Вий в овечьей шкуре

Александр Токарев
Несомненное достоинство нового «Вия» - это то, что картина не является экранизацией повести Гоголя. Это, так сказать, вольная детективная фантазия на тему классического «Вия», осложненная вмешательством иностранного элемента.

И это хорошо. Потому как новая версия истории Хомы Брута и Панночки в любом случае будет советский киношедевр с Куравлевым и Варлей в главных ролях был и будет вне конкуренции.

История, показанная в фильме Олега Степченко, именно детективная, а не мистическая, несмотря на обилие упырей, вурдалаков и прочих вервольфов, возникающих  на протяжении всего фильма и «пугающих» зрителя. Впрочем, пугающих не страхом, а эффектом неожиданности, доведенном до совершенства технологиями 3D. В целом фильм совсем не страшный, в отличие от «Вия» 1967-го, заставлявшего поежиться при первых просмотрах.

Следователем, эдаким доморощенным Шерлоком Холмсом, выступает путешественник-англичанин, колесящий по Малороссии на невероятном «пепелаце». Ему-то и рассказывают казаки «страшную» историю погибели бурсака Хомы. Сама же история держит в страхе всю округу. Парень оказывается не промах. Его пытаются споить, запугать, всячески отвадить от проклятого места. А он все стремится докопаться до истины. Правда, удается это ему лишь отчасти. Версия англичанина оказалась ошибочной, а истина - еще занятней.

Конечно, чтобы понять, что история не столько мистическая, сколько детективная, надо набраться терпения и досмотреть фильм до самого конца. Что само по себе непросто: ведь, несмотря на весь свой динамизм, картина не захватывает и не приковывает к экрану. Уже на середине хочется, чтобы все это побыстрее раскрылось и закончилось. А вместо этого казаки все еще машут саблями и пьют горилку, а рога Вия выползают из-под каждого куста.

К несомненным достоинствам фильма можно отнести фон, на котором разворачиваются события. Место «происшествия» (и на церковь-то мало похожее), расположенное на волнующей высоте, - и жуткое, и красивое одновременно. Природа прекрасна. Чубатые казаки колоритны. Купающиеся дивчины великолепны, как сама Панночка, возжелавшая соблазнить парубка, но погибшая от рук злодея.

Спецэффекты, как уже говорилось, на высоте: запущенный топор летит в зрительный зал, шупальца чудовищ тянутся к горлу смотрящих, летящие черные птички заполняют все пространство вокруг, летающий гроб останавливается прямо перед глазами, казаки на глазах у ошалевшего англичанина превращаются в монстров, а вареники в тарелке начинают прыгать и пищать… Впрочем, все это, как оказалось, порождения страха, у которого «глаза велики».

Фильм надо смотреть в 3D и только на большом экране. В домашних условиях большая часть перечисленных выше достоинств просто не будет замечена, а сюжет… Одним, словом, бывает и лучше.