Татарские шурави - 47

Альтаф Гюльахмедов
Татарские шурави – 47




Султанов Рустам Миргазиянович

***
 
рядовой, водитель,
род. 12.01.1962 в пос.Фрунзе Фрунзенского р-на Ошской обл. Кирг. ССР.
Татарин.
Окончил Ошскую объединенную техн. автошколу.
В Вооруж. Силы СССР призван 5.4.81 Фрунзенским РВК Ошской обл.
В Респ. Афганистан с июня 1981. При отражении нападения пр-ка на автомоб, колонну 16.12.1981 действовал стойко и мужественно. В этом бою погиб.
Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен на родине.





Суфиянов Дарвин Мавлявиевич

***
 
рядовой, стрелок,
род. 13.8.1962 в дер. Чад Аскинского р-на Башк. АССР.
Татарин.
Работал в совхозе "Дружба".
В Вооруж. Силы СССР призван 6.4.82 Аскинским РВК.
В Респ. Афганистан с июля 1982.
Неоднократно принимал участие в боях.
Проявил себя мужественным воином. Тяжело заболел и 5.7.1983 умер.
Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в дер. Чад Аскинского р-на.







Тазетдинов Фазых Минкадирович

***

ТАЗЕТДИНОВ Фазых Минкадирович,
рядовой, минометчик,
род. 7.9.1960 в дер.Альбусь-Сюрбеево Комсомольского р-на Чуваш. АССР.
Татарин.
В Вооруж. Силы СССР призван 2.6.79 Зааминским РВК Джизак, обл.
В Респ. Афганистан с февр. 1980.
Неоднократно участвовал в боевых опер-ях.
29.01.81 находился в боевом охранении и обнаружил выдвижение мятежников.
Огнем из автомата остановил их и до подхода подкрепления вел с ними перестрелку.
В бою был тяжело ранен и от полученных ран скончался 30.01.1981.
Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в дер. Альбусь-Сюрбеево.
Его именем названа одна из улиц в родной деревне.





Таишев Загидулла Хакимжанович.

***
 
рядовой, ст. сапер,
род. 2.9.1964 в с. Решетино Пачелмского р-на Пензен, обл.
Татарин.
Работал вет. санитаром в совхозе "Решетинский".
В Вооруж. Силы СССР призван 5.4.83 Кузнецким ОГВК Пензен, обл.
В Респ. Афганистан с окт. 1983.
Принимал участие в 10 боевых опер-ях и сопровождении колонн по маршрутам Кабул — Газни, Кабул — Гардез. 3.9.1984 при выполнении боевой задачи инж.-сап. рота попала в засаду пр-ка.
В завязавшемся бою, прикрывая отход подразделения, Т. погиб.
Нагр, медалью "За отвагу" и орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на родине.

***

Рядовой, старший сапер В/ч пп 24742, 317-й гвардейский ПДП, 103-я ВДД (г. Кабул)
02.09.1964 – 03.09.1984

 ***

– Мы с Загидуллой познакомились еще в «учебке» в Фергане, – вспоминает Александр Симонов. – Вместе в одном взводе обучались минно-саперному делу. В ту пору среди нас ходила шутка: «Сапер ошибается дважды: первый раз – когда попадает в ВДВ, второй – потому что сапером стал!»
Шутка шуткой, а когда команда новобранцев из Пензы в апреле 1983 года попала в 387-й отдельный учебный парашютно-десантный полк, то много времени на раскачку и созерцание красот Востока и панорамы гор им не дали. После месячного курса молодого бойца началась усиленная учеба. Жили в огромных палатках на 60 человек. Изучали разновидности мин, которые в то время состояли на вооружении в советских войсках и за рубежом, способы их установки и разминирования.
– Загидулла по натуре был парнем серьезным, – вспоминает Александр Симонов. – Скрупулезный, дотошный, спокойный и молчаливый. Так что минное дело, требующее внимания и сосредоточенности, давалось ему быстро и легко. В «учебке» нас готовили серьезно, на имитационных взрывах наглядно показывали, к чему может привести одна ошибка сапера. В ходе таких занятий Таишев ни разу не ошибся...

  ***

В октябре молодых саперов самолетом перебросили в Кабул и там распределили по полкам 103-й воздушно-десантной дивизии. Так Таишев с Симоновым попали в инженерно-саперную роту 317-го парашютно-десантного полка. Причем сам полк размещался не где-нибудь, а вокруг бывшего королевского дворца в центре Кабула, после убийства Амина и ввода советских войск ставшего резиденцией нового главы Афганистана Бабрака Кармаля. Десантники прозвали дворец «Кремлем». Внешне он выглядел настоящей крепостью. Массивное, четырехэтажное, покрытое штукатуркой желтоватого цвета здание было окружено внушительной стеной восьмиметровой высоты. Ее толщина просто впечатляла. По утверждению Александра Симонова, в районе въездной арки она достигала... двадцати метров! Поэтому в крепостных нишах были встроены помещения, приспособленные под казармы для десантников полка, охранявших дворец по всему периметру. Внутреннюю охрану осуществляли спецчасти и сотрудники КГБ в штатском.
Напротив дворца на площади на специальном постаменте стоял танк «Т-54».
Как утверждали афганцы, с залпов его пушки в стране начиналась Апрельская (Саурская) революция 1978 года. Острословы-десантники окрестили его «Авророй». От дворца через город вела прямая дорога к кабульскому аэропорту. По ней к Кармалю под усиленной охраной проезжали кортежи официальных визитеров из Союза.
Впрочем, саперу Таишеву, как и его сослуживцам, было не до созерцания этих достопримечательностей. Вскоре после прибытия в полк их начали отправлять на сопровождение колонн. Как правило, выделялись группы по пять человек. Опасные участки саперы проходили пешком, тщательно проверяя дорогу и обочины. Двигались в шахматном порядке, на расстоянии 5 – 6 метров друг от друга.
– Первой боевой операцией Загидуллы стала проводка грузовой колонны по трассе Пули-Хумри – Кабул, – вспоминает Александр Симонов. – Как мне потом ребята рассказывали, мой друг проявил себя молодцом: сумел обнаружить и обезвредить пять фугасов! Сам он, когда вернулся в роту, мало что рассказывал: задание выполнил, жив остался – значит, все в порядке! Остальное неважно.
Не любил Загидулла пустопорожних разговоров, и все тут! А про свою жизнь на «гражданке» рассказывал коротко и без «излишних подробностей». Родился и вырос в селе Решетино Пачелмского района. Там же окончил школу-восьмилетку и в 1979 году поступил в Кузнецкий ветеринарный техникум. Закончив его в 1982 году, вернулся в село и до призыва в армию работал ветеринарным санитаром в совхозе «Решетинский». Казалось бы, что может быть общего между профессиями ветеринара и сапера? Ну конечно же, нужно иметь чуткие руки: чтобы не причинить боль своим питомцам на ферме и суметь обезвредить притаившуюся в земле смерть.
– Большинство мин, с которыми мы стакивались при разминировании дорог, были итальянского производства, – вспоминает Александр Симонов. – Размеры «итальянок» колебались от противопехотных 50-граммовых «полтинников» (чуть больше теннисного мяча) до пятикилограммовых противотанковых «кастрюль». Мин, поставленных на неизвлекаемость, тоже хватало. Как правило, это было заметно при их зачистке сбоку: под основным зарядом лежал еще один. Тогда мы ее зацепляли «кошкой» и дергали за веревку или ставили накладной заряд. Но обычно мы не стремились обязательно обезвредить мину, выкрутив взрыватель. Пока будешь с ним возиться, можно на «духов» нарваться. Они, как правило, возвращались к дороге, чтобы проверить, все ли с миной в порядке. Поэтому, если позволяла обстановка или местность, мы все подрывали там, где обнаруживали.
К 1983 году «духи» заметно поумнели и наловчились в минировании, все чаще среди их подрывников появлялись наемники-минеры, еще более умелые и изощренные, чем вчерашние дехкане, сменившие кетмень на автомат или бур. И хотя подрывы советских саперов по неосторожности или из-за ошибки при разминировании были нечастыми и составляли всего шесть процентов, но и за этими цифрами – горечь потерь боевых товарищей...
Боевые будни саперов проходили в постоянных выходах на сопровождение колонн и десантных подразделений. Очень редко удавалось собраться всем вместе. Лишь в большие праздники. Одним из таких поводов для общего сбора стал Новый год. Конечно, спиртного на солдатских столах не было, зато «фанты» и «пепси-колы» – вдоволь. Впрочем, молодые ребята отлично повеселились и без выпивки, с удовольствием пообщавщись друг с другом.
А потом снова дороги, мины, фугасы, обстрелы из-за угла. Саперы полка в основном действовали на «трассе жизни» Хайратон – Пули-Хумри – Кабул, на Баграмском перекрестке, на дорогах Кабул – Газни и Кабул – Гардез. За время службы в Афганистане Таишев принял участие в десяти боевых операциях и сопровождениях колонн.
3 сентября 1984 года бронеколонна десантников вышла на боевое задание: проверить трассу перед проводкой крупной грузовой автоколонны в Гардез. Как обычно, саперы большую часть пути ехали на «броне», а опасные участки проходили в пешем порядке.
Таишев шел первым, следом – Сергей Кузьмин. Загидулла приблизился к очередному подозрительному месту – здесь полотно дороги уже не раз подрывалось. Потом воронку засыпали каменным щебнем и пылью, утрамбовывали, пока «духи» снова не закапывали туда очередной сюрприз для шурави. Поэтому такие плешки саперы проверяли особенно тщательно. Таишев начал осторожно проталкивать в глубь щебня стальной щуп. Неожиданно, скорее, почувствовал, чем услышал легкий скрежет: это острый наконечник щупа коснулся фугаса, упрятанного в орудийную гильзу. Но щуп соскользнул и задел присыпанную пылью серебристую проволочку растяжки, соединявшей фугас с «итальянкой»...
Шедшие следом саперы увидели, как справа от Загидуллы вспух короткий круглый взрыв, а в следующий миг под сапером каменным крошевом вздыбилась дорога, лопнул воздух, мощным шлепком отбросило в стороны Таишева и Кузьмина... Оба были еще живы, когда их изуродованные взрывом тела осторожно грузили на «броню», чтобы доставить к месту приземления вызванного вертолета. Но не успели довезти, Загидулла умер на руках своих боевых товарищей...
За мужество, храбрость и мастерство, проявленные при выполнении боевых заданий, рядовой З. Таишев бал награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на родине, в селе Решетино Пачелмского района.






Теляков Тимур Ахатьевич

***
 
рядовой, наводчик пулемета,
род. 4.10.1967 в г. Ленинград.
Татарин.
Работал в Ленинградском станкостроит, п/о им. Свердлова.
В Вооруж. Силы СССР призван 1.6.87 Калининским РВК Ленинграда.
В Респ. Афганистан с окт. 1987.
Неоднократно участвовал в боевых действиях.
Погиб в бою 18.01.1988.
Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на Нововолковском кладбище Ленинграда.






Тенкачев(Танкачев) Евгений Рафаилович

***

ТАНКАЧЕВ Евгений Рафаилович,
мл. сержант, ст. стрелок,
род. 6.8.1965 в г. Каменск-Уральский Свердлов, обл.
Татарин.
Работал на Каменск-Уральском металлург, з-де.
В Вооруж. Силы СССР призван 18.10.83 Каменск-Уральским ОГВК.
В Респ. Афганистан с июня 1984.
Неоднократно принимал участие в боевых опер-ях. 10.10.1985 в составе подразделения выполнял боевую задачу в провинции Баглан. В бою вызвался прикрывать отход взвода на новый рубеж. Выполнив задание ком-ра, был смертельно ранен, вынося раненого товарища.
Нагр, медалью "За боевые заслуги" и орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в родном городе на Волковском кладбище.
На здании средней школы № 17 Каменска-Уральского установлена мемор, доска с его именем.

***

Евгений Тенкачев родился 6 августа 1965 года в городе Каменске-Уральском Свердловской области.
После восьмого класса школы № 17 учился в ГПТУ № 39. Окончив училище, получил специальность автослесаря. Работал в цехе № 18 металлургического завода. Учился в школе ДОСААФ.

18 ноября 1983 года Евгений призван в армию. Учебное подразделение прошел в Ашхабаде. С 1 марта 1983 года сержант Е.Тенкачев служит в Афганистане, в 181-м мотострелковом полку (в/ч п/п 51932, Кабул).

Участвовал в 15 боевых операциях.

Награжден медалью “За боевые заслуги”.

В одном из боев Евгений получил ранение. Выпало на его долю переболеть тифом и гепатитом. У него была возможность по состоянию здоровья дослуживать в Союзе, но Евгений, тем не менее, просится назад к друзьям, “за речку” и своего добивается.

Навещавшая сына в госпитале мама, Назима Мирзахметовна, вспоминает слова Евгения: “ Мама, я везучий, не беспокойся за меня!”.

10 октября 1985 года колонна, в которой шел Евгений, попала в засаду. После короткого боя недосчитались одного бойца. Младший сержант Е.Тенкачев с подчиненными организовал его поиски.

Пропавший нашелся, а Евгений погиб, вынося раненого солдата.

Посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Похоронен в родном городе.

В школе № 17 установлена мемориальная доска и создан уголок Памяти в честь Евгения Тенкачева.

В Каменске-Уральском живет мама Евгения, Назима Мирзахметовна.

Из публикации в газете:
“... Мог ли Женя не погибнуть? Любя жизнь, он не мог позволить, чтобы его место в строю, в Афганистане занял кто-то другой, он не мог не шагнуть под пули, зная, что этого от него ждут, что в него верят. И он шагнул... В нашу память...”





Тимаев Гильман Вильданович

***
 
Рядовой, стрелок-зенитчик В/ч пп 65753, 122-й МСП, 201-я МСД (г. Ташкурган, провинция Саманган)

***

ТИМАЕВ Гильман Вильданович,
рядовой, стрелок-зенитчик,
род. 9.11.1965 в с. Татарский-Канадей Кузнецкого р-на Пензен, обл.
Татарин.
Работал на обувной ф-ке в г. Кузнецк.
В Вооруж. Силы СССР призван 20.4.84 Кузнецким ОГВК Пензен, обл.
В Респ. Афганистан с авг. 1984.
В боях проявлял мужество и отвагу.
При выполнении боевого задания был тяжело ранен в грудь.
От полученных ран скончался 20.02.1985.
Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в родном селе.

***

09.11.1965 – 20.02.1985
В горах под Ташкурганом

***

«Привет из ДРА!
Здравствуйте, мама и брат Шамиль!
В первых строках своего письма хочу сообщить, что я жив и здоров. Служба идет нормально...»
Гильман задумался. Разве напишешь родным, что воинская часть, в которой он служит, то и дело вступает в схватки с моджахедами, что только днем власть в Самангане считается правительственной, а ночью вовсю хозяйничают «духи»? Если что и пугает их всерьез, так это наши «зушки» – скорострельные, с прекрасным синхронизированным прицелом и широким сектором обстрела. Уж кто-кто, а Гильман знает возможности зенитной установки в горах. Сам уже полгода «работает» на «ЗУ-23» стрелком-зенитчиком, полюбил ее, как когда-то свой станок на родной фабрике.
Вообще-то родился Гильман Тимаев в селе Татарский Канадей Кузнецкого района. Здесь окончил среднюю школу, был если не отличником, то заводилой точно. Звеньевой, член учкома, комсомолец, спортсмен... Но тянуло парня в город – благо он был не слишком далеко. В стотысячном Кузнецке трудилось много земляков Гильмана. Особой славой пользовалась старейшая в городе обувная фабрика: в ее продукции ходило почти все население Кузнецка, поставляла она мужскую обувь и в Пензу, и в Москву, и даже за границу.
Семнадцатилетним пареньком пришел на фабрику и Гильман Тимаев. Был учеником, под руководством опытных наставников осваивал непростую профессию обувщика. С большим любопытством наблюдал ученик, как умелые мастера кроят скрипучую кожу, набивают ее на деревянные колодки, крепят подошву, каблук... Из разрозненных деталей шаг за шагом формируется объемная, красивая, легкая пара. Такую не стыдно на ноги надеть и куда-нибудь на танцы в ней отправиться...
Постепенно и сам парнишка научился выполнять несложные операции, получил рабочую профессию, стал самостоятельно работать на станке.
Но подошла весна 1984 года, Гильману было уже восемнадцать лет, и Кузнецкий горвоенкомат прислал обувщику повестку. 20 апреля и родные, и одноклассники, и друзья по цеху проводили новобранца в армию служить. Друзья, конечно же, больше шутили, чтобы скрыть печаль в глазах, а мама, Рукия Ярулловна, не скрывала слез. Тревожное было время, не раз уже приходили похоронки на солдат, как когда-то в годы Великой Отечественной войны. Только нынче никакой войны в стране не было, молодые ребята гибли в далеком неведомом Афганистане.

Гильман вспомнил проводы и продолжил письмо:
«Мама, как у тебя самочувствие, как со здоровьем? Брат Шамиль в 10 класс пошел? Пусть учится нормально. У сестры Рины что нового? Не забывайте мне об этом писать. Служба у меня нормально идет, за меня не переживайте...»
Ташкурган, в котором была расквартирована часть, расположен на севере Афганистана, совсем неподалеку от советско-афганской границы. Это если по карте смотреть. Если напрямую до реки Пяндж, то не больше сотни километров будет. Только кто же в горах меряет расстояние напрямую? Здесь дороги идут так, как позволяют горы. Только «духи» знают такие тропы, которые не каждый местный пастух знает. А нападают «духи» все чаще и чаще...
«Наиболее трудными для наших войск были 1983 – 1986 годы, – пишет в своей книге «Пламя Афгана» известный боевой генерал Александр Антонович Ляховский. – На них пришелся пик военных действий. Тогда же были и крупные потери. В тот период проводились наиболее крупные и жесткие операции против вооруженных формирований Масуда в ущелье Панджшер, а также против отрядов оппозиции в провинциях Кунар, Кандагар, Герат и Пактия».
...Из «учебки», в которой Гильман приобрел еще одну специальность – воинскую, артиллерийскую, их забросили в Афган в начале августа все того же 1984 года. Природа этой южной высокогорной страны поразила пензенского парня. Низины возле рек утопали в зелени, в виноградниках зрели сочные кисти солнечных ягод, а на вершинах гор лежали шапки снега. Суровый, но благодатный край... если бы не война, неизвестно кем и зачем развязанная. Мирное население давно от нее устало, так говорят сами крестьяне, которых немножко понимает Гильман: все же татарин по национальности, много общих слов в родственных языках. И хотя сам он рос отнюдь не в богатой семье (сыновей богатых родителей Гильман вообще не встречал среди солдат-интернационалистов), все же бедность местных жителей поражала. Халаты рваные, сами истощенные – кожа да кости...
– А что вы хотите? – говорил на занятиях замполит. – До Апрельской революции две трети афганских крестьян были безземельными, арендовали землю у помещиков и отдавали им практически весь урожай. Только один мешок из шести доставался дехканину! Революция дала крестьянам землю, но... Видите, что творит оппозиция?
Солдаты видели, конечно. Сегодняшних дехкан обирали не меньше, чем до революции: часть урожая днем забирало правительство, а по ночам приходили душманы и тоже увозили зерно, «пожертвованное» им на священную войну с неверными.
С каждым днем эта странная война становится все яростней. Ее уже и партизанской не назовешь. Какие же это партизаны, если на вооружении моджахедов есть и реактивная артиллерия, и безоткатные артиллерийские орудия, и минометы солидных калибров, и ЗГУ, ДШК, РПГ... А уж стрелкового оружия – сколько хочешь и любых видов.
...Свою «зушку», как ласково называют бойцы установку «ЗУ-23», Гильман Тимаев холит и бережет, как хозяин – боевого коня. Знает стрелок-зенитчик: пока его орудие безотказно, «духи» будут отбиты. Глаз у Гильмана меткий, а сама «зушка» настолько разворотлива и послушна, что за считанные секунды можно перевести огонь с правого фланга на левый и наоборот. Установленная на склоне горы, она держит под обстрелом широкий сектор обороны и уже не раз выручала бойцов.
«Мама, отец как живет? Нормально? Шамиль, братан, привет всем моим друзьям передавай от меня, дай мой адрес и скажи, пусть письма пишут... Слушай маму!»
В этом весь Гильман – немногословный, как большинство настоящих мужчин, и любящий, как всякий хороший сын и старший брат.
Прошло полгода, и февральским днем 1985 года при очередном нападении моджахедов, когда кузнечанин Гильман Тимаев вел прицельный огонь по врагу, снайперская пуля сразила бойца.
«В Республике Афганистан с августа 1984. В боях проявлял мужество и отвагу. При выполнении боевого задания был тяжело ранен в грудь. От полученных ран скончался 20.02.1985.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в родном селе».
По-военному кратко. Но если разобраться, и жизнь этого веселого парня – рабочего-обувщика и воина-интернационалиста тоже была до обидного короткой... Но яркой!




Тимергазин Фарид Сагитович

***
 
мл. сержант, ком-р боевой машины,
род. 2.01.1961 в пос. Путь Октября Кизильского р-на Челябин, обл.
Татарин.
В Вооруж. Силы СССР призван 10.11.79 Тракторозаводским РВК г. Челябинск.
В Респ. Афганистан с марта 1980.
23.3.1981 умер от ран,полученных в результате неосторожного обращения с оружием.
Похоронен на кладбище в г. Гафуров Ходжентского р-на Ленинабад, обл. Тадж. ССР.