Бондарь и чёрт

Валерий Захаров 39
Повадился как-то чёрт в одну деревню, и никакого сладу от него не стало. То воду в колодце испортит, то пшеницу на поле всю помнёт, а бывало,  таких страхов ночью напустит, что люди бояться и днём на улицу выйти.
 Пошёл народ к попу в церковь, тот отчитал молитву; чёрт присмирел немного, и опять за своё принялся. Загоревали селяне, и тут один из мужиков вспомнил, что живёт в соседнем селе бондарь, что кадки мастерит. Идёт  слава про него, что нечистая сила его стороной обходит. Послали к нему стариков помощи просить;  бондарь не стал упрямиться,  и явился в село со своим товаром. Расставил вокруг кадки, на загляденье, большие, маленькие, дубовые с обручами стальными, сам остановился на постоялом дворе.
 Вышел ночью бондарь на улицу,  развёл костёр, повесил котёл с водой, сам залез в бочку, и сидит, трубку покуривает. Как наступила полночь, откуда ни возьмись, появился чёрт: вертлявый, копыта овечьи,  рога козлиные, хвост поросячий.  Подскочил  к бондарю, подбоченился, спрашивает: «Что ты, селянин, в  бочке сидишь?»
Бондарь отвечает: «Хорошо мне тут, вот и сижу. Товар мой таковский, что в нём хоть огурцы солить, хоть трубку курить, можно даже   шкуру  дубить».
Чёрт удивился:
 – Как это,  шкуру дубить?
 –  А так, –   отвечает бондарь,  –  чтобы   крепче была.   
Чёрт просит:
 –   Мне шкуру можешь крепче сделать? Зацепился я в лесу за сук, к первым петухам не успел убраться, зато подоспел  пастух, и так кнутом отходил, что до сих пор помню! Уж драл меня, драл, и вдоль, и поперёк, и промеж ушей,  пока кнут не сломался! Едва я вырвался, да клок шкуры на суку оставил.
  –  Ладно,  –  соглашается бондарь, –   только  шкура закалки требует, так что, чёртушка, придётся тебе потерпеть. Зато потом  такая крепкая будет, что хоть бурдюки из неё шей.  Полезай в самую большую кадушку!   Чёрт, кряхтя, полез в кадку, а  бондарь взял котёл кипятку, да плеснул  на чёрта. Взвыл чёрт так,что во дворах собаки залаяли,  а бондарь кочергой его охаживает, и приговаривает: «Терпи, пока шкура не выдубится!».
Не выдержал чертяка, выскочил из бочки,  шкура на нём дымиться. Бросился он в лесное болото, да так и просидел в трясине до утра, пока шкура не остыла.
Вот снова ночь наступает, бондарь огонь разводит, трубку закуривает. Пропели последние петухи,   а чёрт тут как тут, приступает к бондарю:
 –  Ты меня вчера шпарил – дубил,  шкура у меня болит, словно на ней угли раздувают!
 –  Так ты не досидел, шкуру не закалил, вот и мучаешься!
 –  Тогда,  –  говорит чёрт,  –  привяжи меня покрепче, чтобы я не убежал!
 –  Будь по твоему, –   соглашается бондарь. 
Уложил чёрта на дно  средней бочки, заложил ему копыта за уши, да так стянул верёвкой, что чёрт  пошевелиться не может. Сунул ему в рот соленый огурец: - «пожуй, говорит, чтобы шкура лучше выдубилась».   А сам опять котёл крутого кипятку чертяке на голову вылил. Ополоумел чёрт, хочет сбежать, да верёвки не пускают, а бондарь второй котел с кипятком тащит. Порвал окаянный верёвки, да бежать кинулся, куда глаза глядят.
Приходит  третья ночь, появился чёрт, к бондарю подступает, хвостом вертит, копытами землю роет:
 –  Вот, говорит, –   как ты меня обихаживаешь! Садись теперь ты в бочку, я сам тебе шкуру дубить буду!
–  Ладно,  –  соглашается бондарь, –   видно тебе огурец слишком солёный попался, вот в чём беда. Последний раз тебе шкуру продублю, а там делай со мной, что хочешь!   
Залез чертяка в малую кадушку, свернулся кренделем,  а бондарь все три котла на чёрта вылил, и пока он вопил, да копытами дрыгал, забил бочку крышкой, и скатил её с косогора. Налетела бочка на большой камень, рассыпалась, а чёрт так  рогами о камень ударился, что у него из глаз искры посыпались, копна сена рядом стояла, вмиг вспыхнула.
Спохватился окаянный бежать, а обруча  не дают; кажется ему, что бондарь его поймал, да назад тянет, шкуру дубить хочет.  Кое-как спасся чёрт, в селе больше не показывался, а селяне с тех пор бочки покупают только у ловкого бондаря.
 

Уважаемые читатели! Автор будет благодарен за ваши отзывы о его творчестве.