Саныч

Виктор Дерягин
   На учебно-тренировочном судне "Котлас" моряки обучаются выживанию в критических ситуациях.  Причем теоретические знания грамотно и толково сочетаются с практическими навыками, весьма приближенными к возможным случаям в море, за исключением качки (создающие искусственно "качку" моряки к занятиям не допускаются).

   Однако и в этом серьезном и нужном деле бывали разные случаи. В нашем потоке обучался капитан грунтоотвозных шаланд Гурий Саныч. Это был человек пенсионного возраста. На теоретических занятиях, в силу прогрессирующей глухоты, заколебал вопросами даже самых терпеливых преподавателей - богатых жизненным опытом бывших капитанов.

   И вот наступили практические занятия. Группа Саныча заделывала "пробоины" в учебном трюме. Заделали хомутами и пробками мелкие повреждения, завели деревянные подушки и пластыри на более крупные. Нам из состава следующих групп и преподавателям, находящимся наверху, было видно, как суетился Саныч, мешая всем. Наконец из трюма доложили о готовности.
   - Открыть воду! - распорядился руководитель учения.
   Вскоре со всех сторон учебного трюма хлынули тонкие струи воды, нашедшей слабые места в заделках, и одна из таких струй попала в резиновые штаны Саныча, подмочив его капитанскую "репутацию".

   -Тонем! - завопил он  и двинулся в сторону, по пути выбив упор с большой "пробоины", через которую ринулась вода. Саныч кинулся в другую сторону и вышиб еще один упор - с гораздо  большей "дырки". Вскоре в трюме плавала, борясь с водой, уже вся группа...

  Из помещения, где пожар имитировали подожженные в натуре ящики и банки с пропитанной соляркой ветошью, группе надлежало вытащить "пострадавшего" - набитый сырою ватой манекен. Из задымленного помещения, где был выключен свет, группа в термостойких костюмах, изолирующих противогазах с переносными аварийными фонарями вытащила через несколько минут...Саныча. Пришлось его еще в чувство приводить. вот где пригодились нам полученные в период учебы уроки!
   В бассейн, где отрабатывались навыки спасения на воде, Саныча решили не допускать. Но он убедил преподавателей, что плавает как Посейдон, сразив их афоризмом: "Гении не тонут!" И в бассейн проник. Надо сказать, программу выполнил всю.(Почти всю). Последнее упражнение было такое: снять жилет и, нырнув, продержаться под водой кто сколько может. Саныч, естественно, продержался дольше всех, решив, наверное, разом оправдаться за все экзамены. Он даже достиг дна бассейна! Где и залег, по-видимому, надолго. Извлекли его и, еще раз применив на практике приобретенные навыки, под руки проводили с судна, лишив заодно прав на "выпускной вечер".
Р.S.Cмею заверить, что все это было и лишний раз доказывает пользу такого обучения.
   Вы спросите: а как же этот Саныч проплавал всю жизнь, если ничего не умеет?
   Отвечаю:  он плавал на шаландах, которые и сейчас, не смотря на почтенный возраст, обладают  поразительной живучестью. В загруженном состоянии вода гуляет по палубе этого "полуподводного" флота, график работы весьма напряжен, требует от экипажей постоянной готовности к любым неожиданностям. И они всегда готовы. Не зря к морякам "грязнух" с уважением относятся уважающие себя люди различных видов и назначений флотов всех стран. В том числе и военных. Да будут чисты и безопасны их пути!