Вожди. Послесловие

Игнат Костян
Ни один из исследователей, и тем более писателей, повествующих о североамериканских индейцах, как мне кажется, не познал их полностью, и различного рода литературные произведения, подобные этому, имеют неискоренимый объективный недостаток – взгляд автора на жизнь, события и период времени, через призму свойственного его расе менталитета, который один от другого отличается. Менталитет европейского человека антагонистичен менталитету североамериканских индейцев, даже в современный период, несмотря на давно минувшую культурную ассимиляцию индейцев, превратившую их в американцев.
 Исходя из, казалось бы, обилия различных точек зрения о причинах истребления аборигенов Северной Америки, возникает вопрос: « А что же все-таки произошло и почему?» Однозначного ответа, по моему мнению, читатель интересующийся данной тематикой не получит никогда, так как никто из изучавших эту уникальную расу ученых и энтузиастов достаточно не узнал индейцев. Многие исследователи утверждали, что понимают и чувствуют сердцем все великолепие краснокожих аборигенов, но я не уверен, что это так.
Однажды, прочитав «Илиаду», Наполеон сказал: «Меня особенно поразили грубые манеры героев, в сравнении с их возвышенными размышлениями». Тоже можно сказать и об индейцах. Познание ставит в тупик любого пытающегося дать окончательную оценку краснокожей расе, покоренной европейской цивилизацией, позабывшей впитать в себя то сокровенное, «дикое», по которому она (цивилизация) сегодня ностальгирует.
Теперь слишком поздно. Реальные индейцы ушли в прошлое унеся с собой бесценный багаж знаний о природе вещей, почти не оставив никакого достойного культурного наследия, а по запискам их потомков о той жизни, которую писатели не могли знать, довольно трудно определить, где правда, а где ложь.