Распоследний козел

Виктор Дерягин
   Историю эту рассказали мне рыбаки на Летнем берегу Белого моря.
   В деревне нашей жили дружно два Кузьмы. Кузьма Федорович - ветеран войны, да его племенной козел, которого звали Кузя, единственный на всю округу производитель. Старый лелеял своего четвероногого рогатого друга, а тот зарабатывал деду на магарыч, покрывая деревенских козочек.

   И вот как-то летом повадился по лесной деревенской окраине медведь бродить. Наступал грибно-ягодный сезон, и обеспокоенные жители обратились за помощью к старшему Кузьме, зная, что у того ружьишко водится.

   К охоте дед готовился основательно. Тщательно проверил и почистил ружье, приготовил патроны с пулями. И на лесной полянке устроил на деревьях засидку из досок. Вечером накануне короткой и еще довольно светлой ночи - был конец июля - отправился дед со своим верным другом на охоту. Привязал Кузю на веревку к березке метрах в 20 от засидки, а сам затаился на деревьях. Утреннее солнце, поднимаясь из-за леса, пригрело старого, и он вздремнул...

   Нет, нет! Ничего не случилось - не пришел косолапый по козлиную душу. На вторую ночь дед выспался днем, чтобы не задремать на ночной вахте. Сидя в засаде, он внимательно вслушивался в лесные шорохи. Внизу иногда жалобно мекал Кузя, пощипывая травку и нижние листья ближайших березок...

   Солнце поднялось уже высоко, а медведь все не приходил. Федорыч проголодался, а Кузя, насытившись и напившись из ямки воды, заснул на полянке. В деревне уже побрякивали ведра, скрипели колодезные ворота и журавли. Дед слез с деревьев и, пожалев будить своего друга, отправился домой попить чайку. Отсутствовал едва ли более часа, а когда вернулся, Кузи на месте не оказалось. У конца измочаленной веревки была взрыта земля, а на траве виднелись капли крови.

   Целый день потратили деревенские мужики на поиски пропавшего Кузи, но даже косточек его не нашли. К тому же в деревне не оказалось ни одной годной собаки, способной идти по следу. Дед Кульма запил и ненамного пережил своего друга, перейдя к началу зимы в мир иной.