Герменевтика - как понимание скрытого знания

Александр Федотов 4
Исторически становлению герменевтики способствовало развитие учений о законности и справедливости - позднее эти учения объединились в статусе юридических наук. Философский смысл "не явному знанию" стали придавать ранние немецкие романтики, трактовавшие такого рода учения, как исторические формы развития общенственных отношений, базирующихся на идеях конституционных монархий и в этой связи герменевтика была связана с философией интерпретации и понимания (Сознания). Современными наиболее яркими представителями такой философии интерпретации являеются труды Ж.Делеза по спинозизму.
Позднее представители современной философской герменевтики (Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман) придают ей напрвленность культурно-исторического вектора развития общественного сознания. Отказывая ему, в то же время, в самостоятельности, как методу научного познания. Герменевтика – это научная лингвистика и научное познание, воплощенное в диалогике  и знаковом методе постижения реальности смысла.(Sic!)
Типичным представителем немецкого романтизма Ф. Шлейермахером (1768-1834) герменевтика представлена, как искусство понимания индивида - Другого. Такую направленность развития герменевтики никто позднее не поддерживал ввиду сложностей с персоналистской трактовки в философии сознания - Не-Я (Другой) (Фихте).
Предметом герменевтики выступает рефлексия, ибо она есть - воплощение индивидуальности в ее проявлении сознанием о миропонимании. Как метод исторической интерпретации герменевтика разрабатывалась В. Дильтеем (1833-1911). Т.о. по отношению к культуре (по Дильтею) герменевтика выступает, как метод интерпретации, каждым новым поколением мыслителей, которые или добавляют к сознанию или редуцируют ее к природным формам восприятия – разуму, здравому смыслу и т.д. Изложенна им в основополагающем труде -«Непрерывная цепь бытия».
Вторая обсуждаемая проблема в философии герменевтического сознания – это – трансцендентальность представления в герменевтике. Гадамер в "Истине и методе", анализируя понятие "опыт", пытается критиковать Г.Ф. Гегеля с помощью его же критически понятой "рефлексивной философией", находя в его диалектическом методе "неудачный компромисс с научностью нового времени"Гадамера здесь смущает сложность"….. избежать тяги рефлексивного движения, приводящего к имманентности".
На мой взгляд задача заключается не в том, чтобы идти вслед за Гегелем, а отступить шаг назад и увидеть во всякой субъективности определяющую ее самость – (интерпретированные понятия личность и персона).
Т.о. герменевтика выступает как метод понимания – «понимающего сознания» - суть которого состоит в постижении целостности духовной жизни личности – самости и ее общезначимого объективного вклада в историческое и общественное сознание. Эту идею далее активно развивает Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер. В какой то момент истории казалось, что герменевтикой найден универсальный философский смысл и самость философии. Оставалось немного – найти предмет герменевтики заключенный в мире человека, в мире гуманного (сократовского) общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Но увы в зазеркалье мы находим дух иного содержания, чем его представляли гуманисты всех веков. Наверное такой дух можно предположить как следующую после нас «непрерывную» идею Бытия.

Полезные ссылки и источники для углубленного понимания проблемы.

http://psylib.org.ua/books/suvan01/txt10.htm
Гадамер Х.-Г. Истина и метод.– М.:Прогресс,1977.
Гадамер Х.-Г.Актуальность прекрасного.– М.:Прогресс, 1991.
Гадамер Х.-Г. Философия и литература // Философские науки, 1989.– №2.
Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки // Логос,1991.– № 2. С.56-68.
Ортега-и-Гассет Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни // Философские науки. 1991.– № 12.– С.137-152.

Переиздано с моего сайта avfedotov в день открытия сочинской олимпиады - 7 февраля 2014 года. Герменевтика бытия в России.