Виртуальный жанр

Виталий Голышев
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ДИЛЕТАНТА.

                Виртуальный-
                1). Возможный; такой,
                который может или должен проявиться
                при определенных условиях, но в
                реальности не существующий;
                2). Созданный на экране компьютера;
                воспроизводимый компьютерными
                средствами.

                «Новейший словарь иностранных слов
                и выражений» (Минск,
                «Современный литератор», 2007 год).

                Виртуальный – возможный в идее.

                «Малый энциклопедический словарь
                (издание Брокгауз и Ефрон, СПб,
                1907 г., репринтное издание,
                Москва, «Терра», 1997г.).



            1.«…ПЛЮС КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ».


     В конце 2010 года я вышел из Интернета, закрыв свой сайт на форуме «Одноклассники» и свою электронную почту в «Google». Итак, моё, без малого трехлетнее, пребывание в виртуальном мире под внешне теплым, манящим и располагающим к общению названием «Одноклассники», после долгих раздумий и сомнений, было завершено.

     Я пришел к интернетовскому общению на этом форуме в начале 2008 года, когда мой друг детства, живущий последние 40 лет в Тольятти, вышел на меня и почти в ультимативной форме потребовал моего участия в общении с нашими школьными друзьями с помощью Интернета. Мой сын в то время уже имел  выход на Интернет. К тому же он обладал и необходимыми знаниями в этом направлении, так как опыт его общения с помощью этой «продвинутой» системы связи составлял уже более 10 лет. Молодежь, в отличие от нашего поколения, более гибка и податлива быстроменяющимся условиям жизни, что в полной мере относится и к работе на компьютере.

Анекдот в тему:

     Отец звонит из дому на работу своему сыну:
     - Сынок, что-то наш домашний компьютер барахлит, и никак не хочет         включаться. Что делать?
     Сын отвечает:
     - Отец, ты там лишнего не нажимай, а лучше позвони в квартиру напротив, там живет мальчик Вовка. Ты ему объясни, в чем дело. Он еще говорить не может, но знает, что нужно делать и где какие кнопки нажать.

     Положа руку на сердце, надо сказать, что особой любви и тяги к освоению компьютерной премудрости со стороны своего поколения я не наблюдал все предыдущие годы, со времен первого появления компьютерной техники на наших рабочих столах. Не наблюдаю этого  и сейчас, когда уже любая работа просто не может обходиться без неё. И абсолютно не стесняюсь в этом признаться. Некоторые мои коллеги просто не садились за компьютер, перекладывая работу на  более молодых. Другие знали его только в пределах выполнения самых простых операций, а в случаях возникновения вопросов приглашали для пояснения молодежь.

     Лично у меня знакомство с компьютером мало отличалось от моих сверстников. В «лихие» 90-е годы, когда я возглавлял отдел в одном из  наших славных Дальневосточных силовых управлений, наш бывший начальник, широким жестом, каковым он решал многие наши насущные проблемы, обеспечил нас компьютерной техникой в централизованном порядке. Это было настоящим прорывом в совершенствовании нашей работы в те трудные годы. Дело оставалось за малым – обучить людей работе на них. Пригласили специалистов, но я в то время был загружен какой-то важной работой и по собственной глупости не принял участия в процессе обучения, о чем, честно говоря, жалею до сих пор.

     В дальнейшем я старался приспособить компьютер исключительно в качестве пресловутой пишущей машинки, приобретя для этого минимум компьютерных знаний. И очень даже приспособился к своему незнанию.

     Как показала вся моя дальнейшая двадцатилетняя служебная практика и производственная деятельность, основным камнем преткновения в работе с компьютерной техникой в нашей стране было изначально и продолжает оставаться до сего дня почти полное отсутствие программного обеспечения.

     Когда на «гражданке» я перешёл на должность главного бухгалтера одного из хабаровских вузов, я почувствовал необходимость унифицированной формы компьютерной обработки данных бухгалтерского учета и отчетности. А учетная политика государства в те годы, к тому же, как на грех, сама по себе менялась с завидным постоянством, загоняя в болото незнания и без того загруженных бедных бухгалтеров, не успевающих понять и освоить все изменения. А ведь всё это нужно было не только переварить, но ещё и компьютеризировать!

     И на всё это холодно взирало из Москвы Министерство образования, не предпринимавшее никаких мер по унификации компьютерного обеспечения бухучета в  учебных заведениях. И каждый главный бухгалтер любого вуза самостоятельно, на свой страх и риск, пытался наладить каким-то образом эту работу. А всё потому, что в городе практически не было фирм, занимающихся программным обеспечением, и многие из нас уповали на героев-одиночек, занимавшихся разработкой и настройкой этих программ кустарным образом, зачастую беззастенчиво воруя друг у друга эти «домашние» разработки.

     С такой же ситуацией я столкнулся и позднее, перейдя на работу в одну из федеральных надзорных «контор», где также отсутствовала единая методика компьютерного сбора и обработки результатов нашей обширной и многоплановой надзорной работы. Не было там и единой системы показателей для объективной оценки результатов работы каждого из региональных управлений, отсутствовала единая методика оценки выявленных нами нарушений. Всё это подвергалось постоянным пересмотрам, уточнениям, изменениям и прочей канцелярской рутине, за которыми просматривалось явное нежелание одного из главных министерств страны наладить четкую работу органов, обязанных стоять на страже экономических интересов страны.

     Да и на последней своей работе, с которой я ушел на пенсию, также явно просматривался примитивизм компьютерного сбора и обработки информации, несовершенство и обтекаемость показателей, нестыковка их между собой, что позволяло трактовать их, «как Бог на душу положит», из-за чего шла долговременная и тихая война между нами и подконтрольными нам органами, не приносящая никому явного успеха. Эта безалаберность только способствовала тем, нечестным на руку, дельцам, коих хватает и в наших «палестинах»…

     Итог вышесказанному: о какой грамотной, защищенной и серьезной системе компьютерной составляющей в современной экономике и жизни можно вести речь при нашей российской безалаберности?!

     Вот уж поистине – «Умом Россию не понять»!..


            2. «ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА».

     Анекдот в тему:

     Вопрос: В чем смысл жизни?
     Ответ первый: Жизнь, как и сидение на Интернете: смысла нет, а уходить не  хочется.
     Ответ второй: Сейчас не могу сказать – Интернет отключен.


     Дожив до седых волос, приходишь к неутешительному выводу – чем дольше живешь, тем меньше знаешь. А потребности знать больше не убавляется, иначе – зачем жить? Я конечно не о смысле жизни, а о знаниях вообще.

     И вот лет 50 назад в жизнь человечества ворвалось понятие «Интернет»! Да ещё как громко ворвалось! Послушайте, с каким пафосом и как напыщенно «Он» говорит о самом себе – любимом:

     «Интернет – это возможность, благодаря которой вы сможете получить на своем столе любую информацию из любой точки мира, а также, не вставая со своего рабочего места, повлиять на события, происходящие в любой точке мира…».

     Насчет влияния – это «Он» явно загнул! Информация как двигатель прогресса? Аксиома, не требующая доказательств? Увы, действительность всё чаще свидетельствует как раз об обратном.  Если разобраться, вся история появления и развития средств массовой информации как раз говорит о том, что власть предержащие весьма быстро оценили её достоинства как основного средства оболванивания народа, вдалбливания в головы простых смертных нужных им идей, сколь бы бредовыми они ни были. Недаром самих проводников этих идей в народе называют представителями второй самой древнейшей и продажной профессии на земле.

     А ведь ещё 180 лет назад наш великий поэт Федор Иванович Тютчев в своём блестящем стихотворении «SILENTIUM!» («Молчание!») пророчествовал: «Мысль изреченная есть ложь».

     Но до сих пор человечество никак не придет к ответу на вопрос: что же важнее – свобода слова или свобода защитить себя от этого словесного, извините, поноса? Пока же побеждает первое. Побеждают и в буквальном смысле правят бал ныне  вербальные ложь, цинизм, пошлость, ханжество и обыкновенное сквернословие, льющиеся на наши бедные головы и души и из всех средств массовой информации, и из навязчивой рекламы, и из уст окружающих.

     Мне кажется, что появление Интернета стало неким апофеозом этого процесса духовного обнищания людей, за которым должна просто разверзнуться некая бездна. Кажущиеся простота, демократичность и доступность любой информации, возможность быстро и ненавязчиво донести её и достучаться до любого человека, сидящего за компьютером, вступают в неразрешимое противоречие с теми морально-нравственными запретами, которые ещё с библейских времен приняло и возвело для себя человечество, чтобы защитить несовершеннолетних, слабых духом, больных, неуравновешенных членов общества от посягательств на их частную, семейную и духовную жизнь, обороняя их тайну от отбросов человеческого общества, увы, существовавших среди нас во все времена.

     Одним из основных зол нового «продвинутого» средства массовой информации, коим представляется Интернет, является примитивизм и виртуальная всеядность этого «Монстра». Хотите пример? Извольте. Вот краткая информация, представленная им самим о «Википедии» - многоязычной универсальной свободной интернет-энциклопедии, созданной американцами и поддержанной многими странами, в том числе Россией.

     «По объёму сведений и тематическому охвату считается самой полной энциклопедией из когда-либо создававшихся за всю историю человечества (?!). Более 17 миллионов статей Википедии (на русском языке — 629 тыс. статей) написаны совместно добровольцами со всего мира, и почти все эти статьи могут быть изменены любым посетителем сайта. Одним из основных её достоинств как универсальной энциклопедии является возможность представить информацию на родном языке, сохраняя её ценность в аспекте культурной принадлежности… Основными объектами  критики являются: открытая  природа проекта, неавторитетность и ненадёжность информации, сохраняющиеся перекосы в охвате тем и субъективность их освещения, недостаточно эффективная работа участников проекта, имеющиеся возможности для «давления»  администраторов на обычных участников проекта и так называемого «административного произвола».

     Модель Википедии позволяет редактировать кому угодно (!!!) и полагается на большую группу благонамеренных редакторов в преодолении проблем, вызванных сомнительными редакторами. Модели её редактирования свойственна возможность добавления низкокачественной информации. Возможность анонимного редактирования может быть использована и во благо, и во вред. Вандализм в Википедии — явно вредительское добавление, удаление или изменение содержания, совершённое умышленно в целях скомпрометировать достоверность и авторитетность энциклопедии. В основном вандализм проявляется в замене содержимого качественных статей на ругательства, граффити, заведомо ложные данные или другое содержимое, абсолютно не имеющее отношения к теме статьи».

     Вот эти, политкорректно названные, качества «Википедии», такие как  «неавторитетность» и «вандализм», я думаю, присущи Интернету в целом и являются не только главными недостатками этой «всемирной паутины», но самой своей сутью изначально заложены в её создание, являются её неотъемлемой составной частью и в целом характеризуют её интеллектуальный, технический и нравственный  уровни.

     Анекдот в тему:

     Пришел на работу, включил компьютер, к интернету подключиться не смог…   Пришлось работать.


            3.ЗДРАВСТВУЙТЕ И ПРОЩАЙТЕ, «ОДНОКЛАССНИКИ».


     Проницательный читатель скажет: «Что же ты ругаешь Интернет, а сам используешь его, делая постоянные ссылки на статьи из него, да и анекдоты твои тоже наверняка почерпнуты оттуда же?» И будет абсолютно прав. Даже скажу больше – я лишь в самом начале пути по этому, безграничному морю. Да, я часто просматриваю информационно-аналитический материал на интересующие меня темы: от прогноза погоды до политических новостей в мире и у нас в стране; от поисков материала по спорным моментам, возникающим у нас с коллегами на работе, до прослушивания и просмотра нравящейся мне музыки; от поиска своих однофамильцев до розыска потерявшихся на жизненных дорогах одноклассников, однокашников, сослуживцев и коллег по предыдущим местам службы и работы.
 
     Знаю и то, что я пока – полнейший профан в этой увлекательной поисково-исследовательской работе, не знающий и не понимающий до конца принципов построения этой паутины, и действую зачастую по наитию, методом «тыка». А знания, говорят, приходят только с опытом. Вот только нужно ли постигать эту сложную науку, приобретать этот опыт? Не могу пока ответить на этот вопрос однозначно. Слишком много «но» встаёт на этом пути. Демократичность и вседозволенность, всеохватность и примитивизм, ханжество и брутальность, широчайшие возможности общения и необходимость соблюдения собственной закрытости и  разумного самоограничения, невозбранимая возможность высказать собственную точку зрения и боязнь получить в ответ плевки, грубость и откровенное хамство, предполагаемая высокая культура общения на созданных форумах и низкие интеллектуальный уровень и культура общения собеседников… Разве все это не останавливает, не заставляет сомневаться в глубоком изучении и применении Интернета?

     Конечно, каждый найдет собственные ответы на поставленные вопросы. Но на начальной стадии, когда всё новое неизведанно, а потому интересно, ты ныряешь с головой в эту, кажущуюся тебе чистой родниковой, воду, начинаешь свободное плавание, и тебя несет по течению, и ты пока не замечаешь ни омутов, ни водоворотов, ни мутности воды, ни скалистых берегов… Пока…

     Анекдот в тему:

     В отделе кадров:
     - Здравствуйте.
     - Здравствуйте.
     - Сайт «Одноклассники» знаете?
     - Да.
     - До свидания.

     Продолжаю историю моего вхождения и трехлетнего путешествия по сайту «Одноклассники». Сын зарегистрировал меня и с этого началось мое официальное легальное присутствие. Поначалу оно было довольно эпизодичным,но со временем я стал полноправным участником виртуального общения.

     По истечении без малого трех лет, можно сделать кое-какие выводы, дать оценку, назвать положительные и отрицательные моменты общения, то есть попытаться обобщить опыт, и объяснить причину моего выхода.

     Я – вообще-то человек немолодой, живущий на белом свете уже седьмой десяток лет, но отнюдь не тягощусь этим. Жизнь приучила меня к постоянному общению, вне зависимости от времени и расстояния. А поскольку я считаю себя ретроградом (в хорошем смысле), то и наиболее приемлемым для себя способом общения я давно и прочно выбрал эпистолярный жанр. Куда бы ни забрасывала меня судьба, служба или работа, я всегда находил время и желание чиркнуть хоть пару строк родным и друзьям, но чаще мои письма всё же оказывались почему-то большими и подробными - о своей жизни, о событиях, о том, чем заняты мысли и душа.
 
     Наверно это вызывало и добрую ответную реакцию со стороны моих знакомых и  друзей; во всяком случае, я не могу пожаловаться на их  невнимание ко мне все эти годы. А вы представляете, какое же наслаждение получать ответные письма, а в особенности неожиданные, от давних друзей и знакомых, от которых никак не ожидал такого подарка?  С каким же  трепетом ты несешь с почты письмо в предвкушении неспешного его прочтения, погружения в смысл прочитанного, сопереживая выраженным мыслям и чувствам твоего молчаливого собеседника…

     Увы! Отошли в прошлое те времена, когда самым добрым и бескорыстным способом общения, позволяющим ощутить тепло души, поделиться сокровенным, были письма. Нет, жизнь не упростилась, она просто огрубела, оказалась опошленной этими, возникшими на гребне прогресса, бездушными, но универсальными и считающимися «продвинутыми», такими способами общения, как «пейджерная», а позднее - мобильная и интернетовская связь.

    «Одноклассники»… Первые дни, недели и месяцы моего общения вызывали, представьте себе, бурю положительных эмоций, восторг, а, порой, и эйфорию… Нашлись несколько моих одноклассников, которых жизнь разбросала по всему миру: от Украины и Белоруссии до ФРГ, Канады и США. Затем отыскались друзья детства, коллеги и сослуживцы по прежним местам службы и работы. Воспоминания, взаимный обмен информацией о прожитых годах, встречные вопросы об общих знакомых… Одним словом – ностальгия по «дням минувшим».

     После того, как разместил на своей странице собственную фотографию, количество посещений моего сайта резко возросло, в том числе и со стороны женщин.
 
     Надо отметить, что на сайте существуют несколько функций, расширяющих (порой, без твоего ведома) круг общения. Одной из таких функций является выборочный показ (по твоему запросу)  случайных людей, находящихся в настоящий момент на сайте. Естественно, что и ты сам можешь стать таким же объектом просмотра на сайте у любого из них. Некоторые пользуются этой возможностью – чтобы привлечь к себе внимание, либо преследуя иные цели. Они могут появляться у тебя в виде «гостя», либо «засвечиваются» у тебя на сайте, выставляя (без твоего «хотения») оценку качеству фотографий, размещенных на твоей странице, а иногда и оставляя словесные к ней комментарии. Это, конечно же, почти всегда должно предполагать ответную реакцию – самому выйти на страницу этого человека и посмотреть, кто он, и чем ты его заинтересовал. Такая простота сродни фамильярности и раздражает своей бесцеремонностью.

     Очень часто этой возможностью пользуются девочки легкого поведения, бесцеремонно предлагая себя, а для убедительности своих намерений размещают над своим фото некий словесный девиз, типа: «Дико хочу секса». Вот только мне непонятно, как же это они себе представляют – секс по Интернету? Хотя, наверно в наше «продвинутое» время возможно и это: ведь существует же секс по телефону.

     Есть и другая функция – «невидимки». Это когда, также без твоего ведома, твю страницу посещает неизвестный человек (без фото), разыскать которого по обратной связи невозможно – программа не дает такой возможности. Очередная «завлекушка» или насмешка? Возможно. Зато, как подскакивает рейтинг у сайта!

     Но, что ни говори – такая легкость общения иногда затягивает. Хотя со временем она начинает перерастать в форму некоего наркоза – когда есть свободное время, а компьютер свободен, тебя так и тянет к нему в надежде: «А вдруг ТАМ появилось что-нибудь интересненькое?..». Но зачастую приходится лишь поддерживать разговор, с трудом  находя общие темы, соблюдая вежливость. А там и постепенно приходит взаимное охлаждение, а затем и прекращение общения.
 
     Кроме старых приятелей, встречаются просто интересные люди, грамотные собеседники, и тогда находятся общие темы, появляется желание поделиться своими мыслями, опытом, знаниями. Этому, как правило, способствуют исходные данные, отраженные на индивидуальных страницах сайта, которые и подвигают тебя к более глубокому общению.

     Кстати, о культуре общения. У меня было несколько случаев досадного прекращения общения с некоторыми собеседниками. Одной из причин этого являлась некая бесцеремонность, подозрительность и даже грубость в общении, может быть и позволительная между давно знакомыми приятелями, но абсолютно недопустимая в общении с малознакомыми людьми, какими бы симпатичными они тебе не показались поначалу.
 
     Культура речи тоже вызывает, мягко говоря, недоумение. Я привык за годы эпистолярного общения следить за грамматикой текста, правилами орфографии и пунктуации, не говоря уже об абсолютном «табу» в отношении ненормативной лексики. Тут же сплошь и рядом столкнулся с обратным – особенно на многочисленных форумах, которые посещал. Я поначалу даже приносил извинения за свои досадные ошибки из-за спешки при наборе текста. Надо мной посмеялись за мою неуместную чопорность и старомодность…

     Можно ещё понять так называемые «ностальгические» сайты, где общаются в   основном бывшие граждане СССР, бежавшие в 90-е годы из бывших союзных республик в «теплые края» – США, Израиль, Германию, Канаду и другие. За два десятка лет пребывания там они не только забыли русский язык, что понятно и простительно, но многие из них просто не имеют клавиатуры на кириллице и вынуждены писать русский текст на латинице. Какое уж тут правописание!

     Однако присутствует и явно ощущается некая режиссура, распределение ролей на этих форумах, когда общий тон задают несколько персонажей, что-то наподобие цирка, где есть три клоуна – белый, черный и рыжий. И вот черный клоун играет роль грубого хама, нарочито козыряющего ненормативной лексикой, которой он явно бравирует, шокируя непосвященную публику… А ей, публике, как правило, отводится роль статиста.

     Да, на этих форумах существуют некоторые правила, есть и ответственные, следящие за их соблюдением – их называют модераторами. Вот только свода этих правил я нигде не встречал (текстуально), и действуют они скорее по наитию. На один из таких форумов и я был приглашен в качестве модератора. Это было лестно. Вот только в чем заключалось это «модераторство», я так и не понял, кроме возложенной на меня функции приема новых членов простым нажатием определенной «кнопки». Я, конечно, принял на себя самостоятельно и другую функцию - «раскрутки» новых членов на откровенный разговор, на развитие тем взаимного общения. Но для этого пришлось потрудиться больше самому, написав чуть ли не целый трактат на заданную тему, чтобы как-то заинтересовать членов форума. Им вроде бы понравилось, но вот собственного подвижничества они проявлять не спешили, ограничиваясь ролью стороннего наблюдателя.

     Принят я был и в один из наших хабаровских форумов. Было интересно наблюдать за его членами, за набором предлагаемых для обсуждения тем, за способами  их обсуждения и общения в целом. Понравилось обилие предложенных тем, однако многие из них «затухали», так и не развившись, не будучи поддержаны многими, хотя они мне показались интересными, и я со свойственным мне энтузиазмом начинающего полемиста стал подбрасывать свои материалы и мысли. Так, освежил и развил тему о прочитанных книгах, о кухонных рецептах и изготовлении в домашних условиях «горячительных» напитков, что было воспринято с интересом. Подбросил некоторый «живой» материал по проблеме создания вторых и так далее браков. Зато способствовал «свертыванию» избитой и в общем пустопорожней темы об отношениях между мужчиной и женщиной, посчитав её настолько неисчерпаемой и вечной, что в своих рассуждениях, часто поверхностных и граничащих с взаимными оскорблениями полов, собеседники явно зашли в тупик. Мне пришлось разрубить этот «гордиев узел» с помощью поэтических строк Андрея Дементьева, после чего эта тема была закрыта.

     Обратил я внимание и на возраст самих участников этого форума - как правило, от тридцати пяти до сорока пяти лет. Это «кризис среднего возраста». Количество прожитых лет, пережитые трудности, нажитые проблемы перерастают в  критическое отношение к действительности, к собственной жизни, к окружающим, и это отражается на подходе к обсуждаемым темам. Я довольно скоро почувствовал себя лишним в этом круге – у меня всё это, увы, уже позади.

     Последним доводом в пользу принятия решения о выходе из этого форума послужила и собственная досада на бездействие модераторов форума, не пожелавших защитить меня от хамства одного молодого человека. Ему, видите ли, не понравилось мое замечание по поводу его попытки «протащить» через форум бизнес-рекламу, что, в моем понимании, не должно приветствоваться на любом сайте. Моё обращение к модераторам на сайте оказалось «гласом вопиющего в пустыне» и я счёл моё дальнейшее здесь пребывание лишним.

     Периодически поступали предложения принять участие в других форумах, но я под благими предлогами отвергал эти предложения.

     Сайт «Одноклассники» носит очень узкий характер для общения (говорят, он скопирован с аналогичного американского сайта), предопределяющий его ограниченность. Прежде всего, он носит чисто адресный характер, вытекающий из его названия, и, соответственно, предполагает сугубо целевую направленность общения. Хотя, на практике всё это оказывается довольно условным, но общее направление сохраняется.

     Далее – диапазон общения. Реально предлагается только два вида общения – обмен текстами и фотографиями. И это, пожалуй – всё. При этом возможности текстового общения также весьма ограничены рамками установленного лимита количества буквенных знаков за один набор текста. Эта лапидарность - проявление самого неудобного и недемократично выбранного способа общения, вызывающего наверно наибольшие нарекания со стороны общающихся «форумчан».
 
     Это ограничение несколько скрашивается более широкими возможностями для размещения фотографий, в том числе целых альбомов или фотосессий. Но и здесь напрашивается необходимость украшения их собственным расширенным и поясняющим текстовым сопровождением, а это как раз и не предусматривается.

     Отсутствует также возможность размещения видеоклипов, музыкальных записей и других, разнообразящих общение, способов обмена информацией. И народ вынужден перегружать сайт огромным количеством стихотворений, зачастую весьма низкого литературного уровня. А ещё - разбавлять эти стишки различными самодельными разноцветно-аляповатыми компьютерными картинками-«поздравлялками». Этим обычно грешат женщины, не в обиду будет им сказано. Их-то понять можно – хочется праздника для души, а его явно не хватает, всё на форуме как-то пресно, скучновато. Отсюда – частая смена собственного основного фото на сайте, собственных девизов,  бездумное посещение чужих страниц на сайте без определенной цели, поиски новых форумов и так далее.

     Всё это свидетельствует о явных недоработках создателей форума, а, может, и целенаправленно задуманный низкий его уровень.

     Тем не менее три года ярким пламенем  пылала во мне потребность в простом человеческом общении, в выражении собственных эмоций, переживаний, в неподдельной радости от такого общения, в обмене знаниями и интересными мыслями, в воспоминаниях о прошедших днях, местах совместного проживания, работы и учебы, общих знакомых. И потому тянуло к компьютеру, несмотря ни на что.

     Читатель наверно в недоумении: что же нужно ещё этому привередливому пользователю Интернета, чтобы оставаться приверженцем такого современного и демократичного способа общения?

     А не слишком ли он демократичен, на самом деле? Не кроется ли в его псевдодемократичности та вседозволенность, которая сегодня царит во всем мире, особенно в сфере информационных технологий?

     Открываю «Новейший словарь иностранных слов и выражений» (Минск, «Современный литератор», издание 2007 г.) и читаю: «ДЕМОКРАТИЯ… Основные принципы – гарантии частной собственности и свободного предпринимательства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод…».

     О свободе слова и защищенности от него я уже упоминал. О частной свободе лить грязь на незащищенные души и головы соотечественников - тоже. О подмене собственной духовной и нравственной цензуры, как естественного средства защиты граждан, неограниченной ничем (и никем) свободой подачи и распространения низкопробной и тенденциозной информации говорить вовсе не приходится – этот рудимент, словно атавизм, отмер вместе с «отошедшей в мир иной» государственной цензурой. А что же взамен этого? Нам с вами уготовано лишь такое, красиво и загадочно, подобно конфетке, упакованное слово, как «толерантность» - означающее всего лишь банальную терпимость к чужим мнениям, идеям и поведению.

     Терпимость - очень удобная позиция, не правда ли? Только вот куда нам всем деваться от этой, проникающей во все поры нашей жизни навязчивой информации, не нужной никому, за исключением конкретных её потребителей? Как спасти себя, собственные нервы, душу, наших близких и родных и, прежде всего, детей от этой, извините, «помойки»?! И выходит, что понятие «толерантность» подменяет собой священное для юристов понятие «права» - права на защиту, права на «молчание".

     А причём же здесь Интернет, спросите вы? А вот причём. Являясь полноправным пользователем «всемирной паутины», решая свои конкретные задачи в ней, вы, сами того не замечая и не желая, становитесь заложником этой системы. Системы жесткой и…жестокой. И вы должны быть готовы к тому, что эта система в один прекрасный момент может показать вам свои зубы.

     В Интернете я считаю себя дилетантом, но всё же некоторые понятия приходится «схватывать» и различать. К примеру, понятие «Спам» - навязчивая и нежелательная рассылка разного рода негативной информации, почты, рекламы, в том числе порнографического свойства. Тот, кто регулярно пользуется Интернетом, подтвердит, что с этим злом, выскакивающим неожиданно, словно чёрт из табакерки, встречаешься на каждом шагу.

     Следующее понятие «Контент» —  информационно значимое наполнение информационного ресурса — тексты, графика, мультимедиа — вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера с соблюдением соответствующих правил. Так вот, знающие люди говорят о том, что в общем объеме обращающегося в Интернете информационного материала, контент, как наиболее законченный и значимый для общественных нужд продукт, составляет не более пяти процентов. Всё остальное – в той или иной мере его интерпретация, либо пересказ, либо откровенный плагиат. При этом, «демократизм» Интернета проявляется именно в том, что значительное количество его пользователей, несмотря на неспособность произвести хоть сколько-нибудь значимый продукт, тем не менее, считает для себя возможным производить эрзац, своего рода «информационный шум» - но обязательно на основе контента, произведенного кем-то другим. Чаще всего подобный эрзац создается ими путём выхолащивания и всяческого осмеяния, включая прямое «оплёвывание», того, что, возможно, действительно заслуживает серьёзного и вдумчивого исследования.
 
     Хакер и крекер  — два типа чрезвычайно квалифицированных интернет-специалистов, понимающих самые основы работы компьютерных систем. И если хакерами называют программистов, исправляющих ошибки в программном обеспечении быстрым, но далеко не всегда элегантным способом, то крекерами являются обычные компьютерные взломщики.

     Конечно, основной целью таких простых социальных сетей, к которым относится, в том числе, форум «Одноклассники», является не коммерческий интерес, а некое удовлетворение интеллектуальной потребности в общении. Поэтому, думается, вряд ли для несанкционированного проникновения в подобные сети необходимы специальные навыки и технические знания таких «продвинутых» специалистов, как крекеры или хакеры – не тот уровень для достижения конечной цели взлома либо проникновения в компьютерные сети. Здесь вполне достаточно обычных знаний пользователя компьютера, вооруженного некоторыми дополнительными навыками проникновения на чужой сайт. Мой знакомый показал мне, как элементарно просто проникнуть на чужую страницу и ознакомиться с информацией (перепиской, фотографиями и тому подобным), кажущейся для непосвящённого приватной. Вроде бы сама система построения форума предполагает закрытость, недоступность такой информации для постороннего, в том числе недоброжелательного, завистливого, злого взгляда. Однако, увы, это далеко не так.

     Выбор – за вами, дорогой читатель. Мир меняется, сегодня он стал другим! Прогресс привносит в нашу жизнь не только чудесные технические новшества, способствующие улучшению нашей жизни, но он и отнимает у нас самих одну частицу нашего «я» за другой – очень незаметно, но бесповоротно. Видимо, правы специалисты по продвижению информационных технологий на наш рынок услуг – уж они-то знают все издержки этого процесса, существующие на сегодняшний день. Они говорят: чем глубже вы ныряете во всемирную информационную «паутину», тем больше она опутывает вас, и тем менее защищенным становитесь вы сами. Потому что уже сейчас практически не осталось места для личных секретов – начиная от ваших персональных данных до всего того, что вы делаете в Интернете, с кем общаетесь, не может оставаться в вас самих, оно рано или поздно становится всеобщим достоянием. Вы готовы к этому? А уж саму грань этой «свободы» общения выбирать вам.

     Я свой выбор сделал.

 
     Томимый Интернетовской бездушной виртуальностью,
     Где глаз сиянье, трепет слов и теплота пожатья рук
     Подменены всеядностью безликой, пошлою брутальностью, -
     Провозглашаю мудрость тишины вокруг,
     Что станет для меня сегодня лучшею реальностью.


     До встречи в эпистолярном жанре!