Любовь как сущность бытия

Людмила Руса
 
     «Жить-то нам осталось всего ничего – лет 50!» - сказал мой давний знакомый на восьмом десятке лет, скромно потупив голову, а потом вызывающе-дерзко, как-то лукаво,по-молодецки взглянул на меня и добавил: "Дай Бог прожить их в любви!".  Я снисходительно посмеялась тогда над его наивной шуткой.
     А на следующий день был 75-летний юбилей моей бывшей начальницы, с которой мы срослись душами, видимо, на всю жизнь, хотя и было между нами целое поколение лет. Она величественно восседала королевой на троне, а её «король» в окружении внуков показывал гостям такой мастер-класс в танцах, что именинница сурово пригрозила мне за "провокацию" моей оплатой его лечения в случае танцевальных последствий! Далеко не каждый может похвастаться таким застольем: много друзей, родных, цветов. Тосты и достойные речи звучали весь вечер.Всё как положено и заслужено в этом зрелом возрасте.

      А напротив меня за столиком кафе сидела… уже немолодая влюблённая пара! Я смотрела на этих двоих,и душевное тепло разливалось всё больше и больше, как всегда при встрече с ними. Их глаза горели особым, излучающим благость, светом, который всегда можно заметить у любящих людей. Улыбки не сходили с их губ, и во всём чувствовался эмоциональный подъём. Пошатнувшаяся было моя вера в любовь снова восстанавливала душевные силы. Возраст влюблённых не укладывался в голове! Узнав от него, что родился второй … правнук, я совсем потеряла дар речи! А она, пытаясь привести меня в чувство, пошутила: «Так он же ещё в 5 классе женился!». Оказалось, что влюблённый постарше нашей юбилярши на несколько месяцев! А его любимой всего 72!

     Иногда он робко обнимал свою подругу, снова и снова восторгаясь её искромётному юмору, будто только что узнавал её, будто не прошло более 25 лет с момента их встречи в нашем бывшем рабочем коллективе, куда он приходил читать свои лекции. «Если б не ваши курсы, я мог бы не встретить Л.Б., - молвил он, чуть поникнув головой, словно сейчас опасаясь самой мысли о судьбе-злодейке. - «Ну как можно не любить её!» - недоумевал великовозрастный Ромео, любуясь со стороны своей всегда, казалось бы,  молодой возлюбленной, у которой бурно подрастала молодая поросль внуков.

     Я знала, что жизнь разбросала их по разным семьям.  Там, ещё задолго до их встречи, родились дети, а потом внуки и правнуки. Чувства долга, ответственности и порядочности заставили их сохранить созданный даже не годами, а десятилетиями привычный семейный уклад,  превратившийся в монолитный фундамент для будущих поколений.
     Но их души не смогли уже расстаться. И сейчас Л.Б., смущаясь как девчонка, пыталась прервать его восторженное красноречие со свойственной ей деликатностью и неиссякаемым чувством юмора.  А у меня не было ни сил, ни желания судить саму Любовь, примеряясь к условностям нашего, порой пуританского,общества, задавленного догмами, казалось бы моральных, законов. Они любили друг друга безусловно, без чувства собственности, просто дарили друг другу свою искренность, не требуя взамен ничего.
О чём-то мило переговариваясь, они весь вечер были вдвоём, а танцы уносили их в глубокие времена уже не первой молодости, в которой и состоялась  судьбоносная встреча.
   Я смотрела на них и ничего не понимала! Как можно было за эти годы сохранить такую свежесть отношений, такое неподдельное уважение друг к другу, такую радость от общения! Наверно, это возможно, если жить, не взирая на морщинки и округлости фигур, полинявшую с годами внешность и ослабший мышечный тонус, если... ЕСЛИ ЖИТЬ В ЛЮБВИ!
   Я всякий раз приходила в немой восторг, когда встречала их в течение уже... нет, ни лет, а десятилетий на наших общих посиделках, перерастающих зачастую в лихие пляски. В посиделках с нередкими спектаклями этой неугомонной затейницы, которая то преображалась в какую-нибудь знаменитость, облачаясь в белые колготки и прикрепив на известное место толстый кактус;  то переодевалась в  цыганочку, грациозно выходя и выплясывая  этот азартный танец; то превращалась в простую русскую бабу и пела чувственно задушевные песни, а по лицу, как сквозь призму увеличительного стекла, сквозил богатый внутренний мир исполнительницы – хотя и не королевы красоты, но обворожительной русской души, которую начинают ценить мужчины, обретшие с годами статус мудреца, способные отличать конфетку от красивой, порой обманчивой обёртки. А не ускользавшие от меня заинтересованные взгляды мужчин да  заразительный смех Л.Б. создавали удивительное впечатление всегда молодой особы.  Когда же на её 50-летие седые «мальчики» с прежней работы принесли ей 50 алых роз, я окончательно поняла: у души возраста нет! И 50 – это не старость, как казалось раньше, а активная, интересная жизнь, не ведомая ещё нам, тогда 30-летним.

     Часто вспоминается фраза из рассказа А.П.Чехова: «Шёл пожилой человек лет тридцати…»!  Достигнув тогда этот заветный рубеж, я улыбнулась наивному восприятию жизни этого молодого человека и начала  всё больше и больше открывать для себя мир отсутствия возраста у нетленной души.
 
     К тому же рядом со мною в то время работала приближающаяся к пенсии Л.М., которую просто, казалось, боготворил её муж, видный мужчина с породистой внешностью, доктор наук, зав.кафедрой в институте,  который частенько встречал жену после работы с тёплой кофточкой или зонтиком,  не разрешая ей носить тяжёлые сумки, а порой трогательно просил меня о помощи – отправить на обед его заработавшуюся Люсеньку.  Или звонил из другого города, чтобы напомнить ей о сроке годности залежавшегося в холодильнике фарша.      Тогда я тихо похихикивала над ними, умиляясь их "старческим выходкам".

     Да и муж нашей дорогой юбилярши ни раз прилетал из Анапы,  где он временно работал, чтобы поздравить свою супругу с 8 марта или днём рождения, ни говоря уже о новогоднем празднике, который встречали всегда вместе.

     И сейчас, глядя с высоты своего возраста на взаимоотношения моих  подруг и их полысевших мужей, снова и снова утверждаюсь в мысли, что душевной красоте не страшны годы.  Красоте,  которая сохраняет уникальность супруга.  Красоте,  которая творит согласие и  понимание друг друга с полуслова, с полувзгляда.  Красоте,  которая творит гармонию жизни!

     И пусть сейчас не на шутку разыгрался культ молодости, где возрастные ограничения занижают планку жизненных прав полных сил (хотя бы духовных!) и вобравших в себя жизненный опыт людей, достигших не только возрастных высот,  но и духовной зрелости. Всё же я верю в разум молодых, с восхищением и уважением смотрящих на по-жилых(!), то есть поживших чуть больше, чем они;  верю в  новое поколение, чувственно впитывающее в себя мудрость наших предков и с почтением принимающее от них эстафетную палочку жизненного опыта;  в молодых, верящих в непреходящие жизненные ценности;  понимающих  то, что у души  нет возрастного ценза, а только скопленный годами духовный багаж,  который и является истинным человеческим богатством.

     Часто иду домой позади одной пары «одуванчиков» - стариков, гуляющих вечером перед сном, возможно скоро вечным.  Без палочек, они плечами опираются друг на друга, как-то под углом синхронно переступая ногами,  и уходят в даль по аллее, воркуя о чём-то своём. Она всегда в кокетливой шляпке, а он в костюме «как на парад». Как на праздник – на праздник жизни,  который каждый человек творит себе сам.  И только от него зависит количество этих праздников в душе!  Поступь стариков нетороплива,  по-своему грациозна и благородна! Какая-то умиротворённость рождается всегда,  когда вижу эту пару, и слова ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ невольно всплывают в моей памяти. Уже закат,  их жизненный закат,  но как он  красив!  И пусть жёлтая сухая листва шуршит под их ногами,  пусть белый снег покрывает их головы,  кружа тихо в свете фонарей. Они идут по жизни,  снова и снова прижимаясь друг к другу, ощущая опору в своём спутнике жизни.
    Наверно, человек приходит на Землю,  чтобы научиться любить!  Любить и творить жизнь!  И это никогда не поздно!
 
Август 2012 г.