Вожди. Тянущий Каноэ

Игнат Костян
Имя этого вождя связано с наиболее воинственной частью народа чероки, которые вошли в историю сопротивления под названием «чикамауга».
На протяжении жизни он выступал против распродажи племенных земель чероки, но не в силах противостоять этому процессу вступил на тропу войны, отделившись от остальной части племени, возглавив непримиримое крыло  – чикамауга. Его имя – Тсию Гансини, что означает «Тянущий Каноэ» (Tsiyu-Gunsini – tsiyu - «каноэ», gunsini - «он тащит»).
Дата его рождения точно не известна, исследователи чероки полагают, что он родился около 1730 или 1737 годов на территории современного восточного Теннеси (графство Монро) в Оверхилле, одном из городов так называемых «горных чероки».
Тянущий Каноэ был сыном знаменитого оратора, дипломата, вождя чероки Аттакуллакуллы (Маленький Плотник), который во времена свое воинской зрелости в 1730 году побывал за океаном на приеме у английского короля Георга II.
В 1750 году Аттакуллакула встал на тропу войны против французов и их индейских союзников. Боевые действия развернулись в долине Огайо.
12-летний мальчик сын Аттакуллакуллы умолял отца взять его собой в поход, но Аттакуллакула возражал, считая, что сын еще не достаточно возмужал, чтобы вершить дела на тропе войны. Когда воины готовились к отплытию по реке, то увидели, что  мальчик пытается столкнуть в воду загруженное под завязку боевое каноэ. Кто-то решил подшутить и предложил парню пари. Мол, если парнишка столкнет каноэ на воду, то заслужит место в отряде, и наравне со всеми будет участвовать в походе. Поднатужившись, на глазах у изумленных воинов и своего отца, парень легко столкнул каноэ. За упорство чероки наградили его именем «Тянущий Каноэ» и взяли в поход.
В период его рождения и юношеских лет белые поселенцы хлынули через горы, вытесняя чероки с исконно занимаемой территории. Чероки в свою очередь попытались компенсировать потерю своих земель за счет войны с соседними племенами чикасо и крик. Чикасо в течение одиннадцати лет оказывали чероки достойно сопротивление. Война между ними закончились поражением чероки, которые с 1769 года запросили мира с чикасо и начали склонять последних к союзу против колонистов.
Накануне американской революции (1775 г.) британское правительство заключило союзнические договора с чероки, которые уступали британской короне земли уже захваченные у индейцев колонистами.
 Используя  подкуп вождей чероки и насильственное вымогательство, метрополия за 1770-1774 гг. завладела двадцатью миллионами акров земли чероки в Джорджии. Продажей земель британской Короне, чероки пытались  таким образом защитить их от наступающих с Востока переселенцев, не понимая того, что на самом деле, они эти территории уже не контролируют. По договорам в Ватанаге (1774 г.) и Сикамор Шоалс (1775 г.), они продали весь восточный и центральный Кентукки Трансильванской Земельной Компании. В историю эта сделка вошла под названием «Купля Хендерсона».
 Индейцы в обмен на земли получили 2 тысячи долларов наличными и 10 тысяч товарами. Участники сделки вожди Аттакуллакулла, Онокостотой и молодой вождь Талцуска прекрасно понимали, что в ходе подписания договора отвечали только за свои действия, хотя на проданной территории проживали  и другие племена, с которыми они, конечно же, не советовались.
По случаю сделки устроили большой пир, однако далеко не все чероки радовались. Один разъяренный воин заявил, что его доля - это всего лишь рубашка, на которую он мог бы заработать всего за день охоты на проданной земле. Это была самая крупная частная земельная сделка в истории США. Полковник Дж.Вашингтон писал: «...есть в этом деле что-то, чего я не понимаю и не одобряю. Частные компании не имели права заключать договоры с индейцами». Вскоре договор был аннулирован. Хендерсон потерял свой вклад. Позже, когда возникала необходимость, все-таки правительство использовало этот договор в качестве доказательства своих прав на земли чероки.
В это время на авансцене истории сопротивления чероки и появляется Тянущий Каноэ, который тогда был младшим вождем племени
и решительно осудил продажу земель предков, предупредив бледнолицых, что «над этой страной туча» и они покупают «мрачную и кровавую землю». Он сплотил вокруг себя патриотично настроенных соплеменников, обосновавшись лагерем у реки Чикамауга-Крик, на месте древнего поселения криков, ставшим позднее столицей чикамауга, неподалеку от современного города Чаттануга (штат Теннесси). В ряды чикамауга вступили многие известные чероки, и в их числе старый вождь Остенако, который  некогда воевал на виргинском фронтире вместе с Джорджем Вашингтоном, Томасом Джефферсоном и Патриком Генри.
 До переговоров 1775 г. в Сикамор-Шоулс Танущий Каноэ был практически неизвестен белым, но в период Американской революции снискал себе прозвище «Дракон».
К этому времени английский губернатор северо-западных территорий, лорд Генри Гамильтон, начал поставлять индейцам оружие и боеприпасы и даже объявил награду за скальпы колонистов. Так метрополия, руками индейцев пыталась в агонии бороться с восставшей с колонией.
 Положение стремительно ухудшалось, в то время как Тянущий Каноэ в отместку  на Сикамор-Шоулские соглашениям, принимает предложение на участие в войне против восставших штатов на стороне англичан. Англичане, в свою очередь, заручившись поддержкой чикамауга, обещают им оказать помощь вооружением и продовольствием.
Но в то же время, англичане, в надежде приструнить колонистов и вернуть их в русло повиновения Короне, одновременно, языком дипломатии, в некоторой степени пытаются сдерживать агрессивных чероки и присоединяющихся к ним  других индейских сил. Англичане  рассылают колонистам письма, в которых призывают последних к вразумлению, и обещают снисхождение короля тем, кто не подастся на призывы выступить против Его Величества. Вашингтоновская разведка перехватывая эти послания, вносила в них «коррективы» так, чтобы сформировать у колонистов чувство страха пред нападением индейцев, и тем самым усилить антибританские и антииндейские настроения.
Но Тянущий Каноэ вскоре перестает реагировать на сдерживания своего союзника. Он, заручившись поддержкой вождя шауни Маисового Стебеля и вождя Ворона из Чоты, осуществляют набег на поселение колонистов Картерз-Вэлли. Вождь Абрам из Чилоуи осаждает форт Ватагуа.
Потерпев неудачу в ходе этих набегов, Тянущий Каноэ,  отделившись от союзников,  в июле громит поселения на реке Хольстон, и  нападает на форт Итон-Стэйшин. Но и здесь чикамауга получают достойный отпор.
Во время боя Тянущему Каноэ простреливают обе ноги, ранят и его брата, Совенка. Поняв, что американцы слишком сильны, чикамауга вынуждены отступить в район Чаттануги. К ним присоединились и чероки нижних городов в Южной Каролине.
В среде окружения Тянущего Каноэ зреет заговор. Старейшины, включая вождя Оконостототу, принимают предложение противника о сдаче и выдаче Тянущего Каноэ за 100 фунтов. 4 июля 1776 г. в форту Патрик-Генри (где сейчас стоит город Кингспорт, штат Теннесси) состоялось первое празднование Дня независимости, куда колонисты пригласили и вождей чероки. По замыслу здесь планировалось пленить Тянущего Каноэ и тем самым вбить клин в отношения между индейцами и англичанами. Однако умудренный опытом и наделенный волчьим чутьем вождь, предпочел остаться дома, в Чикамауга-Тауне. Заговорщики остались ни с чем, никто из соплеменников не посягнул совершить предательство и выдать своего лидера.
В обоих случаях о  планах чикамауга колонистам становилось известно от двоюродной сестры Тянущего Каноэ – Нэнси Уорд, черокские имена Тсистунагиска (Дикая Роза) и Наньехи («Та, кто ходит вокруг»), которая испытывала симпатии к колонистам и была против войны чикамауга с ними.
По окончании Американской революции она вышла замуж за ирландского торговца Б.Уорда. Нэнси пользовалась уважением и определенным авторитетом среди чероки, получила титул ги-гау (любимицы) за то, что в битве с криками в 1755 году, подхватила мушкет павшего мужа и продолжала сражение, подняв чероки в атаку. В период Американской революции Нэнси, с одной стороны воевала на стороне чикамауга – участвовала в планировании набегов, а с другой –  сообщала о планах Тянущего Каноэ поселенцам. Утверждали, что двойственность Нэнси определялась ее убеждениями, и в большей степени она склонялась на сторону тех вождей чероки, которые ратовали за мирные отношение с колонистами, и считали Тянущего Каноэ таким же «мятежником», как и самих американцев. Подобное «стремление к миру» снискало Нэнси широкую популярность у колонистов. В 1780 г. она пыталась ее использовать, чтобы остановить очередную карательную экспедицию. Однако добилась она лишь того, что американцы не тронули ее родной город – Чоту. К концу жизни Нэнси разочаровалась в белых, и на совете вождей 1817 г. призывала прекратить распродажу племенных земель. Скончалась она в 1824 г.
В сентябре 1776 года, американцы предприняли ответный рейд в сердце страны чероки. Ополчение, состоявшее из фермеров и не различало мирных чероки от воинственных, поэтому не гнушалось массовыми убийствами и грабежами. Американцы разрушили более 36 городов чероки, убивая всех мужчин, женщин и детей, которых они только могли найти.
Обездоленные и ослабленные чероки в 1777 году запросили мира. Воспользовавшись слабостью противника, американцы под прицелом ружей вынудили Тянущего Каноэ и других лидеров чероки подписать договора в Девиттс-Конер (май) и Хольстоне (июль), по которым индейцы отдавали почти все земли в Северной и Южной Каролинах.
Выражая свое несогласие условиями договора Тянущий Каноэ летом этого же года осуществляет ряд опустошительных набегов на поселения фронтира в южной Виргинии, убивая фермеров и сжигая их поселки.
Скрываясь от преследования отрядов ополчения, Тянущий Каноэ на два года уводит чикамауга и входивших в его войско шауни, криков метисов, негров и даже белых изгоев на юг, в Джорджию, где присоединяется к военной компании англичан.
В течение двух лет, он, соблюдая условия мирного договора, остается враждебно настроенным по отношению к американцам.
К 1779 году с обеих сторон мир начинает трещать по швам. В апреле американцы вновь собирают ополчение и проводят карательную экспедицию по территории чероки. Отряд во главе с полковником Эваном Шелби и капитаном Джоном Монтгомери спустился из форта Патрик-Генри вниз по реке Теннесси и выйдя в устье Чикамауга-Крик, захватил в плен рыбака-индейца заставив того указать дорогу к столице Тянущего Каноэ.
В результате уничтожено 11 городов мятежных чикамауга в районе Чаттануги.
Томас Джефферсон докладывал Д.Вашингтону, что люди Шелби захватили 20 тысяч бушелей зерна, товаров на 25 тысяч фунтов, 100 голов скота и 150 лошадей. Затопили индейские лодки, поднялись выше по реке и уничтожили город брата Тянущего Каноэ – Совенка.
Узнав об этом, Тянущий Каноэ и его воины возвращаются из Джорджии. Они отстроили свои города заново, однако через три года, в 1782 году конница Джона Севьера снова разрушила их. После этого Тянущий Каноэ отступил дальше на юг и основал там новые поселения – будущие Пять Нижних Городов чероки.
Как уже отмечалось, в отрядах чикамауга Тянущего Каноэ воевала разношерстная публика, много метисов, различного рода бандитов, которые присоединялись к чикамауга, преследуя различные цели и намерения. За преступления, чинимые этими головорезами, расплачиваться приходилось индейцам.
    В это время вождь шауни Текумсе проводит объединительную политику всех враждующих с американцами племен, выясняя при этом позицию вождя чикамауга. Текумсе располагал информацией якобы о намерениях Тянущего Каноэ прекратить войну с американцами, поэтому в этой связи и направил к нему своих послов. «Нас еще не завоевали, – успокаивал послов Тянущий Каноэ, – поэтому какой смысл мне сдаваться».
Подтверждая свои намерения оставаться на тропе войны, он направляет на север к шауни отряд чикамауга, для оказания тем военной помощи. В свою очередь, к чероки прибывает группа шауни, в том числе овдовевшая мать Текумсе с детьми. Старший брат Текумсе несколько лет воюет на стороне чикамауга, но погибает во время набега на Нэшвилл.
В 1780 году чикамауга под предводительством Тянущего Каноэ участвуют в защите занятого англичанами города Огаста, после чего, вернувшись домой возобновляют набеги на поселения в Теннесси, Алабаме и Кентукки.
Через год (1781) американцы вынудили ослабленных в войне чикамауга подписать второй Хольстоский договор, согласно которого подтверждались прежние уступки племенных земель колонистам и добавлялись новые.
Американская революция близилась к завершению. Англичане проиграли войну с колонией, фактически бросив своих индейских союзников на произвол судьбы.
Чикамауга понимали это, но складывать оружие не собирались и рассчитывали продолжать борьбу против американцев собственными силами.
В августе 1788 года Тянущий Каноэ разгромил отряд ополченцев Джозефа Мартина – зятя Нэнси Уорд, который во главе отряда в 500 человек (это было ополчение непризнанного штата Франклин) вступил в старые земли чикамауга. Разведотряд высланный Мартином к подножию горы, были атакован превосходящими силами чикамауга, в этой атаке участвовал сам Тянущий Каноэ. Разведчики понесли большие потери и обратились в бегство. Это была первая победа чикамауга над бледнолицыми в открытом бою. Мартин правильно оценил силы противника и принял разумное решение вернуться восвояси.
Входе боевых действий чикамауга были вынуждены медленно отступать на север, в долину Огайо, где в 1790 году несколько отрядов Тянущего Каноэ присоединились к шауни и приняли участие в так называемой «Войне Маленькой Черепахи», получившей название по имени мятежного вождя майами. Остальные же продолжили локальные боевые действия против американцев на своей территории.
Коалиция племен Огайо, в которую входили и чикамауга Тянущего Каноэ, одержала ряд побед над американцами благодаря помощи вооружением оказанной испанскими правительствами Флориды и Луизианы.
Так у реки Вабаш (Уобаш) в ноябре 1791 года объединенные силы индейцев ночью скрытно окружили лагерь регулярной американской армии, а поутру внезапно атаковали его, убивая солдат прямо в туалетах. В сражении принимало участи по 1000 человек с каждой стороны. В один день США лишились четверти всей регулярной армии, это было самое позорное поражение армии США за всю историю колонизации континента. Потери индейцев составили 21 человек убитыми, 40 ранеными.
Известие о победе при Вабаш поразило Тянущего Каноэ, и он начал питать надежду относительно повторения такой победы, но уже в землях чикамауга. В 1792 году он посетил с дипломатической миссией вождей мускоги, чокта и чикасо, намереваясь склонить их к участию в единой войне против бледнолицых. Согласились все кроме чикасо.
Воодушевленный результатами миссии Тянущий Каноэ вернулся домой. В честь его возвращения в городе Уцутигвайи соплеменники устроили пиршество и пляску скальпов, в которой принимал участие лично сам Тянущий Каноэ. Наутро, 1 марта 1792 года, Тянущего Каноэ нашли мертвым. Вождь по официальной версии скончался от инфаркта, так как неоднократно жаловался на боли в сердце. На то время ему исполнилось около 54 лет. Его похоронили в Амогаюньи.
На съезде вождей в городе Устанали память покойного почтили проникновенными речами и установили в его честь монумент. Вождь Инали, племянник Тянущего Каноэ, в своей речи назвал его «совестью нашей страны».
Вождем чикамауга после смерти тянущего Каноэ стал метис Джон Уоттс из Уиллстауна, племянник знаменитого вождя чероки Кисти-старшего, который продолжил войну чикамауга. Они сопротивлялись еще около двух лет, после чего окончательно сложили оружие, потерпев поражение при Фоллен-Тимберс.
Такова краткая история войны чикамауга связанная с именем вождя чероки – Тянущего Каноэ.