Страшный сон атамана

Аркадий Польшаков
                СТРАШНЫЙ СОН АТАМАНА

(Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")
               

            Рис. Казак с головой врага на пике.

«Приснился атаману страшный сон:
Как будто буря в их сердца вселилась,
Все как один, рванули  хлопцы в бой,
И  море крови в той сечи  пролилось!»

За годы заточения к атаману не раз приходил один и тот же страшный сон.
Очевидно, стоит рассказать о нем.

 Ему снилось, что Запорожская Рада вопреки увещаниям казацкой старшины приняла решение атаковать войска Текеллия, чтобы как подобает казакам: победить или умереть с честью.

Атаману сниться бурная Сечь, воинственно настроенные казаки и старшины.

Парламентера генерала Текеллия, который принес казакам предложение сдаться,  казаки сажают задом наперед на осла и всем хуралом с хлесткими шутками и прибаутками проводят за ворота Сечи.

Нечипайзглузду кричит вдогонку парламентеру:
- Передай генералу, что казаки посылают Его светлость, у глубокую Его тёмную - сраку!
Казаки смеются.
Наливайко кричит:
- Передай еще, что долг свой генерал нам голышом заплатит, когда мы ему под зад «боевой улей» подложим!
Слышится смех среди казаков.
Неешкаша: - Передай Текеллия, что с нами воевать это ему не шубу в кальсоны заправлять. Кто к нам в немецких кальсонах придет, тот без шубы и кальсон останется.
Слышать одобрительные возгласы и смех казаков.
Атаман во исполнение постановления Запорожской Рады сечевиков собрал в своей резиденции всех старшин, чтобы обсудить план разгрома войск этого нагловатого иностранного наемника императрицы, генерал - поручика  Текеллия.
На военном совете перед старшинами он  преподает план боевых действий против генерала Текеллия:
- Казаки! Во-первых, надо поджечь сигнальные костры в Сечи, чтобы весь наш Кош поднялся на борьбу с оккупантами.

Атаман видит в цветном сне, как над сигнальными башнями Сечи поднимаются столбы черного дыма - условный сигнал для всех казаков бить оккупантов и идти на помощь казацкой столице.
Вскоре вся цветущая земля Запорожского Коша дымит тревожными дымными вулканами.

Атаман, на военном совете обращаясь к куренным, полковникам и казакам,  сказал следующее:
- Казаки отряда морских волков, от вас зависит многое! Надо на утренней заре незаметно подводой перейти реку и захватить артиллерию генерала, затем повернуть пушки против них самих.
- Куренному атаману Головко, с отрядами казаков полковников Пелеха, Черного и Кулика в семь тысяч добрых сабель, мощно ударить по кумполу (голове)  Текеллия - главной его ставке.
Братки, казаки, всеми своими силами лихо, как вы это можете, прошу, ударьте по главной ставке Текеллия, расположенной в хуторе Погореловка. Задача обезглавить руководство всей его армии.
Затем кошевой атаман, обращаясь к полковнику Ковпаку,  ставит ему боевую задачу, говоря:
 - Брат мой, ты должен ночью на чайках по Днепру прорваться в тыл войск генерала Текеллия! Плывя на восток вниз по течению, надо будет объединиться с местными казаками Батуринского куреня атамана Якова Воскобойников, и Брюховецкого куреня атамана Петра Чернильницы и других тамошних куреней, и вместе всеми силами ударить с тыла по восточной группировке войск генерала Текеллия.
От вашего сильного удара с тыла зависит - разобьем мы собаку Текеллия, или нет!

Далее атаман, обращаясь до родного брата Нечипера Ющенко,  говорит ему:
- Нечипер, брат мой! Часть наших куреней еще не вернулась с фронта, они на пути домой и не знают, что здесь происходит. Ты должен ночью пробраться в тыл и найти их! Они должны галопом мчать сюда и  с запада вдарить по западной группировке войск противника, пусть подложат перца под селезенку генералу Текеллия.

На военном совещании у атамана, куренные, полковники и старшины принимают  план атамана по разгрому оккупантов.

Они с былым боевым подъемом  сокрушить непрошеного гостя, спешат выполнять распоряжение атамана.

Звучит, гремит Запорожский боевой марш.

Во сне атаман, как орел, поднявшись в голубые небо под самые облака, увидел эту потрясающую воображение картину, тысячи столбов дыма, как от вулканов на Камчатке,  грозно поднялись над всем Запорожским Кошем (границы Коша тогда охватывали территории нынешних Запорожской, Днепропетровской, Донецкой, Кировоградской, Луганской, Херсонской и Николаевской областей).

Завидев этот тревожный сигнал ближайшие к запорожской столице паланки, хутора и села подожгли свои сторожевые вышки, вскоре вся земля Запорожская дымилась тревожными дымными вулканами.

Казаки, находившиеся в зимовках, паланках, хуторах и селах (тогда в 59 куренях проживало 59481 душа мужского пола, а все население составляло около 100 000 душ обоего пола), взяв из схорон попрятанное от оккупантов оружие, незаметно минуя кордоны, порой прорываясь с боями через них, начали сбиваться в условленных местах в казачьи лихие группы и небольшие отряды. 
Собравшись, они скакали, спешили на помощь окруженным в Сечи сечевикам. Их задача была проста как божий день, они должны сообразуясь с возможностями и действуя по обстановке, применить казацкий «разгордияш», своеобразную казачью тактику отработанную сечевиками во многих баталиях.

Это выглядело бы так, как будто разъяренные пчелы, защищая свои «домивки-ульи», больно жалили нахала медведя, который неосторожно сунулся на чужую пасеку, чтобы полакомиться без труда не своим медом.

Дело в том, что специально обученные этой тактике казаки, собранные в небольшие группы, налетая с разных сторон на противника способны нанести ему, значительный урон. Справиться с множеством таких отрядов и групп было весьма непросто. Казалось бы, хаотичные несогласованные действия не должны способствовать успеху, однако казаки часто побеждали именно благодаря этой «самостийной» тактике.

Во-первых, враг, отражая нападение одного отряда, не мог знать о намерениях других. Их внезапное появление на поле боя (зачастую со стороны, откуда их никто не ждал) было, всегда сюрпризом для противника.

Во-вторых, если даже накануне боя вражеским лазутчикам удавалось добыть и разговорить «языка», пленный ничего не мог сказать о маршрутах продвижения и тактике других отрядов и групп.
Причем небольшие отряды, мог возглавить не обязательно сотник или старшина, а практически любой казак казачьей паланки. Такому сметливому расторопному представителю казацкого рыцарства под силу было при необходимости превратить десяток казаков в боеспособный отряд, который мог незаметно подкрасться к врагу и нанести ему внезапный и ощутимый удар. Десяток, сотня  таких «самостийных» казацких подразделений представляли уже грозную силу.

Атаман  видит сотни таких «самостоятельных» казацких подразделений, которые  бьют оккупантов по бокам и с тыла. Их внезапное появление на поле боя горький сюрприз для противника.
Атаман с неба кричите им:
- Так их, братки! Бейте оккупантов!

Морские казаки в 3:00 ночи (до утренней зари) подводой, дыша через трубочки с отверстиями для прохода воздуха, перешли реку и неожиданно напали на артиллерию генерала Текеллия, чтобы не дать ей возможность вести прицельный огонь по Сечи.
Атаман видит как морские - волки захватывают артиллерию противника, он кричит им:
 - Братки, поворачивайте пушки и причешите пыку (рожу) Текеллия!

Курень атамана Головка, отряды полковников Пелеха, Черного и Кулика в семь тысяч добрых сабель, лихо ударили по главной ставке Текеллия, расположенной в хуторе Погореловка.
Атаман кричите им:
- Вперед, братки! Покажите Текеллия, где раки зимуют!

Полковник Колпак на чайках по Днепру прорвался в тыл войск генерала Текеллия и плывя на восток вниз по течению объединился с местными казаками из Батуринского куреня атамана Якова Воскобойников, Брюховецкого куреня атамана Петра Чернильницы и других куреней, и они вместе ударили с тыла по восточной группировке войск генерала Текеллия.
А это уже была солидная помощь в несколько тысяч боевых испытанных в многочисленных битвах казацких сабель.
Атаман с неба кричит им:
- Скорее спешите братки на помощь! Хорошо ударьте Текеллия по затылку!

Идет жестокая битва.

               
  Рис. Битва казаков

Атаман слышит громовой грохот Запорожского боевого марша и задорно кричит старшинам: - Гей, ребята, гей! Бей оккупантов, бей!

Мы не станем по этическим и иным соображениям в деталях описывать эпизоды этой кровавой братоубийственной драмы во снах последнего атамана Запорожского войска Петра Калнышевского. Постараемся выразить это простым доходчивым поэтическим языком:

«И грянул бой, жестокий бой!
Казаки ринулись гурьбой.
Дым застилал и ел глаза,
Гремели пушки, кровь текла,
Шел праведный смертельный бой,
Никто не крикнул им:-  Постой!..
* * *
Плохую весть принес гонец,
Гусар,  наездник, во дворец.
В Сечи восстали козаки,
Жгут города, дворцы, сады…
Большая выпала беда,
Готовься Русь: - идет ВОЙНА!
* * *
Упрямо резались народы,
За лучик солнца и свободы.
Все племена, все кланы, роды,
Кровавые прожили годы...
Свобода ведь была всегда,
Как Путеводная звезда.
Она не гаснет никогда,
Воспламеняя всем сердца
 * * *
Отвага, мастерство - поверь,
Разрушат каменную твердь,
Возьмут все замки без потерь,
Тюремную откроют дверь.
Пока в империи сидят глупцы,
Не спят лихие молодцы…
                * * *
Можно продолжить начатую тему словами Тараса Шевченко, который выразительно описал украинское поле брани, как бы спрашивая родную землю, зеленое поле:
- Отчего ты почернело зеленое поле?

«Почернело я от крови за вольную волю.
Вокруг местечка Берестечка на четыре мили,
Меня хлопцы-запорожцы трупами покрыли…»

Сотни таких «самостоятельных» казацких подразделений бьют оккупантов и с боков,  и тыла. Их внезапное появление на поле боя горький сюрприз для противника.
Атаман с неба кричит им:
- Так их, братки! Бейте оккупантов!

Кровавый страшный бой заканчивается.

Постепенно стихает громовой грохот Запорожского боевого марша.
Атаман орлом возвращается на землю, стоит на Майдане (площади).
К нему приближается на белом победном коне куренной атаман Иван Головко с копьем, на конце которого точит окровавленная головах Текеллия.

Он бросает к ногам атамана и архимандрита окровавленную голову генерала, и говорит:
- Будьмо, атаман! Врага мы разбили!
Архимандрит Сечи Сокольский, смотрит на окровавленную голову генерала, крестится и говорит:
- Свят, свят! Что же вы ребята наробылы (наделали)!
                ***
Атаман Коша просыпается в поту и говорит сам себе:
 - За что мне такие муки?

Он спрашивал, спрашивал себя:
 - Зачем люди, братья, славяне должны убивать друг друга на этой бессмысленной войне?
 Зачем?
Зачем, собирать многотысячные армии и идти друг на друга: стрелять, колоть, резать, душить, кусать, бить в рукопашную друг друга?
Зачем?..

Такие живые кровавые видения сна будоражили атаманскую душу Петра Калнышевского.

После такого кошмарного сна, атаман с горьким упреком иногда спрашивал себя:
- Прав он был тогда, когда с архимандритом уговаривал сечевиков не проливать братской крови?
Или надо было повести сечевиков на эту страшную кровавую сечу (битву)?

И Петр Калнышевский, как атаман Коша, не находил сразу ответы на эти будоражили его душу вопросы.
Казаки не турки и могли, и не то что могли, а должны были в щепу разбить этого Текеллю-тетерю.

Запорожские казаки как показала вековая история, драться умеют, а дома и стены помогают.
Однажды, враг в лице янычар турецкого султана Мухаммеда Четвертого ворвались неожиданно на Сечь и получили такой отпор, что надолго забыл дорогу к ним.
История это подтверждает.

Атаман вспомнил, как деды говорили ему в Сечи, о том с каким юмором они ответили тогда на грозное письмо турецкого султана Махамеда.

Чтобы вы, друзья, представили это, приведем здесь и сейчас рассказ старого казака деда Сивоконя...

Продолжение следует...


==============================
Остросюжетные и юмористические книги АркПоля можно заказать в Канаде через Интернет по адресам:

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!