Евромайдан - украинский стоп-кран

Владимир Зикеев
    
                Данный материал  был написан по просьбе редакции
                "Тюменские известия" и опубликован в газете  5.02
                2014 г., т.е. за две недели до кровавых событий
                на майдане.



 Недавно позвонил мне в Одессу старый товарищ из Челябинска. Сам он родом из Кривого Рога. «Ну, что там у вас опять?» И я его вежливо поправил: «Не «у вас», а у НАС.

     Вот уже несколько недель события, происходящие в Украине, находятся в центре внимания миллионов людей. Информационные агентства показывают ужасающие кадры жесткого разгона митингующих, возведённые баррикады в центре Киева, горящие факелы подожжённых сотрудников спецподразделений. Многочисленные клубы черного дыма от тысяч свезенных на площадь автопокрышек затмевают солнце. И люди, тысячи людей. Они вышли на баррикады и готовы сражаться до конца. Увиденное с экранов ТВ ввело в оцепенение миллионы людей. Это не где-то на другом континенте, это рядом. Это у НАС. И это очень больно.

Задний ход

  Так что же все-таки произошло и происходит? Как такое могло случиться? Постараюсь объяснить это, глядя на события изнутри.
Вам никогда не приходилось оказаться в поезде либо электричке, набравших скорость, когда кто-то срывает стоп-кран? Да, шок. И еще какой! Именно так произошло с Украиной. Общественное сознание, законодательство страны уже были подготовлены к подписанию договора об ассоциативном членстве в ЕС. Причем в этом преуспел именно нынешний президент Украины Виктор Янукович, чем серьезно озадачил миллионы своих сторонников. Ведь в его предвыборной программе были, мягко говоря, совсем иные акценты. И вдруг буквально за несколько дней до подписания договора на саммите в Вильнюсе — стоп машина! Оказывается, что страна пока не готова к ассоциации с ЕС, что это будет сильнейший удар по экономике страны. Президент гневается, требует наказания тех, кто некачественно готовил документы к подписанию. Сложилось впечатление, что они вообще не подвергались серьезной экспертизе и анализу. Если такие последствия были известны, то почему они не стали предметом обсуждения в Верховной Раде, в печати, на телевидении? Поэтому — шок! У тех, кто мысленно сидел в мягких креслах поезда, уносящего их в Европу. А вот оставшиеся на вокзале перекрестились. Слава тебе, Господи! Поезд дал задний ход.

  Подогреваемые оппозиционными партиями обманутые в своих ожиданиях люди вышли на Майдан. На украинском языке «майдан» означает площадь. В Киеве это площадь Независимости. Красивейшее место в центре украинской столицы. Десятки тысяч людей пришли высказать свое несогласие с решением руководства страны. Эмоции выплескивались через край. В эти дни бушующий Майдан представлялся мне кипящей магмой. И страшно было представить, чтобы она начала растекаться. Власть оценила момент, заверила, что консультации с ЕС продолжаются и уже к весне страна будет готова к подписанию договора. С пеной у рта лидеры оппозиции призывали митингующих к решительным действиям, но магма постепенно начала остывать.

  И вдруг жесткая зачистка и разгон митингующих в ночь на 30 ноября. Даже люди, отрицательно воспринимавшие Майдан, были в глубоком недоумении от бессмысленности этих силовых действий. Фотографии окровавленных молодых людей заполнили Интернет, телевидение и страницы газет. И остывавшая магма Майдана забурлила стократ сильнее и стала растекаться по стране.

Огнетушитель для Кличко

  Украинский народ терпелив. Но на этот раз негодование и возмущение охватило сотни тысяч жителей Украины. Многотысячные митинги протеста, захват зданий ряда министерств, областных государственных администраций, органов управления поставили страну перед пропастью хаоса. Только благодаря стойкости живого щита из спецподразделений «Беркута» и милиции удалось удержать от захвата здание Кабинета министров Украины. Они так и не получили команду к активным действиям. Радикально настроенные митингующие забрасывали сотрудников правоохранительных органов бутылками с зажигательной смесью, камнями, брусчаткой с разобранных мостовых. В ответ на это использовались светошумовые гранаты, пластиковые пули, слезоточивый газ. В результате столкновений десятки людей получили ранения, ожоги и увечья. Погибли люди — с разных сторон баррикад…

  Ситуация неоднократно выходила из-под контроля лидеров оппозиции. На Майдане митингующие неоднократно давали им понять, чтобы они уходили оттуда. Лидеру партии « Удар» Виталию Кличко так и не удалось убедить лидеров движения «Общее дело» освободить захваченное здание Министерства юстиции Украины. Получив грубый отказ, он был сильно расстроен и не скрывал этого. В другом случае разъяренная толпа облила его из огнетушителя, когда он попытался предотвратить столкновение с правоохранителями.

  Так неужели только отказ от подписания договора об ассоциативном членстве с Евросоюзом и грубая зачистка Евромайдана вызвали такую бурю протеста в Украине и привели к сложившейся ситуации? Конечно же, нет. Это были факторы, переполнившие чашу терпения. Неприкрытое стремительное обогащение «семьи» президента, его окружения на фоне обнищания народа, захлестнувшая страну коррупция на всех уровнях, продажные суды, милицейский беспредел — вот что вывело многих людей на улицу.

Вожди молчали...

  Думаю, людей на улицах и площадях могло бы быть и больше. Но многие здравомыслящие граждане задаются вопросом: «А за кем идти?»
Владимир Высоцкий пел: «Нам вождя недоставало, настоящих буйных мало, вот и нету вожаков…» Но вожаки есть. В борьбе против правящей Партии Регионов объединились лидеры трех парламентских партий: Виталий Кличко — партия «Удар», Арсений Яценюк — фракция «Батькивщина» и Олег Тягнибок — всеукраинское объединение «Свобода». Каждый из них, конечно же, хочет быть первым, но, скрипя зубами, не вырывается вперед ради временного единства.
Когда они стояли на трибуне, митингующие требовали назвать лидера. Вожди молчали.

  В конце концов, извернувшись, положение спас Арсений Яценюк. Обратившись к митингующим, он сказал: «Лидер — народ, вы — лидер». И по-революционному, и от ответственности увильнул. Мастак. Попытался поднять свою популярность, возглавив всеукраинское объединение «Батькивщина» на время, пока Юлия Тимошенко сидит в тюрьме. Но рейтинг его среди однопартийцев стремительно падает.

  Виталий Кличко. В недавнем времени кумир миллионов. В боксерских перчатках стремительно ворвался в украинскую политику, но увяз в ближних боях. И хотя в этой тройке он все еще имеет высший рейтинг, из-за объединения его партии «Удар» с радикальной националистической партией «Свобода» Олега Тягнибока от него отвернулось пол-Украины. Его заявление о том, что он будет баллотироваться на пост президента Украины, сегодня выглядит по меньшей мере смешно.

  И, наконец, Олег Тягнибок. Харизматичная фигура радикального украинского национализма. Лидер, оратор. Партия Регионов, пытаясь ослабить позиции объединения «Батькивщина» Юлии Тимошенко в период выборов в Верховную Раду, способствовала росту популярности партии «Свобода». И выпустила джинна из бутылки. Сегодня костяк митингующих на Майдане составляют жители западных областей Украины. Именно благодаря боевым подразделениям, которые не один год тренируются в лагерях, расположенных преимущественно на территории этих областей, «Свободе» удалось захватить инициативу при проведении акций протеста.

  Для радикализации процесса, по оценкам экспертов-конфликтологов, достаточно всего 5 деструктивных процентов от общей массы недовольных. Видя свое полное превосходство и пользуясь бездействием властей, 1 января этого года «Свобода» организовала факельное шествие по Крещатику, посвященное 105-й годовщине со дня рождения Степана Бандеры. Остальные оппозиционеры от этого открестились. Миллионы украинцев были в шоке от увиденного.

Шоколадная оппозиция

  И вот ситуация: Партия Регионов, которую привел к власти избиратель востока и юга Украины, во многом дискредитировала себя. Лидера, которому бы поверили миллионы, у партии на сегодня нет. Был один — Евгений Кушнарев. Стратег и теоретик Партии Регионов. Но его убили несколько лет назад на охоте под Харьковом, при сомнительных обстоятельствах. Лидеров оппозиции в этих регионах на дух не переносят. Они попытались организовать беспорядки в городах юга и востока, но их посланцев развернули обратно, а в некоторых городах и поколотили, организовав отряды самообороны.

  Однако если приглядеться попристальнее, есть человек, который может стать лидером, если не всей Украины, то оппозиции — наверняка. Это Петр Порошенко. Миллиардер, «шоколадный король», владелец телеканалов, автобусных заводов, кондитерской группы «Рошен», экспортировавшей до последнего времени 50 процентов своей продукции в Россию. Опытный политик и убежденный противник правящей партии.

  И, наконец, о дежавю. Глядя на хронику украинских событий, я, как и многие другие, ловил себя на мысли: все это мы уже видели на улицах Ближнего Востока и Северной Африки. Антураж, действующие лица и идеи, конечно, разные. Но сценарий практически везде одинаков. Сначала мирный митинг, запах свободы, полевые кухни, палатки, выступление рок-музыкантов. Затем в дело вступают те самые 5 процентов радикально настроенных элементов. В нашем случае это подразделения «Свободы», объединения «Тризуб», «Белый молот» и другие. Столкновения с правоохранительными органами, ранения, увечья. И, как апофеоз, — убитые на баррикадах. Никто не разбирается: кем и из чего убиты люди. Конфликт разрастается. К счастью, стороны сели за стол переговоров.

Европа в шоке

  Невольно задумаешься: а всех ли действующих лиц этой трагедии мы видим? Всмотримся попристальнее. Вот президент Украины собирается в Вильнюс. Из Евросоюза летят предупреждения о том, что если не выпустят Юлию Тимошенко, то Украине ассоциации не видать. Виктор Янукович решил не подписывать договор. Европа в шоке, но с трудом, как говорят в Одессе, держит фасон. Не успел Янукович ступить на киевскую землю, из Брюсселя звучат новые предложения. О Тимошенко уже никто не вспоминает. Они готовы уже на следующей неделе подписать договор с Украиной. Они поняли, что теряют инициативу, теряют Украину. В дело вмешался солидный игрок — Россия.

  Начинается истерика. На Майдан гурьбой высыпаются вице-президент Европарламента Яцек Протасевич, бывший председатель Европарламента Ежи Бузек, бывший глава польского правительства, лидер партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский. Депутаты польского сейма установили свою палатку на Майдане. Вы можете представить себе палатку польского сейма на Красной площади? Я — нет. Протасевич выступил и подчеркнул, что говорит от имени президента Польши. Прошлась по Майдану и Верховный уполномоченный ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон…

  Стали подтягиваться и игроки покрупнее. Из-за океана прилетели сенаторы — республиканец Джон МакКейн и демократ Крис Мерфи. Надо же: у себя в сенате дерутся, а здесь, на Майдане, плечом к плечу? Неужели так дорога им Украина? Долгие годы наблюдая за МакКейном и зная его горячую «любовь» к России, нетрудно понять суть происходящего. Во что бы то ни стало оторвать Украину от России. Чего бы это ни стоило. Создать очаг нестабильности и напряженности в подбрюшье России — голубая мечта американских стратегов. Цель — создание мощного буфера между Европой и Россией, отчуждение России от черноморских портов...

Американская булочка

  О том, какие суммы вкладывают США в дестабилизацию Украины, стало известно из заявления помощника госсекретаря США Виктории Нуланд. Она прославилась тем, что из полиэтиленового пакета раздавала булки участникам Евромайдана. Курьез произошел, когда она хотела угостить бойца спецподразделения «Беркут»: тот жестом показал «нет», а вслух сказал: «Наен!» Даме взгрустнулось. Так вот, она заявила, что США с момента провозглашения Украиной независимости вложили в развитие «украинской демократии» 5 млрд долларов. По словам Нуланд, только в этом году будет выделено 15 мнл долларов так называемых «грантов на демократию» организациям, которые консультируют оппозицию, отдельным политикам, социологам и журналистам.
США никогда не выбрасывают деньги впустую на «развитие» чужих экономик. Отрыв Киева от Москвы для США пункт принципиальный.

  А что же Россия, как она борется за Украину?  К глубокому сожалению, мы  в Украине чаще слышим  и видим отстаивание Россией своих интересов в Сирии и других, безусловно, важных странах и континентах. Как можно воспринимать такие неуклюжие попытки давления на Украину, как запрет ввоза сыра, кондитерских изделий группы «Рошен». Претензии в подавляющем большинстве шиты белыми нитками. Продукты из Украины рано или поздно вернутся на российский рынок, а осадок от недружественных действий остается надолго. Любое давление здесь, в Украине, воспринимается очень болезненно. Не говорю уже о «газовых» войнах. Есть силы, которые даже в протянутой недавно Президентом РФ В.В. Путиным руке помощи, ищут камень, пытаются во всем негативном видеть руку Москвы.

  Сегодня забрасываются слухи, что в Киеве и Николаеве находится российский спецназ, что из России поставляется вооружение «Беркуту», что люди на Майдане погибли от рук российских снайперов, хотя уже известно, что погибли они от ружейных выстрелов.  И вместе с тем, миллионы людей с надеждой продолжают смотреть в сторону России. Сегодня это наши люди и за них необходимо бороться. За каждого.

  Для ведения борьбы за Украину американцами  используются все формы и методы. Как заявил с трибуны Верховной Рады Украины депутат от Партии Регионов Олег Царев, при непосредственном участии посольства США осуществляется проект «Техкэмп», который направлен на подготовку специалистов по информационным войнам, дискредитацию государственных институтов в современных медиа, подготовку потенциальных революционеров для организации протестных движений и свержения государственного режима. Эти технологии успешно отработаны в Ливии, Тунисе, Египте и Сирии. Судя по всему, следующим объектом была выбрана Украина.

  По его сведениям, в организации протестов принимает участие группа американцев сербского происхождения. Организацией, протестными акциями и руководством деятельностью оппозиции занимается американский гражданин Финк Брайн. Сами оппозиционеры называют их «грузинами», потому что последнюю революцию они «делали» в Грузии. Общее количество иностранцев в штабе оппозиции около тридцати человек.

  Вот такая идет борьба за Украину. Не все нам дано знать. Но и то, что известно, позволяет сделать вывод — впереди нелегкие испытания. Как для Украины, так и для России. Для нас.


  PS: Возможно, у читателя сложилось впечатление, что в Украине сегодня все города в баррикадах, народ на митингах, все закрыто. Это не так. Города живут обычной жизнью, работает транспорт, связь, театры, магазины. Нет паники и очередей в магазинах. На соседних с Майданом улицах люди спешат по своим делам, пьют в кафе кофе. Нет грабежей, разбитых витрин, мародерства.
Но нет и спокойствия. Есть противостояние и напряжение в обществе.
Но есть и надежда.



Данная статья была опубликована в газете "Тюменские известия"  сегодня, т.е. за 5.02 2014 г.