О настоящей правде

Елена Пацкина
 
Моя приятельница, читая мемуары довольно известных диссидентов, сказала мне: «Господи, какая сумятица в головах у людей! А настоящей правды никто не знает».
Я сразу вспомнила чеховскую «Дуэль», где эта фраза в финале повторяется четыре раза.Она как бы вбивается читателю в голову. Такого я у Чехова больше нигде не встречала.
Объясняя свою «ошибку» в отношении Лаевского, фон Корен говорит ему на прощание:
«…такова уж человеческая судьба: если не ошибаешься в главном, то будешь ошибаться в частностях. Никто не знает настоящей правды».
«Да, никто не знает правды…» – сказал Лаевский.
И далее, провожая отплывающего в лодке фон Корена, эту фразу про себя Лаевский повторяет дважды! Он глядит на море и думает: «В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды…»
Вероятно, в этой фразе основа мировоззрения А.П.Чехова.  И как с ним не согласиться!

Действительно, мы не знаем настоящей правды ни о чем: ни о мире, нас окружающем, ни о людях, с которыми имеем дело. Что думают о нас реально ближние, почему они поступают так или иначе, чаще всего нам неведомо и непонятно. Мы даже приблизительно не представляем будущего и весьма неоднозначно судим о прошлом. А разве мы знаем до конца себя? Не думаю. Доплывут ли люди когда-нибудь до настоящей правды? Вряд ли. Она как горизонт – будет всегда удаляться. И на каждый с трудом добытый ответ будет появляться сотня новых вопросов.

 И вообще, что такое настоящая правда? Возможно, имеется в виду истина. Вот что говорит о ней мой любимый писатель С.Моэм: «Если истина – одна из высших ценностей, странно, что никто как будто не знает, что это такое. Философы до сих пор об этом спорят, и сторонники противоположных учений зло издеваются друг над другом. При таком положении вещей обыкновенному человеку лучше оставить их в покое и довольствоваться истиной обыкновенных людей.
Это попросту констатация фактов. Если видеть в ней ценность, то нужно признать, что ни одной ценностью не пренебрегают так, как ею. Человек всегда приносил истину в жертву своему тщеславию, удобству и выгоде. Он живет не истиной, а фикцией, и порой мне кажется, что все его высокие порывы – это попросту стремление придать видимость правды тем выдумкам, которыми он льстит своему самомнению».
Резковато, но может быть, он и прав...