Просто о вере и смирении

Татьяна Васса
Понятие веры многозначно и имеет куда более широкое значение, чем вера в Бога. Нет неверующих, есть люди, которые верят в силу достатка, в силу известности, в силу собственной власти, и ещё во многое. У каждого вера своя.

Определить веру человека очень легко. Её с головой выдают поступки и те принципы, которыми человек руководствуется в жизни.

Та же жизнь показывает, что немалое число людей находится в состоянии самообмана или в состоянии прелести. Они полагают себя верующими в Бога, хотя на деле имеют совершенно иной приоритет ценностей.
Откуда же и по каким признакам это видно?

Дело в том, что вера в Бога находится на противоположной стороне от всех иных вер.

Бог - понятие всеобъемлющее, охватывающее не только этот бренный мир, но и все остальные реальности. Бог - всемогущ, всеведущ и, соответственно, всем управляющий.

Если правильно понимать Священное писание и непредвзято смотреть на окружающую действительность, то мы увидим, что весь мир объят грехом, "мир во зле лежит". То есть по попущению Бога отдан во власть и управление сатаны. И все земные ценности основываются на грехе, движутся страстями во всём их многообразии.

Мы видим, как корыстолюбие управляет экономикой стран, стремление к власти порождает войны и конфликты. Всё это производится через людей, потому что бесы – суть страсти и не могут существовать на земле в чистом виде долгий период, им непременно нужно место обитания, и это место – человек.

Для христиан могу привести в пример те Евангельские фрагменты, где Иисус изгнал бесов и они вселились в стадо свиней, бросившихся с обрыва, и притчу о том, что изгнанный бес, увидев очищенное в человеке место, не только сам возвращается, но и приводит с собой ещё семь, более злейших. Воистину, и «свято место пусто не бывает».

Итак, вопрос состоит не в том, верит человек или не верит, а в том – какова его вера и на что она распространяется.

Здесь нужно отвлечься и обратить внимание на то, что существует ещё одно понятие, которое нередко путают с верой. Это понятие – «убеждения». Убеждения нередко выдают себя за веру. Если поле деятельности веры – чувства человека, то для убеждений этим полем являются мысли.

Наше сознание с помощью органов чувств тела черпает из окружающего мира океаны информации, это не только вкус, цвет, запах и прочее, но и политические, религиозные и философские идеи. Мы читаем разные книги, смотрим разные фильмы, наблюдаем жизнь вокруг нас. Всё это осмысливается.

В конечном итоге принимает для себя ту или иную концепцию жизни из существующих, или внутри нас генерируется какая-то своя. Если она совпадает с верой, то мы – цельны и сильны, в каком бы направлении ни двигались. Но нередко случается так, что идея и вера вступают в противоречие. Человек в этом случае становится слаб, теряет жизненную силу, раздражается, нервничает.

Примеров множество, но мы возьмём пример религиозный. Скажем, человек убеждён, что он верит в Бога, а его вера в действительности стремится изо всех сил к материальному благополучию. Страсть корыстолюбия главенствует.

Строение человека таково, что на убеждениях, как на цыпочках, долго не простоишь, и сколько бы он ни постился и ни молился, в нём всё равно прорвётся вера. Скажем, если верит в силу денег, тогда человек не помилосердствует, а ради получения выгоды притеснит другого человека. Ни о какой истинной любви к ближнему, да что там о любви, даже об уважении и речи быть не может.

Бывают примеры и обратные, к сожалению, более редкие, но встречаются. Человек считает себя атеистом по убеждению, но вера его исполнена добра и милосердия. Он способен без особой внутренней борьбы уступить, и даже пожертвовать жизнью ради блага других. Такие примеры особенно ярко проявляются во время военных конфликтов, когда ситуация жизни и выбора наиболее остра.

Возьмём ситуацию, очень благоприятную, когда человеку удаётся внимательно рассмотреть себя самого на предмет действия веры и убеждений.

Чаще всего в области чувств он обнаружит действие многообразных страстей. Действие страстей легко обнаружить через честное рассмотрение собственных желаний.

Но вот вопрос: что он обнаружит в области убеждений, то есть в мыслях?

Если это религиозный человек, то есть убеждённый в необходимости избавления от страстей ради спасения своей души, то, скорее всего, он будет убеждён в необходимости поиска такого способа и применения этого способа. Будет ли он удачным?

Посмотрим правде в глаза. Много ли религиозных людей уходят в мир иной истинно верующими, не имеющими страстей, грехов? Иными словами, много ли умирает святыми? Очевидно, что это не так.

Вера всегда и безусловно рано или поздно возьмёт верх над убеждениями.
Что же делать?

Если человек попытается изменить веру, он очень скоро убедится, что у него нет к этому нет никаких инструментов. Другими словами, не властен человек над собственным сердцем. Есть некто иной, управляющий им.

Здесь предлагаются два выхода. Или молиться, или смириться.

Сердце нашего внутреннего человека – воля Божия о нас. Здесь – центр управления шествования по нашему земному бытию.

Молиться будет человек, умом не смирившийся с действием страстей в своём сердце, желающий поменять свой жизненный курс. Это – человек религиозный. Человек, судящий себя самого с точки зрения собственных убеждений, протестующий против состояния собственной веры. Здесь всё более или менее понятно. Судьба такого человека полна натяжения, борьбы, самораспятия, боли, огорчений и внутренних конфликтов.

Смирившийся же, это - признавший волю Бога о нём, вот таком, каков он есть, принявший свою жизненную стезю, судьбу, если хотите.

Религиозные люди ошибочно принимают его за сдавшегося и отчаявшегося. Состояние отчаяния – действительно состояние проигравшего, но при полном отсутствии смирения. Это – состояние крайней гордыни, когда желание, чтобы было по-твоему во что бы то ни стало, никуда не исчезло, а продолжает существовать при невозможности его утоления, причиняя носителю такового сильную внутреннюю боль.

Смирившийся, а точнее сказать смиренный, и есть истинно верующий, принявший волю Бога во всей полноте не только в отношении себя, но и в отношении всего остального мироздания. Он, не лишенный страстей в сердце, ясно видит, когда им позволено действовать, а когда – нет, даже если он и желает, чтобы они действовали. Он ясно видит все эти «позволения», и ограничения производит некто иной с помощью обстоятельств судьбы.

Смирение, как это ни странно, приводит к цельности, убирает убеждения, оставляя полное действие вере. Смиренный человек – человек цельный. В нём мало самости, следовательно, мало внутренней конфликтности, но много Бога, потому что воля Бога неотделима от Него Самого.

Такой человек видит, как его собственная судьба плотно и гармонично вплетена в судьбы других людей. Видит также и собственную слепоту в отношении знаний о себе, мире и Боге. Постепенно степень доверия Богу в нём растёт, парадоксально открывая свободу, покой и блаженство бытия.

Как тут снова не вспомнить Евангельское: «иго бо мое благо, и бремя мое легко есть».

Мир полон страстей, бурлит всевозможными движениями и реакциями, и легче преодолевает его положившийся на Бога или судьбу (что тождественно).

Но и это от Бога.