специалисты сейчас известны всем…
Из недавнего интервью с Игорем Волчком, бывшим тренером «Кайрата».
- Бердыев назвал вас своим учителем...
- Он у меня играл в «Кайрате», был блестящим футболистом. Об этом сегодня мало кто знает, но на него на стадион приходили люди порой по 10 тысяч. Был «финт Месхи», о котором слышали все, а вот о «финте Бердыева» знаю только я. Я сделал тогда молодую команду. Так вот, Пехлеваниди, Стукашов, Штромбергер, Масудов - все они учились у него. Он был не просто ремесленником на поле, но футболистом творческим. И, как тренеру, я предрекаю ему большое будущее.
Откровение с форума: «А еще я одно время болел за «Кайрат», потому что полагал казахстанского немца Штромбергера евреем. Когда горькая правда о национальности Штромбергера выяснилась, я за «Кайрат» болеть перестал».

Морозов пытался спасти ЦСКА
- В Москву, не скрою, мне всегда хотелось попасть. Уровень столичных команд всегда был высоким. Переход в ЦСКА стал для меня, конечно, событием, - продолжает Геннадий Юрьевич. – Мне эта команда нравилась с детства. Я долго не раздумывал. Отпустили без проблем. Армейской команде я посвятил всю оставшуюся карьеру игрока и тренером тоже начинал там. И вложил много сил в эту команду. Вот почему я считаю себя армейцем. Хотя годы начала-середины 80-тых, к сожалению, было для нас очень тяжелыми. Мы даже в первую лигу вылетели, да еще как! Помню, в 84-м я забил всего 4 гола, но при этом стал… лучшим бомбардиром команды. К такому провалу привела тренерская чехарда. Базилевич, Шестернев, Шапошников, Морозов – каждый был со своими требованиями, со своей сложившейся репутацией. Но каждому мешали работать. Бедой стало то, что военное командование постоянно вмешивалось в тренерские дела клуба и даже в ход практически каждого матча. Такое к добру не приводит. Политотдел требовал от тренеров и от нас великих побед, и по этой причине каждый сезон становился для нас новым испытанием.
Однако о Юрии Морозове я вспоминаю с особым теплом. Он помогал нам выбраться из той ситуации всей душой. Юрий Андреевич пошел на крайние меры, он не стал слушать многочисленных советчиков и обновил нашу команду одним махом. Сразу 13 человек отчислил! В том числе ветеранов Самохина, Новикова, Николаенко, Тарханова, Чеснокова, Аджема. Некоторые сразу за границу уехали. Реконструкция, конечно, требовалась. Мы на протяжении нескольких лет при хорошем подборе игроков выглядели слабо, как московское «Динамо» предыдущих лет. И надо было что-то менять – как, к слову, поступил и Андрей Кобелев.
Он, как тогда Морозов, нашел способных ребят и начал отстраивать новую команду. Жаль, но Морозова тоже «съели» военные. Я и сегодня на сто процентов уверен – дали бы ему еще один год, и команда бы состоялась. Однако Юрий Андреевич кое-что успел: он заложил основу будущих успехов, работая с дублем. Помните фантастическую чемпионскую игру ЦСКА образца 1991 года? Ее сделал Морозов. Именно так! Я прекрасно знаю ту команду. Ведь я чуть позже тоже с армейским дублем работал и видел весь потенциал того состава – достаточно назвать Диму Кузнецова, Корнеева, Галямина, Татарчука, Колотовкина, других ребят. Селекцию ведь проводил именно Морозов! Стоит ли удивляться? Ведь Юрий Андреевич открыл, к примеру, такого футболиста, как Кержаков, который в Европе уже выиграл Кубок УЕФА. Я рад, что мне довелось играть и учиться у этого тренера.
- ЦСКА тоже взял кубок УЕФА…
- Это, конечно, уже совсем другой ЦСКА. Нам такое в середине 80-тых и не снилось. Я тогда был за ветерана. Когда вылетели, я в первой лиге честно отыграл два сезона, 85-го и 86-го года, а в 30 лет решил закончить. Тогда это считалось нормой. Хочу заметить, тогда и в первой лиге так сражались – не в пример нынешнему турниру. Стал терять скорость. Тогда это звучало как приговор.
- Лучшие матчи в карьере можете так сразу назвать?
- Какие-то игры с ходу в качестве лучших я вам назвать не могу, я не выиграл ничего такого. Но играть было интересно, все клубы имели свое лицо. Постойте, помнится, мы славно «раскатали» одесский «Черноморец» на стадионе «Динамо»… Да что Одесса – мы и «Спартак», и Киев обыгрывали. Уж не упомню точно, в каком году где и как сыграли, вы уж извините…
Навскидку из Интернета - два матча армейцев той поры, в которых Штромбергер забивал. Взгляните на составы и вспомните славные 80-тые.
26 февраля 1984 года, 1/8 финала Кубка СССР.
ЦСКА (Москва) — «Динамо» (Киев) – 4:2 (1:0, 1:2, 2:0 в доп. время).
Голы: Буров, 31 (1:0), Бессонов, 48 (1:1), Заваров, 63 (1:2), Тарханов, 88 (2:2), Штромбергер, 103 (3:2), Колядко, 108 (4:2).
«Динамо»: Чанов, Бессонов (Олиференко, 98), Балтача, О. Кузнецов, Демьяненко, Лозинский, Буряк, Баль, Яковенко (Рац, 55), Евтушенко, Заваров (Хлус, 98).
ЦСКА: Новиков, Самохин, Буров (Штромбергер, 69), Мох (Кобыща, 63), Кузнецов, Глушаков, Нестеров (Куракин, 46), С. Причиненко, Тарханов, Колядко, Романов. Тренер Юрий Морозов.
Москва, ЛФК ЦСКА, 4300 зрителей.
Из отчета об игре. 88 минута – после подачи углового Штромбергер сбросил мяч головой на ногу Тарханову, который сравнял счет. 103 минута – Штромбергер перехватил передачу Балтачи, вышел один на один с вратарем и хладнокровно забил третий мяч…
- О годах, проведенных в армейской форме, ничуть не жалею. А жалею о том, что я из-за травмы практически потерял сезон 1983 года, всего 6 матчей провел. Всегда старался на поле биться до конца, так что по ногам доставалось. Еще жалею, что мы, бывало, отпахивали от и до, высунув язык, а результата не было, вот что обидно. Поверьте, мы свою работу пытались делать честно…
Вспоминает Юрий Чесноков: «Хотя среди нас имелись игроки хорошего класса - Тарханов, Астаповский, Штромбергер и другие, мы не ощущали себя единомышленниками. В 1983 году я не собирался расставаться с большим футболом. Находился в хорошей форме, однако пришедший в том сезоне на смену Базилевичу Морозов заявил мне при первой же встрече: «Нам придется расстаться. Мы слишком разные люди». Уже потом узнал, что освободиться от группы опытных игроков Юрию Андреевичу посоветовал именно Базилевич. Мы с ним конфликтовали, и Олег Петрович настоятельно рекомендовал избавляться от нас поодиночке, так как в противном случае мы, по его версии, непременно «сплавим» Морозова. И он начал «очищать» команду с меня».

Уходить надо… в пляжный футбол?
- Я мог бы поиграть еще, но надо уходить вовремя. Хотя предложения как футболисту были, и неплохие – приглашали в Чехословакию, в группу советских войск в Германии, в Венгрию, даже в экзотический Йемен. Все предложения я тогда отмел довольно решительно. Как говорил Третьяк, тебя должны запомнить с самой лучшей стороны, - говорит Геннадий Юрьевич. – И потом, я не привык бегать по клубам. В моей жизни были две большие команды, и мне других не надо. Уволился я из клуба в звании подполковника и отправился учиться в ВШТ, где встретил старых знакомых – Бердыева, Стукашова, Старкова, впоследствии пробившегося с Латвией на ЧЕ-2004. Бердыев сейчас в Казани, Стукашов там же, работает с детьми. Мы связи поддерживаем, тем более раньше я частенько за ветеранов играл. Сейчас очень занят. А так, конечно, со всеми неплохо знаком – с Дасаевым, Ярцевым… Да ну, к чему всех-то перечислять! Футбольная Москва только кажется большой.
- Сын ваш одно время тоже играл в ЦСКА. Правда, в дубле.
- Играл. Я очень хотел, чтобы Юра пошел по моим стопам. Сын закончил детскую спортивную школу ЦСКА – к слову, под руководством Павла Садырина. Затем провел два сезона, 1997-98, в защите, выступая за дубль. С армией он на этом закончил, ему предложили играть за «Анжи», а он отказался и вообще завязал с футболом. Наверное, понял, что это не для него. Но вы вспомните то время – мутота, перестройка, ничего не ясно. Так что это его выбор... 
Нынче Юрий работает в студии «Артэс продакшн», устраивает, как довелось прочитать на одном из сайтов, «самые скандальные шоу». Такой вот современный бизнес. Его отец тоже нашел новое занятие – пляжный футбол. Самое интересное, благодаря тому же «Артэсу». Компанией руководит Сергей Анохин, президент Фонда развития пляжного футбола России и вышеупомянутого ФК «Строгино». Он и предложил бывшему армейскому тренеру помочь создать крепкую команду. Причем начинался ее путь в футболе большом, но вскоре появились еще две команды под тем же клубным брендом: пляжная и мини-футбольная.
Как все начиналось. 4 сентября 2004 года. Чемпионат Москвы по пляжному футболу. Самый крупный счет в сезоне был зафиксирован на стадионе «Сокол», где лидер турнира «Пресня» принимала аутсайдера - ФК «Строгино». Лидеры сумели провести в ворота своих соперников по 7 мячей в каждом тайме, зафиксировав общий счет 14:0 в свою пользу. На 39-й минуте главный тренер команды «Строгино» Геннадий Штромбергер был удален со стадиона за нецензурную брань в адрес арбитров встречи.
- Роль Сергея Анохина крайне велика. Это как Евгений Гинер в ЦСКА. Лично я считаю Валерия Газзаева отличным тренером, но заслуга Гинера в победной серии клуба более значима. Процентов на 80. Ведь Гинер отладил великолепную структуру. На память приходит, к примеру, мини-футбольная «Дина». Это же отлаженный механизм, если кратко! Вот и Анохин сначала поднял мини-футбол в Москве, потом на Кубани, где уже состоялись три чемпионата страны. При поддержке Виталия Мутко, возглавляющего РФС, скоро это произойдет по всей России. Крепкие клубы есть в Самаре, Саратове, Санкт-Петербурге. Хороша сочинская команда.
Что касается «Строгино», эту структуру мы создавали практически вдвоем. В 2005 году взялись за дело всерьез. У нас есть несколько команд разных возрастов, и мы готовим ребят на перспективу. Хотим дать шанс и детям, и вообще детскому футболу. Дворовый футбол хорошо, но профессиональный лучше. И подход должен быть соответственный.
У нас имеется своя детская футбольная школа, куда ходят заниматься 250 ребят с семи до семнадцати лет. Директором является Виктор Шишкин – может, помните такого игрока из чемпионского состава минского «Динамо» 1982 года? Команда последнего выпуска практически в полном составе играет на уровне КФК; есть способные ребята. В этой работе нам помогает еще один известный специалист, Владимир Четвериков, наш спортивный директор.
- И как вам пляжный футбол, как адаптировались?
- Честно говоря, было поначалу очень непросто. Вид спорта для России незнакомый, это только кажется, что он близок футболу большому. Это совсем другой футбол. Мы не стали ничего изобретать – начали смотреть видеокассеты и учиться. Хотя некоторые упражнения выдумывали. Как все новое, это весьма увлекательно. Понятно, что почти все мальчишки хотят играть в большой футбол, но некоторых эта игра захватывает целиком. Здесь крайне важна «физика». Не менее важны акробатика и артистичность. Футбол на песке – прежде всего шоу для зрителей!
Перед нашим клубом стоят задачи побеждать в каждом турнире (как сегодня в ЦСКА). Правда, в минувшем чемпионате мы взяли «серебро», пропустив вперед питерский ТИМ. Причем проиграли им по пенальти! Но мы хорошо отработали межсезонье. Из 30 человек выбрали пять новичков, пригласили двух сильных ребят с Украины, Пелипенко и Вареницына. Регламент разрешает иметь в команде двоих иностранцев. А еще – он, что считаю очень правильным, запрещает беготню из клуба в клуб. Всего два новичка в год! Таковы здесь правила.
Но ребят привлекаем отовсюду. Смотрим на разных турнирах. На нашем счету уже недавняя победа на представительном турнире в Черногории, теперь вот в Анапе. В июле планируем выиграть чемпионат Москвы, в сентябре - очередной чемпионат России. Его схема такова: сначала летом проходят региональные этапы, по их итогам 16 победителей составляют финальную пульку. Ее разыграют в Сочи. Также не забыт и Кубок страны. Финал состоится в Саратове.
Большие планы у сборной страны и ее генерального менеджера Николая Писарева. Большие планы и у РФС – надеюсь, этим летом на исполкоме будет принята программа развития пляжного футбола в РФ на эту пятилетку, начиная с 2007 года. А еще в планах – принять в России чемпионат мира-2009. Он проходит ежегодно. Мы предложили кандидатуру Сочи.
- Раз уж затронули тему сборной, как вам команда Гуса Хиддинка?
- Я надеюсь на лучшее. Так уж вышло, что в большом футболе я всегда болел, кроме наших, за сборную Голландии. И я был, между прочим, за приезд иностранного специалиста. В Европе так повсюду, и ничего страшного в этом нет. Нам важен в первую очередь непредвзятый взгляд Хиддинка. Нам важна его психология победителя. И нам важен результат его работы. Верю и в способности Игоря Корнеева – его ведь непросто так взяли, верно?
Наши специалисты не хуже, просто у нас каждый тренер тянет одеяло на себя. Так дальше нельзя. И то, что Хиддинк убрал из сборной Титова и Лоськова – это его право.
- Сами вы в сборную никогда не привлекались?
- Нет, там ведь такие «звезды» выступали! Довелось, правда, сыграть несколько матчей за вторую команду и за «сборную клубов», но это не то, согласитесь.
- Геннадий Юрьевич, последний вопрос. Какая-то возникает непонятная пауза между вашим уходом из ЦСКА и приходом в «Строгино». Чем занимались, если не секрет?
- Четыре года тренировал клуб «Истру» из Московской области. Создавал команду с нуля. Мне было интересно. К тому же в тренерскую обойму, постоянно востребованную в большом футболе, я не входил. А работать хотелось. Это клуб КФК. Вот как раз оттуда и пришел в футбол Рома Широков! Сейчас, к слову, эта команда ставит задачу выйти во второй дивизион. Всегда чуть-чуть не хватало…
Герман ДЖУЛАЕВ, Анапа.