Вожди. Сиэтл

Игнат Костян
Сиэтл, или Сиатль (ок. 1786 —1866) (на языке лушуцид – Си’атль), , варианты написания имени на английском языке: Seathle, Seathl или See-ahth – вождь племён суквомиши и дувомиши, проживающих на территории современного штата Вашингтон.
 Сиатль родился около 1786 г. близ современного города Блейк-Айленд в штате Вашингтон. Его отец был вождем племени суквомишей, а мать – Вуд-шо-лит-са из племени дувомишей.
 Уже в молодости Сиатль являлся лидером военных отрядов суквомишей, выступавших против враждебных племен чемакум и склаллам на полуострове Олимпик.
 Будучи военным вождем, Сиатль наряду с другими вождями использовал захваченных в походах пленников в качестве рабов.
 Среди жителей побережья залива Пьюджет-Саунд он выделялся высоким ростом (почти 1 м 80 см) и широким телосложением, за что получил прозвище Le Gros (франц. «большой»). Он также был известен как искусный оратор, с громовым голосом. Его первая жена Ла-Далия умерла, родив дочь. Вторая жена, Олахл, родила ему трёх сыновей и четырёх дочерей. Наибольшую известность из его детей получила его первая дочь Кикисоблу, известная также как принцесса Анджелина.
 Сиатль принял крещение в католической церкви примерно в 1848 г. и получил христианское имя Ной. При этом он придерживался и традиционных религиозных воззрений, сохраняя веру в духов-покровителей. В постоянной борьбе за власть с другими вождями Сиатль постепенно утрачивал влияние, среди соплеменников уступая в борьбе вождю Патканиму из племени снохомиш. Но авторитет Сиатля в роковой для него час подняли белые переселенцы, когда последним удалось изгнать его оппозиционных соплеменников из традиционных мест проживания суквомишей. С этого периода Сиатль становится последовательным сторонником политики мирного сосуществования с белой расой.
Дружба с доктором Мэйнардом способствовала проведению ряда мирных переговоров с соседними племенами, в результате чего вожди этих племен встали на сторону Сиатля и установили в свою очередь мирные отношения с поселенцами. Доктор Мэйнард в знак благодарности Сиатлю за его миротворческую деятельность убедил поселенцев городка Дуомпс (Duwamps) переименовать его в город Сиэтл в честь вождя Сиатля.
 По требованию Сиатля его соплеменники не участвовали в Битве при Си-этле 1856 г. После этого он отказался переселить своё племя в созданную для него резервацию, поскольку считал, что смешение племён дувомишей и снохомишей, традиционно враждовавших друг с другом, приведёт к кровопролитию. Мэйнард провёл переговоры с правительством и убедил его в необходимости уступок Сиатлю. Сиатль часто посещал город, названный в его честь, где его сфотографировал в 1865 г. Э. М. Сэммис.
В последние годы жизни Сиатль утверждал, что лично видел корабли экспедиции Дж. Ванкувера, который исследовал залив Пьюджет-Саунд.
Сиатль умер 7 июня 1866 в суквомишской резервации в Порт-Мэдисон, штат Вашингтон. Старшая дочь Сиатля, известная под прозвищем принцесса Анджелина, отказалась переселиться в резервацию. Её хижина стояла на пересечении двух крупных улиц Сиэтла, где она торговала изделиями ручной работы. Она умерла в глубокой старости.
Могила Сиатля находится на племенном кладбище суквомишей.
В 1890 г. группа жителей Сиэтла во главе с Артуром Армстронгом Денни соорудила на его могиле памятник с надписью «Сиэтл, вождь суквомпов (то есть суквомишей) и союзных племён, умер 7 июня 1866 г. Надёжный друг белых, в честь которого город Сиэтл был назван его основателями». На обороте надпись гласит: «В крещении – Ноа Сиатль, умер в возрасте около 80 лет». Могила была восстановлена, в 1976 г. добавлена новая скульптура.
Племя суквомишей почитает Сиатля, отмечая каждую третью неделю в августе Дни вождя Сиатля.
В честь Сиатля назван не только город Сиэтл, но и множество мест и учреждений.
Бомбардировщик Второй мировой войны B-17E «летающая крепость» под названием «Вождь Сиэтл» был построен на средства облигаций, приобретённых жителями Сиэтла. (авт. историческая справка)

Как это было:
 Существуют противоречивые сведения о знаменитой речи Сиатля, в которой он призывал уступить индейские земли белым. Даже дата и место произнесения речи являются предметом споров. Однако наиболее распространённая версия гласит, что 11 марта 1854 г. Сиатль, произнёс речь на собрании в Сиэтле. Собрание созвал губернатор Айзек Инголс Стивенс для обсуждения вопроса о передаче или продаже индейских земель белым поселенцам. Доктор Мэйнард представил Стивенса, который затем вкратце объяснил свою миссию, которую уже хорошо понимали все присутствующие. Затем слово дали Сиатлю. Он возложил свою руку на голову намного боле низкого по росту Стивенса и говорил долгое время с большим достоинством. Точное содержание его речи неизвестно, тем более что он говорил на языке лушуцид, кто-то переводил его речь на чинукский диалект, и ещё один человек – с чинукского на английский.
 Несколько лет спустя д-р Генри Смит записал на английском языке речь на основании своих заметок. Это был текст, пересыпанный цветистыми выражениями, в которых Сиатль якобы поблагодарил белых поселенцев за их щедрость, затем потребовал заключения договора, который бы гарантировал доступ индейцев к местам захоронения предков, и затем говорил о контрасте между богом белых людей и собственными богами. Смит отмечал, что он записал «всего лишь фрагмент его речи». Современные исследователи ставят под сомнение «перевод» Смита. Речь Сиатля, благодаря многочисленным пересказам и несохранившемуся фильму, созданному для баптистской Христианской комиссии радио и телевидения, получила широкое распространение в американской массовой культуре и обросла при этом фантастическими подробностями. При этом спорным является как содержание речи, так и существование письма, которое якобы было записано со слов Сиатля и отправлено президенту Франклину, но так и не обнаруженное в архивах.