Не озорством единым...

Вячеслав Поляков
Жизнь у ребятни во дворах Разгуляя сводилась не только к праздному времяпрепровождению и – где бы что нашкодить. Еще не окрепшая и не сформировавшаяся душа каждого интуитивно тянулась к прекрасному.
В этом возрасте, когда у пацанов особенно силён дух доброго соперничества, увлечения и вдохновенные порывы передавались от одного к другому – стремительно.
В голове всякого постоянно свербела мысль: «Ты-то вот можешь – и я смогу; ты записался в какой-нибудь кружок творчества или спортивную секцию – и я тоже хочу».
В один из вечеров, у общественного туалета, который располагался в конце длинного коридора их дома, Славка столкнулся со своим дружком Женькой.
- Уроки сделал? Чем займемся? Может, сходим по троллейбусам, наскребем денег на билеты? – с частотой пулемёта закидал друга вопросами Славка. – Вышел новый фильм – «Отряд Трубачёва сражается». С завтрашнего дня в «Звезде» показывать будут.
- Не-е, мы с Витькой из класса завтра идём записываться на домру в ДК «Автомобилист» на Новорязанке.
- Это что такое? - удивлённо спросил Славка.
- Инструмент музыкальный такой, струнный, играют в оркестре на нём.
- Я тоже пойду! Там всех записывают?
- Не знаю… Витька сказал, чтобы я дневник обязательно взял, - неуверенно ответил Женька, - а у меня там две тройки есть.
- Ну, у меня одни четвёрки. Значит, возьмут! - бодро выпалил Славик.
На следующий день после школы друзья отправились в Дом культуры. Не сразу отыскали нужное помещение, в котором отбирали ребят для местного оркестра.
Первым отбираться вошёл Витька – и вскоре вышел.
- Записали. Сказали, что у меня отличный слух, - радостно сообщил ребятам будущий музыкант.
- А в дневник смотрели? – опасливо спросил Женька.
- Нет, не смотрели. Наверное, забыли.
- Пойду следующим. Может, и у меня не проверят… 
Женька вылетел из кабинета совсем быстро.
- Хорошо – дневник не смотрели! Но и не приняли, - непонимающе хлопая ресницами, убитым голосом пробурчал Женька. – Медведь мне, сказали, на ухо наступил. Какой медведь? Какое ухо?..
Из солидарности Славка расхотел вообще куда-то идти, но ребята настояли: зазря, что ли он тащился в этот ДК.
Негромко постучав в дверь, Славик зашёл в кабинет выявления талантов. В углу просторной комнаты стояло пианино, точно такое было у них в школе, в классе пения.  За инструментом сидела бабуля, а рядом стоял дядька с тетрадкой, в которую, видимо, записывал желающих.
- Ну-с, молодой человек, - сразу начала бабуля, - какую ноту я вам сейчас проиграю?
Она легонько тронула пальчиком какую-то клавишу.
- Я ноты не знаю, - смущённо признался Славка.
- Это я понимаю, вы пропойте её.
Бабуля ещё раз ткнула пальцем в клавишу, а Славка издал похожий звук: МУ-У-У…
- Неплохо. Не совсем, конечно, но слух развивается.
Следующим экзаменатором стал дядька. Он, как заправский радист-диверсант из фильмов, отбил пальцем морзянку на крышке пианино.
- А теперь, дружок, повтори, - попросил дядька.
Славка отстучал морзянку следом.
- Хм… Недурно. Не вполне, конечно, но ритм тоже развивается. В общем, мы примем тебя в оркестр, но на домру вакансий больше нет. Будешь играть на балалайке.
Балалайку Славка раньше в деревне видел, знал, что это за инструмент и даже обрадовался, что будет играть не на какой-то там домре. Выскочив к поджидавшим его ребятам, гордо сообщил:
- Приняли на балалайку! И даже не спросили дневник…
Спустя неделю, отпущенную на первичные теоретические занятия, Славику со склада оркестра выдали инструмент в футляре. Кладовщица бережно, словно хрустальную вазу, передала ему балалайку и сказала:
- Береги её, она стоит тысячу рублей!
Славка ничего дороже велосипеда из «комиссионки»  в руках не держал.
Вечером, когда все жильцы второго этажа собрались в длинном коридоре на посиделки, Славка показывал инструмент и с важностью рассказывал, что тот стоит целую тысячу рублей и что скоро он научится играть. Взрослые одобрительно кивали головами и поражались стоимостью инструмента. У кого-то такой была двухмесячная зарплата.
Больше всех радовалась Славкина мама. Она думала, что вот уж теперь у её сына не будет времени хулиганить во дворе.
Наивная она была…
В этот же вечер пацаны, раздобыв где-то дымные шашки от клопов, пошли устраивать дымовую завесу – как в военных фильмах.
Густой туман окутал улицу Карла Маркса, парализовав движение немногочисленных машин  и троллейбусов. Высланный районным отделением милиции наряд «смерша» коварных «диверсантов» не поймал…
Перед сном Славка учил азы нотной грамоты, а мама, умиляясь, то и дело поглаживала его по взъерошенным волосам…
Жизнь у юного начинающего музыканта заметно преобразилась.
Занятия в балалаечной группе оркестра всё-таки мало-мальски отвлекали Славку от привычных дворовых игр.
Впервые в жизни он увидел в Доме культуры большой детский хор, оркестр и танцевальный коллектив. Неужели и он когда-нибудь сможет играть в оркестре, быть на сцене с хором и танцорами?..
От этих мыслей захватывало дух не меньше, чем когда прыгаешь с крыш на землю, или в сугробы.
И тогда на весь дом звучали: «Во саду ли, в огороде», а со временем и соло балалайки в «Неаполитанском танце» из «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского.
По праздникам балалаечная группа давала маленькие концерты на заводах и фабриках Москвы.
А однажды детскому коллективу ДК «Автомобилист» даже довелось участвовать в Фестивале песни, выступая на сцене Дома Союзов.
Славка сидел в оркестре у самого края сцены, слева. Он изо всех сил пытался разглядеть среди публики своих родителей, но в переполненном зале так и не смог их увидеть…