Проучил

Леонид Наумович
      "Если можете не писать, то не пишите"- всегда приходит мне в голову мудрый совет Льва Толстого, когда начинаю что-либо сочинять. Короткие рассказы - вот моя страсть.

Я с детства люблю читать Чехова. Его повести и рассказы перечитываю много раз и не перестаю удивляться, как всё в них просто, доходчиво, с глубоким смыслом, а главное злободневно, даже спустя столетие.

Очень хочется самому писать короткие рассказы. Но о чём писать? Где брать сюжеты? Наблюдать за происходящим вокруг? Отправляться в путешествие на Сахалин или из Петербурга в Москву? Взять с собой блокнот, диктофон, камеру. Просто смотреть по сторонам, слушать о чём говорят люди и запоминать, а потом писать в тихом кабинете, не забывая истину: "Краткость-сестра таланта", по Чехову и "Краткость- душа ума", по Шекспиру.

                * * *

       Вот с такими мыслями я ехал несколько дней назад в ближнюю командировку в подмосковный научный
центр. Сел в Царицино в тульскую электричку рано утром в понедельник. Вагон переполнен, люди толпились в проходе. Но мне повезло, нашлось одно место: толстые оба, женщина и мужчина сидели вольготно на трёхместной лавке и я предложил им потесниться, спросив:

 - У вас одно место свободно? Что если я присяду?

 - Как бы свободно. - ответил за толстых сосед, сидевший напротив.

Неохотно пара сдвинулась к проходу и я занял, оставшееся крошечное пространство у окна. Лучше плохо сидеть, чем плохо стоять. Достал из рюкзака журнал "Дилетант", прихваченный для чтения в дороге.

 - А вам далеко ехать?- задал вопрос, обращённый ко мне, пассажир, что напротив, очень приятной 
   наружности, интеллигентного вида, средних лет.

 - До Серпухова. - ответил я кратко. Но этого оказалось мало и толстая переспросила:
 
 - Домой или в гости?

 - В командировку, в Протвино.

 - А, "Продвино" - знаем, мы туда раньше за харчами из Серпухова ездили: у нас было совсем пусто, а
   там  маленько перепадало. А теперь всё одно - жратвы везде вдоволь, были бы деньги.

Толстые рассказали, хоть их никто не спрашивал, что возвращаются они со свадьбы. Два дня гуляли в одном из московских ресторанов, племянницу выдали замуж. Пахло от них винным перегаром и непереварившимся винегретом.

 - А я в Тулу еду, к сыну. Сынок мой как бы в армии там служит.

Я не понял "интеллигента" и переспросил:

 - Как бы служит? Или по-настоящему.

 - По правде служит, десантник. "Как бы" это у меня привычка такая - как бы для связки слов. Ну, многие
   так сейчас говорят. Я, это самое, сам в Москве живу, в Строгине, а дачу имею тут, не далеко, перед
   Подольском, вон видите трубы цементного завода. - и он показал слева по ходу поезда, где дымились
   высокие трубы. - вооон там, чуть правее, садовые участки. Там и наша дача.

 - Да что вы, под цементной пылью обитаете? Тут же дыхать нечем! - спросила толстая.

 - Дышать и у нас, в Строгине свободно, даже, можно, воздух свежий, не отравленный. А тут помидорчики,
   огурчики, фрукты выращиваем. От цементной пыли, даже, урожай богаче. Да сейчас и пыли стало меньше:
   или фильтры установили или ветры направление сменили. Знали бы вы, какие вкусные помидоры и тыквы у
   меня родятся, вы таких в жизни не пробовали. У меня семена особые есть, с юга Украины.

Совершенно неожиданно разговор сменили с садово-огородной на другую, политизированную, больную тему. Толстый, как только услышал про украинское, покраснел, слегка приподнялся с места, сжав кулаки. Жена схватила его за правый рукав и усадила на место. Однако, он, хоть язык заплетался, разразился бранью на мирного садовода.

 - Так ты бандеровец? Твои майданутые вон какую бучу подняли! А наши 15 миллиардов долларов звездой
   накрылись! Вы хоть и братья наши по славянской крови, но вас надо проучить! Показать "кузькину мать",
   и газ перекрыть!

"Интеллигент", которого "Толстый" так необузданно бранил, обвинив то ли в сочувствии, то ли в участии в
известных политических событиях, как ни странно, не только не обиделся, а ещё дружелюбнее улыбнулся и ещё более стал словоохотливым. Тоном, примирительным и спокойным, он возразил:

 - Успокойтесь, товарищ! Что вы так нервничали? Никакой я не бандеровец, я, это самое, и на Украине
   никогда не был. Мой отец и я в Москве родились и жена моя москвичка, к Украине не имеет отношения.
   А семена у меня с Украины, так это соседка дала. А вы: "Проучить", показать "Кузькину мать"! Вы
   знаете, что "Кузькина мать"- это у наших специалистов означала Водородная бомба. Зашифрованное
   название. Так, что, как бы, не подходит для данного случая. Да и слово "Проучить" слишком не
   конкретно, расплывчато. Как "Проучить"? Кого? Не понятно...

   Хотите расскажу свою историю? Вы люди незнакомые: встретились случайно и через час разойдёмся
   навсегда, тайну мою не выдадите. Так слушайте.

Как только прозвучало слово "Тайна", не только те, кто сидел рядом, но и пассажиры соседнего купе и те, что стояли в проходе, разом прервали свои беседы, замолкли и приготовились слушать. Я был больше всех
заинтригован. Отложил свой журнал, скрытно включил диктофон. И вот, что довелось услышать от "садовода",
или, как я назвал его в начале "интеллигента".

 - Пару лет назад поселилась одна молодуха в нашем доме, в квартире прямо над моей. Мы живём с женой на
   девятом, а она, как бы, на десятом этаже. Съехал с той квартиры один дед, горемычный, как бы пьяница.
   Может по доброй воле, а может в бреду, продал своё жильё, а эта самая женщина, она, кстати и
   снабдила меня семенами, как бы, у него эту жилплощадь купила.

   Краля нам сразу не понравилась, особенно моей жене. Стучала над нами каблуками по паркету, включала
   музыку громче и позднее положенного. А однажды вообще учудила: оставила открытым водопроводный кран
   и залила нас горячей водой. Пришлось с ней, как бы, разбираться.

   Правда, она извинилась, отремонтировала нашу квартиру за свой счёт, стала ходить у себя в тапочках и
   приглушила звуки. Но жена всё равно её не простила, скажу больше, как бы, возненавидела и всё мне
   твердила - " Надо её ПРОУЧИТЬ!" Точно, как вы давеча говорили - "ПРОУЧИТЬ!" А как?

   Однажды, весной я поднимался с ней в лифте, мы были только одни. Она мне, представьте, говорит:-
   "Дядя Гриша, я так перед Вами в долгу. Зайдите, как-нибудь, вечерком, я угощу Вас нашей, украинской
   горилкой, домашней колбаской, салом с чесночком."

   Жена, кстати, в то время, уже переехала на дачу и я поздно вечером того же дня поднялся на десятый
   этаж скрытно, не зажигая свет на лестнице, а утром до рассвета точно так же вернулся к себе.

   Оксане только что исполнилось тридцать, а я уже отметил своё шестидесятилетие. Вот какой грех на мне.
   Оно и не зря так вышло:красивая, грудастая, статная хохлуха. Про таких баб говорят:"кровь с молоком".
   И хорошо зарабатывает, юрист, умница, а в жизни не везёт. Муж остался на Украине, полуживой, лежит
   прикованный к постели, парализованный, как бы овощ. Оксана деньги посылает на его лечение и уход.
   Детей нажить не успели, а время уходит.

   Ходил я к ней по ночам всё лето. Но в сентябре дачная пора завершилась, жена вернулась домой и
   свидания наши прекратились.

   Несколько месяцев не видел я Оксану, не пересекались наши пути. Только перед Новым годом встретил
   её возле дома. Ёлку купила и к себе тянет, а сама какая-то неузнаваемая - сильно изменилась. Ничего
   не пойму, вроде пополнела и красота куда-то пропала. Но улыбка всё та же и говорит так весело:
   " Вот, дядя Гриша, ёлку домой несу. Буду с дочкой Новый год встречать". А я спрашиваю, откуда взялась
   у тебя дочь, Оксана? Неужели взяла сироту с детдома? Поздравляю!

   А она мне отвечает: - "Поздравлять меня пока рано. Доченька моя пока во мне сидит, через два месяца
   родится. Ты что, не видишь, я беременная. Наша с тобой девочка, дядя Гриша. Подумай, как звать
   будем?"

   Для меня это было апоплексическим шоком. Я, как пьяный, зашатался, ноги занесли меня в сугроб и там
   я завалился. Оксана воткнула ёлку в снег и давай меня вытаскивать. Придя в себя, я начал едва
   лепетать: Ты что дурная натворила, почему меня в известность не поставила. От кого ты решила рожать?
   Я же, как бы, старик, у меня уже гипертония, вдруг ребёнку перейдёт по наследству.

   А она мне:- "Не бойся, ты ещё казак. Нынче таблетки от гипертонии надёжные, люди долго живут и ты
   живи долго. Я тебя не обременю ничем. У меня муж недавно умер. Пухом ему земля! А дочь в законном
   браке зачата, муж живой был. Воспитаю девочку и на ноги поставлю, живи спокойно, про тебя никто не
   узнает. Может я потом замуж выйду, ведь не урода же, как ты думаешь?"

   Вот такие дела натворил,как бы, на старости лет. Вот что значило желание моей жены "Проучить"
   соседку.
   Если бы она только знала, как я "проучил"...

   В моём сознании всё перевернулось. Теперь в церковь стал ходить. Молюсь не за себя, за Оксану прошу
   и её девочку. Пусть будут они счастливы! А то, что я поспособствовал человеку на божий свет
   родиться, так это же, как бы не грех. Как вы считаете?...

   Да, вот и Серпухов, вам выходить. Спасибо, что слушали, дали мне возможность душу излить, а то
   некому.
   Всего всем хорошего!

                * * *

Путешествие в Серпухов заняло чуть больше часа. На сей раз мне повезло: встретился на моём пути на редкость откровенный и словоохотливый рассказчик, да и история его не обычная. Подвернулся мне этот дядя
Гриша в нужное время и в нужном месте.