Вожди. Сэмпсон Уилл

Игнат Костян
Сэмпсон Уилл (1933–1987) – чистокровный индеец племени маскоги (крик). Художник, киноактер, один из лидеров в борьбе коренных американцев за свои права. Его индейское имя Каскана (Kvskvna или Kvskvnv в написании на маскоги) означает «Левша», – родился недалеко от г. Моррис, штат Оклахома. Он принадлежал к роду Тигра Красной Фратрии. Родственники и близкие друзья звали его Санни.
Получив 8-летнее школьное образование, У. Сэмпсон с 14 лет начал выступать в родео, работая ковбоем на одном из ранчо. После проходил службу в военно-морском флоте США. Демобилизовавшись, некоторое время работал лесорубом, строителем, чернорабочим на нефтепромысле, потом снова ковбоем на ранчо.
С конца 1940-х до начала 1970-х гг. У. Сэмпсон выступал в родео и не раз становился чемпионом этой традиционной ковбойской игры в разных видах соревнований.
Сэмпсон предпочитал самый опасный вид родео: «буллрайдинг» - укрощение разъярённого быка. Задача наездника в этих соревнованиях или продержаться как можно дольше верхом на взрослом быке или, на скаку пересев с лошади на спину бычку-двухлетку, повалить того наземь.
Конец карьере наездника положил перелом ноги, а вскоре после выздоровления тяжёлая травма спины, потребовавшая оперативного вмешательства.
До сорокалетнего возраста Уилл Сэмпсон искал путь самореализации в различных профессиях, перепробовав множество специальностей. Своё же призвание нашел в живописи, с детства увлекаясь рисованием. Он преимущественно вёл образ жизни странствующего художника, что не мешало периодически выставлять свои работы, добиваясь признания профессионалов.
Являясь, по сути, художником-самородком, он рисовал постоянно, осмысляя в творчестве культурные образы народа маскоги, обращаясь к сюжетам истории некогда могущественной Конфедерации криков. Динамичные, искрящиеся юмором зарисовки сцен родео показывают, что художник действительно обладал «фотографической памятью».
Сэмпсон писал пейзажи Дикого Запада, наполненные философским постижением единства земли и неба. Реалистичные только на первый взгляд существа (люди и звери), написанные художником, невесомо парят в многоцветных небесах, сгустившихся до плотности земной тверди.
Начинающий индейский художник уже иллюстрировал такие издания, как «Куотэ Хорс Джорнэл» и «Аризона Хайуэйс», «Интернэшнл Петролиум Экспо» и «Хайлайн Хай-Лайтс/Централ Электрик» (последнему принадлежали права на издание «Клевис Браун»). Молодой Сэмпсон выполнял также индивидуальные заказы губернатора Оклахомы Джорджа Ная.
Свою первую награду как художник У. Сэмпсон получил в Филбрукском центре искусств в 1951 году, и с тех пор ему постоянно доставались премии за акварели и живописные полотна. В марте 1967 года ему присуждена высшая награда Культурного фонда Окмулги в номинации «Зрелищные и художественные искусства».
Творчество Уилла Сэмпсона получило общественное признание, что выразилось в премиях «Приз жюри» и в звании «Самый популярный художник», которые не раз присуждались ему на художественных выставках. Как живописец он был удостоен звания «Выдающийся индеец года» на Ежегодной выставке работ индейских художников в Анадарко, штат Оклахома. Сэмпсон оказался в числе лучших художников, которые получили право демонстрировать свои полотна в Смитсоновском институте на выставке индейского искусства «Первооткрыватели Америки». Работы Сэмпсона в разное время выставлялись не только в Смитсоновском Институте, но и в Библиотеке Конгресса, в Музее Эймона Картера, в Музее Джилкрис, в Центре искусств Филбрука, в Доме Совета Нации Криков в Окмулги. Сегодня большинство его работ хранится в частных коллекциях и в музеях штата Оклахома.
В конце 1960-х гг. Уильям Сэмпсон занимал посты вице-президента Союза художников Оклахомы и директора Художественной галереи вождей в родном городе Окмулги.
В конце 60-х – начале 70-х годов Сэмпсон, несмотря на свою успешность, не смог оставаться в стороне проблем североамериканских индейцев. В этот не долгий период своего увлечения правозащитной деятельностью он встает на путь активной общественно-политической борьбы, отстаивая интересы проживающих в нищете индейцев резерваций. Судьба сводит его с видными на то время политическими активистами коренных американцев Дэнисом Бэнксом и актером Расселом Минсом.
Экстремистский путь в решении социальных проблем этих неординарных индейских лидеров пришелся не по душе гуманисту Сэмпсону, в связи с чем он перестал разделять идею вооруженного индейского сопротивления. Устраняясь от активной общественной и политической жизни, Сэмпсон на некоторое время замкнулся в себе и пристрастился к алкоголю.
Но в 1975 году его судьбе произошел резкий поворот. Пройдя кастинг, Уилл Сэмпсон получил роль Вождя Бромдена в знаменитом впоследствии, оскароносном фильме М. Формана по роману К. Кизи «Полет над гнездом кукушки». К сожалению, в отечественный прокат долгое время запрещённый в Советском Союзе к показу этот фильм вышел лишь 12 лет спустя, в год смерти У. Сэмпсона. Однако наш зритель к тому времени уже был знаком с актёром по более поздним его работам. В конце 1970-х в кинотеатрах Союза шла «экологическая драма» «Смерть среди айсбергов». А на XI Московском Международном кинофестивале в 1979 г. была показана в конкурсной программе психологическая драма «Индеец Ястреб» с У. Сэмпсоном в главной роли (за её исполнение У. Сэмпсон был номинирован в 1980 г. на получение канадской премии «Гений» как лучший иностранный актёр).
К своим 45 годам «новичок» оказался уже в числе наиболее снимаемых и высокооплачиваемых звёзд Голливуда, играл и на сцене. Правда, сам он к своему успеху относился скептически, полагая, что ни один из последующих его фильмов (около 30, включая телесериалы, за 12 лет) так и не достиг уровня картины «Полет над гнездом кукушки», несмотря на то, что многие фильмы с участием Сэмпсона номинировались на престижные премии и были удостоены некоторых из них.
Окончательно порвав с политикой, У. Сэмпсон продолжал считать живопись своим призванием, а работу на съемочной площадке увлечением приносящим кусок хлеба.
В зените актёрской славы У. Сэмпсон осознавал ответственность перед наследием предков и соплеменниками. Этот двухметрового роста плечистый индеец с благородным профилем «краснокожих вождей» и умным взглядом совершил, по признанию критики, революцию в американском кинематографе, явив (на смену «дикарям») исполненный достоинства образ современного американизированного индейца.
Персонажи Уилла Сэмпсона мужественны и благожелательны, снисходительны и сдержанно ироничны. Обладающие независимой волей и свободой суждения, они сильны, сострадательны и не испытывают ненависти к миру «белого американца».
 В 1979 г. канадские индейцы на специальной церемонии нарекли У. Сэмпсона новым именем - Owlman (Аулмэн, Человек-Филин), признав за ним мудрость предков и навеки избрав его Великим вождем всех американских аборигенов. Это имя Сэмпсон с гордостью носил как титул.
Проблемы свободы и достоинства личности, поставленные У. Сэмпсоном в его творчестве, носят общечеловеческий характер, выходя далеко за рамки «национального вопроса». Однако каждая роль Уилла Сэмпсона непременно включает мини-монолог, посвящённый той или иной проблеме «индейского мира». Вместе взятые, эти проблемы составляют суть актуальных претензий (экономических и юридических) со стороны «коренных наций» к властям США. Утверждают, что эта «публицистика» именно по настоянию кинозвезды вводилась в сценарии всех фильмов, где он снимался.
К чисто публицистическим работам Сэмпсона (попавшим в историю индейской журналистики) можно отнести короткометражные документальные фильмы, в которых он выступал в качестве рассказчика и соавтора. Эти фильмы, распространявшиеся на видеокассетах, поднимали наиболее острые вопросы взаимоотношений белого и индейского сообществ. Так, широкую известность получил документальный сериал индейского кинорежиссёра Ф. Лукаса «Образы индейцев»: пять получасовых фильмов об эволюции голливудских стереотипов «краснокожих».
Сложившаяся кинокарьера и общественное признание побудили Сэмпсона вновь заняться общественной деятельностью в конце 70-х. Отвергая экстремистский путь борьбы, Сэмпсон старался реализоваться как сын своего народа не только в кинематографе и живописи. Он посещал тюрьмы и школы в индейских резервациях, проводя беседы, передавая значительную часть актёрских гонораров на поддержку программ по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди индейцев.
Поддерживал материально индейский культурный центр «Рассветная звезда» («Daybreak Star») в Орегоне. Являлся основателем такой уникальной некоммерческой организации как Институт индейского кино в Сан-Франциско (American Indian Film Institute), проводящей ежегодные фестивали индейского кино.
По инициативе и при финансовом участии Сэмпсона и его друзей (в первую очередь Зои Эскобар, бывшего личного секретаря У. Сэмпсона и первого исполнительного директора новой организации) возник Реестр индейцев-актёров и технических работников кинематографа в Лос-Анджелесе. Реестр выполнял функции актёрской картотеки и национального бюро по трудоустройству. В голливудских фильмах, благодаря основанной Сэмпсоном указанной организации, исполнять роли индейцев стали индейцы, а не загримированные представители европейской расы или мексиканцы. Получивший несколько премий «Оскар» фильм «Танцы с волками» – блестящее доказательство успешной работы этой организации. Сэмпсону, однако, не суждено было порадоваться победе. На 54 году жизни он скончался в Хьюстоне.
 
Как это было:
 03.06.1987 г. на 54-ом году жизни через шесть недель после трансплантации сердца и лёгких скончался в клинике г. Хьюстон, штат Техас, американский актёр Уилл Сэмпсон, известный нам по фильмам «Полет над гнездом кукушки», «Баффало Билл и индейцы», «Смерть среди айсбергов», «Белый бизон», «Индеец Ястреб», «Ничтожество», «Полтергейст-II: по ту сторону», «Идущий в огне» и др.
Необходимость операции была вызвана прогрессированием хронического аутоиммунного заболевания склеродермия, которым актёр страдал последние 10 лет жизни, и которое, возможно, явилось следствием травмы позвоночника, полученной Сэмпсоном в начале 1970-х гг.).
Неординарная личность, безвременно покинув сей мир, оставил о себе память, со временем всё более обрастающую легендами.
Так, об Уилле Сэмпсоне пишут, что был он (в жизни, не только на экране) могущественным, авторитетным шаманом в нескольких индейских общинах и пал жертвой злых сил, магическим образом спасая от проклятия съёмочную группу фильма «Полтергейст» (знаменитого проклятия, унесшего, как утверждала пресса, жизни нескольких человек, в том числе самой 12-летней исполнительницы главной роли). Намекают, что и кончина Сэмпсона несёт в себе некий ритуальный смысл. Сэмпсон настоял на пересадке сердца и лёгких в полном сознании того, что ослабленный болезнью организм такой операции не перенесёт.
Достоверно известно лишь то, что, родившись в индейской семье баптистов, Сэмпсон вопреки семейной традиции не принял в отрочестве крещения и всю жизнь исповедовал индейский духовный путь, наставляя в нём неофитов. Он стал одним из признанных духовных лидеров национального возрождения коренных американцев.
Сэмпсон поистине был личностью неординарной. К каждому он поворачивался одной из своих граней, видимой только этому человеку. Он умел быть простым, незамысловатым, интеллектуалам казался изощрённым, тем, кто помешан был на мистике, виделся гуру, прагматикам являлся циничным. Все признавали его авторитет, поражаясь начитанности и широте кругозора. Мужчины отмечали его дружелюбие и тонкое чувство юмора, женщины просто обожали, храня ему верность и после расставания, и после его ухода в мир иной.
Каким он был?
Личная жизнь киноактёра всегда привлекала к себе особое внимание, будучи овеяна тайной. Количество детей Сэмпсона от разных жён с шести впоследствии увеличилось в полтора раза. Он принимал живейшее участие в воспитании всех девяти отпрысков.
Старший сын Тим, также чистокровный крик, вдали от отца и от собственной матери, воспитывался на ранчо Сэмпсона в Оклахоме под присмотром тёти и любимой бабушки, пробовал себя в качестве каскадёра, унаследовал от отца любовь к живописи и игре на акустической гитаре.
Закончив школу, Тим Сэмпсон перебрался к отцу и, начав с появлений в массовке за его спиной, выстроил впоследствии собственную голливудскую карьеру. Наиболее известный у нас фильм с участием Тима Сэмпсона – драма «На тропе войны» («War Party») (1988), в которой можно видеть, как легко проломить безопасную «корку» современности и сгореть дотла в хлынувшей лаве живой истории.
Несколько лет назад вдове актёра вручена престижная награда, которой посмертно был удостоен Уилл Сэмпсон за создание неординарных образов на экране и общий вклад в развитие кинематографа.
Родственники и друзья У. Сэмпсона прилагают усилия к увековечению его памяти. Ходят слухи о создании документального фильма о У. Сэмпсоне, о публикации блистательных воспоминаний старшей сестры актёра Нормы.
Однако уже теперь на карте Оклахомы отрезок (между Престоном и безымянным хутором) трассы, прозаически называющейся E0900Rd, обозначен как Will Sampson Road, «Дорога Уилла Сэмпсона». Действительно именно по ней любознательный индейский мальчик шагнул когда-то из родного дома в большой мир. И последний путь Уилла Сэмпсона привёл его на родину: по завещанию, актёр похоронен на индейском кладбище в Оклахоме, недалеко от места, где родился.
В сентябре 2008 г. к 75-летию со дня рождения актёра память о нём увековечена в г. Талса (это второй по величине город и культурная столица шт. Оклахома): на Аллее Славы возле здания Circle Cinema (Саут Льюис Авеню, 10) состоялась церемония закладки медальона с именем Уилла Сэмпсона. Церемония состоялась в присутствии сенатора штата Оклахома (гражданина Нации Маскоги) и под председательством Второго вождя Нации Маскоги.
В 2009 г. Зоя Эскобар издала в Сиэтле (штат Вашингтон) написанную ею биографию Уильяма Сэмпсона с его живописными и графическими работами в качестве иллюстраций.
«Есть три способа избежать хулы: ничего не говорить, ничего не делать, ничего собой не представлять.» (У. Сэмпсон)