Управление гневом

Петр Лебедев
Недавняя стрельба в школе, расправа ученика над учителем. В основе конфликта - борьба личностей, учителя и ученика, сломанные властью учителя амбиции. Потом - взрыв адреналина, муки от обиды, муки маленького человека, которого "не ценят". И вместо Акакия Акакиевича с его "зачем вы меня обижаете", появляется Раскольников с его "я не тварь дрожащая, я право имею". И честолюбивые надежды - доказать товарищам, что крут и непререкаем, "не терпила" -  бредовые, непреодолимые идеи поквитаться за обиду; возможно там было что-то поболее, чем просто невысокая оценка за знания, но и личностная оценка. За это лермонтовский персонаж мог и выстрелить. Или мальчик из Достоевского с его :"Я не обязан давать вам отчет в своих чувствах". Раскрытие в человеке гордого мира идеи и достоинства, ударившее через край. Рождение личности произошло через катастрофу, непоправимый и ужасный поступок.

Какие выводы, кроме очевидных - уважать человека в ученике, не ставить на первое место рейтинги, а воспитывать человеческое, гуманитарное измерение? Конечно, нужно объяснять, что главные победы человека - это те, которые он одерживает над собой, над своим нравом, над своими разрушительными эмоциями.

Есть этот закон - муки обиды преображаются в свет в душе, который нужно учить зажигать людей гордых. Но даже Пушкин, зная и ценя максиму "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение", не смог уклониться от выстрела. Так что есть над чем работать, а я по себе знаю, что можно побеждать гнев и обиду без ущерба для чести, так как ощущаешь ее сам и те, чье мнение тебе по-настоящему дорого, живы они в реальности или только в памяти.

У меня были учителя, научившие бороться с собой и побеждать. И ох, нелегко это дается. Но этому можно и нужно учить.