Вожди. Пелтиер Леонард

Игнат Костян
Пелтиер Леонард 1944 г.р. Для многих коренных американцев он – мученик–герой, осужденный за преступление, которого не совершал. Талантливый писатель, художник и борец за права коренного населения США.
Леонард Пелтиер принадлежит к племенам анишинабе (чиппева) и лакота, родился 12 сентября в штате Северная Дакота в резервации Тетл Маунтан. Его отец и мать работали на медном руднике. Суровые условия существования и постоянная нехватка средств привели к неразрешимым противоречиям в семье. Мать начала заниматься проституцией, а отец в свою очередь запил. Вскоре родители расстались, и Леонард попал в государственную «индейскую школу Вахпетон» с жесткой дисциплиной, нацеленной на культурную ассимиляцию. После окончания школы Леонард отправляется в резервацию Тетл-Маунтин, где поселяется у своего отца. Полицейский режим в резервации, нацеленный на выживание ее обитателей из города, породил серию протестных выступлений индейцев, в которых Леонард принял участие в качестве политического активиста.
В 1970 году Пелтиер стал участником Движения американских индейцев (ДАИ), соратником его основателя Денниса Бэнкса. Пелтиер участвовал в «захвате» Агентства по делам индейцев (АДИ) и вооруженном вторжении в Форт-Лотон, в 1972 году.
В 1975 году Пелтиер поселяется в резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте, где оказывает содействие племени оглала-лакота в организации общинных мероприятий и народных религиозных церемоний.
В этот период активисты ДАИ становятся объектами повышенного интереса ФБР, которое усиливает за ними наблюдение и проводит серию арестов членов Движения.
В резервациях лакота местные жители подвергались систематическим издевательствам внутренней полиции. Кроме того, условия жизни: нищета, отсутствие работы, игнорирование просьб и требований индейцев местными административными органами привели к ряду вооруженных столкновений лакота с полицейскими.
26 июня агенты ФБР Джек Коулер и Рональд Уильямс вторглись на ранчо Джампинг Булл – частную собственность, чтобы арестовать молодого коренного американца по обвинениям в экстремистской деятельности. В то время многие члены ДАИ и их сторонники разбили лагерь на этом ранчо, чтобы предоставить поддержку и защиту старейшинам племени. В результате перестрелки с индейцами двое агентов ФБР и один коренной американец погибли. Более тридцати оглала, включая женщин и детей, были окружены 150 агентами ФБР и спецподразделениями полиции.
Леонард Пелтиер, как впоследствии было установлено, находился в числе зачинщиков и участников вооруженного сопротивления властям. Но задержать его тогда не представилось возможным, по причине его бегства в Канаду. Пелтиер оказался в списке десяти разыскиваемых наиболее опасных преступников.
В начале 1976 года Пелтиера арестовали и предъявили обвинение в убийстве сотрудников ФБР. Он был приговорен к двум пожизненным заключениям в тюрьме усиленного режима и находится сейчас в Левенворте (штат Канзас).
Почему же справедливость приговора Пелтиеру сегодня ставится под со-мнение? Потому, что защита заявляет о неправомерном ведении судебного процесса, включая признанную фальсификацию и сокрытие улик, отсутствие свидетелей, давление на свидетелей, фабрикацию результатов судебной экспертизы.
В 1991 году судья Хини в аппеляционном суде восьмого округа в письме к сенатору Иноуе написал: «Правительство США действовало несоразмерно круто в деле Вундед-Ни. Вместо осторожного подхода с учетом обид коренных американцев ответом было военное насилие, что кончилось смертоносной стрельбой 26 июня 1975 года. Правительство США должно разделить ответственность с коренными американцами за эту перестрелку… роль правительства можно расценить как отягчающее обстоятельство. Судья Хини в прилагаемом письме рекомендует помилование (или сокращение срока) мистера Пелтиера как часть примирительного процесса».
Единственное явное доказательство против Пелтиера – он был среди тридцати соплеменников, находившихся во время убийства на ранчо.
Леонард Пелтиер по-прежнему играет важную роль в культуре и общест-венной жизни коренных американцев. Он продолжает свою деятельность даже за решеткой. Условия его заключения очень тяжелы, и он страдает многими заболеваниями, но этот «любимый дед», как называют его индейцы продолжает помогать своему народу. Он признанный в США поэт, прозаик и художник. Его биография «Тюремные записки: моя жизнь в Сан Данс» (1999) расходится большими тиражами. (авт. историческая справка)

Как это было:
26 июня 1975 года на ранчо Джампинг Булл близ Оглала в резервации Пайн-Ридж были застрелены три человека. После этого происшествия разгорелись редкие по широте охвата и жестокости полицейские репрессии. Двое из погибших были агентами ФБР, закрепленными за резервацией Пайн-Ридж после восстания в Вундед-Ни (1973). Третьим был убит юноша-индеец. Обвинения в убийстве агентов предъявили четырем коренным американцам Леонарду Пелтиеру, Роберту Робидо, Дино Батлеру и Джимми Иглу. Обвинения против Игла впоследствии были сняты; Батлер и Робидо оправданы, но на отдельном судебном процессе; Пелтиер арестован и 1 июня 1977 года приговорен к двум пожизненным тюремным заключениям.
Первые рапорта ФБР о произошедшем 26 июня весьма эффектны. Представители ФБР рассказывали репортерам, что два агента ФБР попали в засаду и были зверски казнены, их тела «изрешечены пулями». ФБР живописало судьбу одного из агентов, образцового мужа и отца, который был ранен, а потом беспощадно расстрелян. Подобные истории разносились телеграфом несколько дней после перестрелки. Но вряд ли при этом упоминалось, что в тот же день был убит еще и молодой индеец.
Ранчо Джампинг Булл – это три дома, стоящие к югу от шоссе №18 и в нескольких сотнях ярдов от проселочной дороги. Тремя милями западнее лежит Оглала, в 15-ти милях – граница резервации Пайн-Ридж. В июне 1975 года здесь был разбит палаточный лагерь, в котором жили люди, присутствовавшие на процессе Денниса Бэнкса в городе Кастере (Южная Дакота). Это была «цитадель» ДАИ.
Никто не знает или, по крайней мере, до сих пор точно не доказал, что именно случилось в тот июньский день 1975 года.
Бесспорно, резервация Пайн-Ридж была местом террора, и, что тоже бес-спорно, подавляющую часть актов насилия совершали наемные головорезы, действовавшие по наущению председателя Племенного Совета Дика Уилсона. Точно установлено и то, что 23 июня Роберт Денсмор и Джерри Шварцинг, сыновья двух белых «ранчеро», заявили, будто бы после пьяной вечеринки у них украли их ковбойские бутсы. Были выданы ордера на арест 4-х парней из Оглалы, в том числе и Джимми Игла.
26 июня, согласно нескольким свидетельствам, агенты ФБР Джек Коулер – 28 лет, из Лос-Анджелеса, Калифорния, и Рональд Уильямс – тоже 28-ми лет и тоже из Лос-Анджелеса, появились возле ранчо Джампинг Булл. Они якобы получили информацию, что Игл находится здесь. Очевидно, в это время они и заметили красно-белый пикап, быстро удалявшийся по соседней дороге. Агенты пустились за ним в погоню.
Много позже, на процессе Батлера и Робидо, агенты ФБР показали, что Коулер и Уильямс приехали на территорию лагеря в «гражданских» машинах и были одеты в «штатскую» одежду. Они знали, куда едут. Коулер был членом специальной военизированной команды СВАТ (Special Weapons and Tactics) и так же как и Уильямс давно пользовался дурной славой. Об их действиях судья Никол сказал на процессе Минса/Бэнкса (1974): «Я не мог предположить, что ФБР так низко пало».
Вскоре после того как Коулер и Уильямс начали погоню за красно-белым фургоном пикапа, другие агенты услышали по радиосвязи их призывы о помощи, исходившие, видимо, из лощины ниже ранчо Джампинг Булл.
«Кажется, они собираются стрелять в нас!» Затем послышалось: «Мы ранены!» и «Скорее прикройте нас огнем, или нас убьют!»
Первым был ранен Коулер – в правую руку. Немного позже Уильямс был ранен в голову и, вероятно, тут же скончался. Коулер тоже был сражен двумя выстрелами в голову. Оба агента скончались в то время, когда их коллеги прибывали на место происшествия. Каждый из погибших (Коулер и Уильямс) был ранен трижды, тела их вовсе не были «изрешечены пулями», как заявило ФБР.
Когда агенты по просьбе Коулера и Уильямса пришли к ним на помощь, возле ранчо Джампинг Булл произошла вторая перестрелка – на некотором расстоянии от того места, где были найдены тела двух погибших агентов. Сотрудники Бюро по делам индейцев (БДИ) позже засвидетельствовали, что во время второго инцидента полицейский БДИ Джеральд Хилл застрелил Джо Стантца по прозвищу Киллз Райт.
Джозеф Беделл Стантц (Joseph Bedell Stuntz) был одним из индейских ребят, усыновленных миссис Рус Стантц из Монтичелло, Индиана. В 1970 году он окончил военную школу (Onarga Military School) и стал посещать Институт искусства американских индейцев в Санта-Фе, Нью-Мексико. В Пайн-Ридж он был известен под именем Джозеф Киллз Райт. Он готовился к миссии «знахаря».
Все описывают его как спокойного, миролюбивого человека. В 1975 году его жена и двое детей жили в штате Вашингтон.
Вокруг обстоятельств его гибели не было предпринято ни одного расследования.
Анна Мей Аквеш была единственной из руководителей индейцев, кто жил на ранчо Джампинг Булл. Ей не предъявляли обвинений, потому что было доказано, что она не участвовала в перестрелке. Однако в феврале 1976 года ее тело было найдено на территории Пайн-Ридж – занесенное снегом, с пулей в голове. Ее смерть осталась необъясненной.
После перестрелки ФБР соорудило баррикаду отчетов; практически все они позже были признаны сфабрикованными. Когда ФБР организовало истребительно-розыскную операцию, прочесывая резервацию Пайн-Ридж, агенты продемонстрировали устрашающий показ оружия, в том числе бронетранспортеры, вертолеты и множество другой армейской техники. Они обшаривали в резервации один дом за другим, игнорируя само понятие о человеческом достоинстве или гражданских правах индейцев.
На процессе Робидо/Батлера Уилфорд Драйпер, 19-летний юноша-навахо, заявил, что аризонские агенты ФБР, арестовав его, сковали его наручниками, привязали к стулу и угрожали, что навесят на него обвинение в убийстве, если он не даст нужных им показаний. Агенты обещали ему работу, выдачу нового удостоверения личности, денежную помощь и снятие всех обвинений в обмен на его показания.
Норманн Браун, юноша-навахо, которому было тогда 15 лет, заявил, что, услышав стрельбу, бросился на выстрелы, подумав, что это наемники Племенного совета начали атаку на лагерь. Он сказал, что наткнулся на Драйпера, Батлера, Робидо и Пелтиера. Батлер и Робидо выстрелили в нападавших с расстояния около двухсот ярдов, а потом бежали.
Они решили, что окружены. Проскользнув через овраг, проползли в кусты. Попав в западню, они молились. Браун сказал, что, открыв глаза, он увидел орла, сидящего на верхушке дерева, и все они последовали за орлом к свободе. Он сказал, что впервые о гибели агентов все они узнали на другой день из радиопередачи.
Жюри присяжных на процессе Робидо/Батлера более 5 дней обсуждало вердикт. Дважды присяжные посылали за судьей Мак-Майнусом, так как находились «в безнадежном тупике». Мак-Майнус отказался дать отвод присяжным, заявив: «я не считаю, что в другом составе жюри присяжных будет более мудрым или более компетентным». После нескольких дней обсуждения проблемы самозащиты жюри присяжных объявило Батлера и Робидо невиновными. Некоторые присяжные указали, что, даже если было бы больше доказательств вины подсудимых, те все равно были бы оправданы «по причине самозащиты» от массированных полицейских репрессий, творимых в Пайн-Ридж с 1973 года.
После оправдания Батлера и Робидо обострилась жестокая охота за Леонардом Пелтиером. Она завершилась его арестом в Хинтоне, Альберта (Канада), и одиночным заключением в канадских тюрьмах, покуда решался вопрос о его высылке. В конечном итоге он был выдан Соединенным Штатам. Все завершилось процессом в городе Фарго, Северная Дакота, под председательством судьи Бенсона. Это был один из самых поразительных судебных процессов в истории США. Пелтиера обвинили в двойном убийстве Коулера и Уильямса. И 1 июня 1977 года он был приговорен к максимальному сроку наказания – двойному пожизненному заключению в тюрьме.
В то время, когда федеральное правительство заставляло американский народ поверить, будто бы все это делалось согласно закону, будто все это делалось в интересах американского народа и в интересах коренных жителей, пока правительственная пропагандистская машина старалась изо всех сил, чтобы американский народ поверил в эту ложь, коренные жители, члены ДАИ, попали во времена «ковбоев и индейцев».
Седьмой кавалерийский полк вернулся в Южную Дакоту. Репрессии ФБР стали ответом администрации Никсона на Манифест из 20 требований о самоопределении и независимости, созданный коренными жителями и представленный американскому правительству от имени коренных жителей.
13 мая 1976 года Леонард Пелтиер предоставил канадскому суду заявление.
 «Я хочу сделать заявление суду.
Я хочу выразить свое отношение к этим судебным слушаниям и к тем обвинениям, что выдвинуты против меня правительством Соединенных Штатов.
Я рассматриваю свое «дело» как часть большого числа политических дел, возбужденных против индейского народа в судах Канады и Соединенных Штатов. Это всего лишь продолжение вековой политики правительств Северной Америки, которые используют судебную систему для угнетения нашего народа. В наши дни существует двойная система правосудия: для белого общества – одна для индейцев – другая. Индейцев преследуют и убивают в резервациях и на улицах городов США и Канады, но никто не был осужден за эти преступления потому что их совершает само расистское общество белых.
Белое общество несет ответственность за сброс ртути в озера Восточной Канады; рыбу из этих озер должны есть мои братья и сестры их племени оджибве, чтобы не умереть с голоду. Однако мы умрем, если будем питаться этой рыбой. Судьи не называют преступниками тех, кто сбросил ртуть в озера, потому что это преступление совершило само общество белых.
Когда колониальные белые власти вторглись на наши земли и захватили их, никто не назвал эти действия преступными. Но когда индейцы поднялись на борьбу, это сочли преступлением. Но это не преступление. Это политическая борьба, в которой наш народ отстаивает свои права на самоопределение и человеческое достоинство, сопротивляясь жестокому угнетению, осуществляемому другой нацией.
Мои предки подписали так называемые договоры с правительствами США и Канады. В этих договорах признавалось право на существование независимых суверенных наций. И индейцы продолжают отстаивать свой суверенитет, о чем свидетельствует «Декларация независимости» (Declaration of Continuing Independence), подписанная Первым международным советом по индейским договорам (First International Indian Treaty Council) в июне 1974 года в Стэндинг Рок (территория Дакота); и Декларация Дене, написанная коренными жителями северо-западных территорий Канады. Позвольте мне зачитать отрывок из «Декларации независимости»:
«Соединенные Штаты Америки всегда нарушали суверенитет коренных народов этого континента, используя свой судебно-полицейский аппарат. Такими действиями США преступали все права коренных жителей, гарантированные договорами, все права на договорные земли, все основные человеческие права. Соединенные Штаты, некогда сами сбросившие ярмо угнетения и добившиеся собственной независимости от колониальных властей, ныне угнетают коренные народы.
Независимый народ другой культуры имеет полное право жить в согласии с Матерью-Землей, если он не нарушает такого же права других народов. Мы обращаемся к мировой общественности с просьбой заставить колониальные правительства покончить с нарушением суверенитета коренных народов, и дать им возможность жить как они хотят, в мире, с достоинством и свободными.
Мы считаем, что все коренные народы хотели бы избежать проявлений насилия, но мы также знаем, что правительство США всегда прибегало к насилию, чтобы лишить коренное население основных человеческих прав и прав, предоставленных ему в соответствии с заключенными договорами…»
Нас могли бы удовлетворить те земли, которые первоначально были отведены для резерваций. Но из года в год правительства США и Канады крадут у нас все больше и больше земли. В XIX веке нашу землю отбирали у нас по экономическим причинам – она была богата, плодородна, изобиловала всем, что хотели иметь жадные белые поселенцы. Нам оставили земли, которые белое общество посчитало бросовыми. Но все равно мы сумели выжить, сопротивляясь воле белого общества, желающего истребить нас. Сегодня, с развитием технологии белого общества, земли, некогда названные бросовыми, приобрели неожиданную ценность. Сейчас белое общество хотело бы изгнать нас из наших резерваций, потому что под бесплодной землей находятся залежи ценных минералов и нефти.
Белое общество грабит «цветные» народы. Если попытки белых колонизировать эти народы встречают сопротивление, то они их называют «войной», а сопротивляющихся безудержному грабежу коренных жителей называют «преступниками». Это ложь. Мы – индейский народ, и правительства США и Канады от имени колонизаторского общества белых ведут войну против нас, против нашей культуры, духовного пути, против нашей священной Матери-Земли на протяжении четырехсот лет. Более четырехсот лет мы боремся против колониального господства, утверждая свое право на независимость и суверенитет в пределах земель, отведенных нам по договорам. Эти договоры – неприкосновенные документы, связывающие народы, подписавшие их, нерушимой межнациональной связью. Но, несмотря на это, ваши суды судят нас – суды, которые всегда были несправедливы к индейскому народу. Доказательство этому – высокий процент заключенных индейцев в американских тюрьмах.
Особенно ожесточенно власти преследуют деятелей Движения американских индейцев (ДАИ), стремясь уничтожить эту организацию, потому что она борется за освобождение всех индейских народов США и Канады, а также колонизируемых индейских народов Центральной и Южной Америки. Если мы хотим выжить как народ, мы должны сбросить ярмо колониальной власти.
Но вместо того, чтобы видеть в нас колонизованный народ, пытающийся сбросить с себя ярмо американского империализма, власти квалифицируют нас как преступников. ФБР развязало против нас политические репрессии по образцу тех, что велись против партии «Черные пантеры» и Социалистической рабочей партии. ФБР использует американскую систему правосудия, чтобы запугивать и бросать в тюрьмы тех, кто сопротивляется угнетении.
И потому я стою сегодня здесь, перед судом в наручниках.
И я спрашиваю вас: «Допустите ли вы, зная обо всех этих злоупотреблениях, чтобы канадское правосудие стало инструментом продажного американского государства?»
Я прошу этот суд и эту страну предоставить мне политическое убежище».