Право обсуждать приказы

Евгений Габелев
Чем мыслящие люди отличаются от скота, и допустимо ли задавать вопросы о вещах, являющихся предметом национальной гордости? Как далеко простирается наша свобода, и кто имеет власть положить ей предел?


И можно ли быть свободным в России…



 

СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

 

Надо ли было нашим дедам защищать Ленинград… или вообще не стоило Петру строить этот город? Что такое война, и применимо ли понятие святости к историческим событиям? Можно ли нам обсуждать цену победы?


Вопросы, рожденные недавней историей с телеканалом Дождь, журналисты которого, может случайно, или выражая осознанную гражданскую позицию, задали первый из них, тут же повлекший за собой лавину.


Чем больше у нас вопросов, тем громче крики тех кто решил использовать историческую дискуссию как предлог для закрытия независимого канала… а еще, для создания в стране обстановки принудительного молчания.


Будем отвечать по порядку.



 

ВОЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ


В армии приказы не обсуждают, а исполняют. За неисполнение приказа, тем более за сопротивление ему в мирное время вас будут судить, а в военное время, в боевой обстановке, могут застрелить на месте.


И это правильно, невзирая на кажущуюся жестокость и бесчеловечное отношение к людям. Армия существует для борьбы с противником, целью борьбы является нанесение поражения врагу. И ничего другого.


Все что идет тому на пользу, приветствуется и закрепляется в строках устава. Все что вредит, воспрещается и карается в соответствии с тяжестью угрозы. Опыт веков обобщается и становится строками приказа.


Так что, в армии не забалуешь.


Служивый, человек подневольный. За обсуждение приказа его по голове не погладят. Так что, есть приказ оставить город – снялись с позиций и оставили, точно следуя в направлении, указанном начальством.


А уж если дан приказ защищать, и ни шагу назад… то вцепились зубами, и стоять, стоять до конца... или пока не придет другой приказ. Иначе трибунал и позорная смерть. И все с этими вещами абсолютно ясно.


Если солдат станет обсуждать приказ командира, а всякий командир будет менять план и принимать решения по собственному разумению, вопреки воле начальства, то поражение неизбежно. И тогда всем конец.


Поэтому нет у военных своего мнения. И быть не должно.


Другое дело, что приказ может быть неразумным, и компетентность командования иногда оставляет желать лучшего… но ни одна из этих причин не избавляет военного человека от необходимости подчиниться.


Все разборки происходят потом. Сначала, в вышестоящей инстанции, что оценивает деятельность командира по результатам его трудов, а уж потом, через годы, когда все позади… в работах историков и публицистов.


Но пока решение не принято, в его подготовке могут участвовать многие. Штаб, военный совет… и на этом этапе обсуждают и анализируют разные варианты. Но после того как отдан приказ, разговоры кончены.


Армия штука суровая.



 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Из армейской суровости и принципа единоначалия вытекает целый ряд сложных коллизий. Ответственность за все ошибки, преступления и провалы несут лица, отдавшие приказ. А в победе заслуга всех.


Так что, ни одна ошибка, преступление или просчет, совершенные командованием или политическим руководством страны, не в состоянии опорочить мужество и подвиг тех, кто честно выполнил приказ.


А если что-то пошло не так, всяк несет за это свою меру ответственности. И никакое самое абсурдное решение, ни одно предательство или глупость, не отменят и не умалят подвига тех, кто исполнял долг.


Это развязывает руки обществу.


Не может быть запретным ни один вопрос об истории военной компании, о политической ситуации, о причинах поражений первых лет, высочайшей цене победы, и особенностях тех или иных решений и операций…


Ничто из этого не в состоянии бросить тень на мужество наших дедов. Есть вещи неоспоримые, и они очевидны всем. Совсем другое дело, когда сегодня нас хотят убедить, что историю нельзя обсуждать.


Здесь при внимательном рассмотрении мы найдем явную подмену. Раз не существует причинно-следственной связи меж критическим анализом приказов командования и нашим отношением к мужеству героев…


То нам ее навязывают искусственно.


А раз так, то всякое требование запретить обсуждение исторических тем под тем предлогом, что оно может бросить тень на подвиг наших предков, представляет собой манипуляцию. Давайте посмотрим, какова ее цель.


Если несомненным является не только героизм людей, но и точность, предусмотрительность и мудрость решений, принимаемых командованием и политическим руководством, то им не требуется защита.


Когда вы правы, и знаете это, вы не боитесь сложных вопросов. Вы знаете ответ, вы верите в него, и можете его обосновать. Как только вы запрещаете людям задавать вопросы, прикрываясь подвигом других…


Значит что-то с вами не так…



 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВОБОДЫ


В отличие от армии, гражданское общество не подчиняется приказам. Свободные люди – вольные люди. И пока на плечах нет погон, а руки не связаны присягой, все команды остается просто словами.


Слова, сказанные другими. Слова обсуждают, рассматривают как возможность, или игнорируют, не объясняя причин. И нет ни у кого ни силы ни власти, что бы заставить вольного человека подчиниться приказу.


Как только армейская дисциплина и принципы, принятые в армии, переносятся в мирную гражданскую жизнь, возникает тоталитарное государство. То есть, государство фашистское, против которого мы воевали.


Так что допускать этого никак нельзя.


Тоталитарное государство отличается от современной структуры права тем, что не знает границ. Власть и воля его не встречает преград, и простирается на все сферы общественной жизни, подчиняя себе все.


Оно распоряжается судьбами людей, как командир на поле боя владеет судьбами солдат. Власть отдает команды, которые запрещено обсуждать. Команды, каждое слово которых священно и непреложно.


Имущественные права, частная жизнь, наука, религия и искусство – все подвластно ему, и вот уже державная рука занесена над природой… потому что если партия скажет, то и времена года изменят ход.


Вот что такое армейский порядок в мирной жизни.


Истории известно множество случаев, когда переход от гражданского правопорядка к тоталитарному государству происходил одномоментно, вследствие переворота, революции или гражданской войны.


Но часто армейская жестокость вползает в общество незаметно, просачиваясь как змея сквозь щель в приоткрытой двери. Тогда тихое наступление на гражданские права и народные свободы происходит постепенно.


Сперва государство изгоняет из себя всякие элементы вольности, выстраиваясь в вертикаль власти, подобную армейской. Затем ограничивается какое-нибудь одно, не слишком важное право… а потом еще и еще.


И вот вы уже подданные фашистского государства.



 

ВНУТРЕННИЙ ВЫБОР

 

Начинается же эта грустная история с того, что некая группа лиц самозвано присваивает себе статус моральных авторитетов и право говорить от лица большинства. А потом она подминает под себя общество.


Прежде всего эта группа лиц запрещает вам думать. Запрещает исследовать и критиковать действия власти. Естественно, поначалу для этого нужен законный повод, дабы расколоть общество и ослабить сопротивление.


Например, можно запретить людям обсуждать их историю. Запретить сомневаться в решениях, что приняты десятки, и даже сотни лет назад. А потом из исторического далека въехать в современность на танке.


Или вы позволяете это, или нет.




Если вы приняли решение бороться, то уже не можете отступить. Если вы обороняете город, и у вас за спиной люди, нельзя его сдать. Соблазн избежать борьбы велик. Проще верить, что все как-нибудь обойдется.


Надо выбирать. Пока еще не закрылось окно..






Другие материалы на эту тему:

 

Блокада, власть и табу:

http://www.b17.ru/article/blokada_vlast_i_tabu/


Январский дождь:

http://www.b17.ru/blog/janvarskij_dozhd/