Вожди. Минс Рассел

Игнат Костян
Минс Рассел, 1939-2012 г.г. – оглала-сиу.
Рассел Чарльз Минс родился в резервации Пайн-Ридж 10 ноября 1939 года. Старший сын Гарольда Минса, метиса из племени оглала, и Теодоры Минс, чистокровной дакотки-янктонай. Своей англосаксонской фамилией Рассел обязан прадеду Гэсу Минсу, мелкому чиновнику Бюро по делам индейцев.
Вскоре после того, как разразилась Вторая мировая война, Гарольд Минс, по профессии сварщик и автомеханик, перебрался со своей семьей в Калифорнию, где нашел работу неподалеку от Сан-Франциско.
Рассел Минс посещал школу при Бюро по делам индейцев, а позднее обычную школу в Валежо (Калифорния). Минс слыл хорошим учеником, получавшим по английскому языку и истории оценки значительно выше средних. Он также считался хорошим спортсменом и являлся активным членом организации американских бойскаутов.
В возрасте 16 лет он перешел из смешанной в расовом отношении школы Валежо в школу Сан-Леандро, которая была почти сплошь «белая».
 Каждый день лицом к лицу сталкиваясь с барьером расовых предрассудков со стороны своих одноклассников, у Минса зарождалась обида и гнев на белое общество.
Позднее, возвратившись из Сан-Леандро в Сан-Франциско, Минс короткое время работал преподавателем танцев. А в 1964 году вместе со своим отцом и дядей принимал участие в неудачной попытке захватить остров Алькатрас, где находилась одна из знаменитых тюрем в США.
С 1964 по 1968 год Минс скитался по всему Дальнему Западу, работая ковбоем, разнорабочим и служащим агентства по проблемам занятости населения. Во время путешествия Минс пытался начать учебу в пяти колледжах, в том числе в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и в Аризонском государственном университете, но нигде долго не задерживался.
В конце шестидесятых годов Минс принял работу, предложенную ему племенным советом в Роузбаде (Южная Дакота), а несколько месяцев спустя обратился в Бюро по делам индейцев с просьбой о переводе в Кливленд. Там он стал руководителем Кливлендского Центра американских индейцев, который существовал на субсидии Соединенных Штатов. На одном из семинаров, устроенных этим центром, Минс встретился с Деннисом Бэнксом, одним из основателей недавно образовавшейся организации «Движение американских индейцев» (ДАИ, или ЭЙМ).
Захваченный воинственным пылом организации, Минс основывает второе отделение ЭЙМ у себя в Кливленде. Позднее, в 1970 г., Минс принес общенациональную известность ЭЙМ, устроив демонстрацию и шумное столкновение с костюмированными пилигримами в Плимуте во время национального праздника США Дня Благодарения. Это событие, получившее самое широкое освещение по телевидению, сделало Минса национальным героем для инакомыслящих индейцев и симпатизирующих им белых либералов. Минс надеялся, что такие шумные политические акции привлекут внимание общественности к положению индейцев. «Мы не хотим гражданских прав белого человека, – говорил Минс. – Мы добиваемся наших собственных суверенных прав. Всеми нашими действиями мы должны задеть за живое каждого человека. Мы, наконец, поняли, что, только нарушив покой в мире белого человека, мы будем услышаны».
В феврале 1972 года разгневанный Минс возглавил протест 1300 индейцев, направившихся в г. Гордон (штат Небраска), чтобы заявить свой решительный протест против убийства их соплеменника Раймонда Желтого Грома.
В это время Минс продолжает работу в качестве директора Индейского центра. Он возвращается на родину в Южную Дакоту лишь в середине 1972 года.
Минс принимал активное участие в Походе Нарушенных Договоров и был одним из его руководителей. «Те из нас, кто покрыл свои лица боевой раскраской, дали клятву умереть за идею, в которую мы верим, – говорил Минс репортерам во время этого похода. – Мы, индейцы, никогда не боялись умереть, потому что мы знаем, чего хотим». Хотя участники Похода Нарушенных Договоров были заклеймены консервативными племенными лидерами как «ренегаты» и «маоисты», они завоевали себе поддержку со стороны таких разнородных политических деятелей, как Стокли Кармайкла, воинственного лидера черных американцев, доктора Бенджамин Спока, активиста антивоенного движения, и Реверанта Карла Макинтайра, представителя правого крыла сторонников продолжения войны во Вьетнаме.
Некоторое время спустя Минс возвратился в Пайн-Ридж для участия в собрании Ассоциации Землевладельцев сиу, членом которой он являлся.
Однако Дик Уилсон, президент племенного совета оглала, добился судебного предписания, запрещавшего Минсу и другим членам ЭЙМ выступать с речами или проводить собрания в резервации.
Между тем, Минс возглавил демонстрацию протеста индейцев в городе Кастер против убийства расистами индейца оглала – Уэсли Быка С Плохим Сердцем. Несколько недель спустя, вожди и старейшины племени и организация «За гражданские права оглала» попросили поддержки Минса для привлечения к судебной ответственности самого Дика Уилсона за многочисленные злоупотребления своим служебным положением. После краткой встречи с Уилсоном, которая ничего не дала, Минс был жестоко избит за свою политическую деятельность подручными президента племенного совета.
И вот на следующий день, 27 февраля 1973 года, Минс и около двухсот его сторонников, вооружившись охотничьими ружьями, пистолетами и автоматами, захватили поселок Вундед-Ни, заявив, что они утверждают традиционное племенное правление, независимое от марионеточного правительства Пайн-Риджа. Индейцы потребовали расследования Сенатом злоупотреблений со стороны Бюро по делам индейцев и 371 нарушенного правительством договора, некогда заключенных с индейскими племенами, а также смещения Дика Уилсона с поста президента племенного совета. «У правительства два выбора, – заявил Минс, – либо атаковать и уничтожить нас, как это было в 1890 году, либо рассмотреть наши умеренные требования». («Ньюсуик», 18 марта 1973 г.)
Консервативные индейцы, подстрекаемые Диком Уилсоном, повели атаки на повстанцев и ЭЙМ, обвиняя Минса в том, что он – орудие коммунистов, а его последователи – «клоуны и идиоты», которых следует привлечь по всей строгости закона.
Восстание окончилось 8 мая 1973 года, когда оставшиеся в поселке 120 индейцев сложили оружие, поверив правительственным обещаниям улучшить положение коренных жителей.
В январе 1974 года состоялись перевыборы нового председателя племенного совета. Минс выдвинул свою кандидатуру в противовес марионетке Уилсону и собрал голоса 1500 индейцев. Дик Уилсон, опять прибегнув к мошенничеству, запугиванию и шантажу, провалил кандидатуру Минса.
 Несмотря на это, после окончания выборов Минс сказал: «Пресса все время твердила, что в Вундед-Ни мы были бандой отщепенцев. 1500 голосов, собранных даже на этих сфальсифицированных выборах, поддержали и оправдали ЭЙМ в резервации Пайн-Ридж».
Когда над индейскими лидерами, возглавившими выступление в Вундед-Ни, устроили суд, Минс, облаченный в индейскую одежду, выступил на нем с яркой речью. Хотя суд запретил Минсу и его защите основывать свое дело на договоре 1868 года (договор о мире и дружбе, подписанный в форте Ларами), защита все время пыталась представить правительство США истинным виновником происшедшего. Судебное разбирательство длилось 4 месяца. Шесть юристов защиты, возглавляемые Марком Лейном и Уильямом Канстлером, подвергли очень тщательному перекрестному допросу правительственных свидетелей, выступавших с показаниями. Упорство защиты было вознаграждено обнаружившимися свидетельствами незаконного прослушивания телефонных разговоров агентами ФБР, фальшивых показаний и других нарушений со стороны правительства.
 16 сентября 1974 года судья Фред Никол снял обвинения с Минса. С этого времени на Минса неоднократно совершались покушения. Его брат Тед говорит: «Рассел очень важное лицо, вот почему все эти акции направлены против него. Это говорит о том, что Минс – подлинный лидер».
Рассел Минс – личность, производящая сильное впечатление: ростом более 6 футов, с красивым лицом, будто бы высеченным из скалы, темными глазами и длинными черными волосами, обычно заплетенными в косы. Минс часто надевает традиционный индейский наряд и носит украшения.
Несколько лет тому назад он добровольно подверг себя ритуальному самоистязанию во время традиционной Пляски Солнца. Этот эпизод был заснят репортерами компании Эн-Би-Си и включен в фильм «Великий Американский Запад», который транслировался по телевидению как часть праздничной программы, посвященной 200-летию американской революции.
В конце 50-х гг. Минс женился на индеанке в Лос-Анжелесе. Вскоре после рождения их второго ребенка они разошлись. Другой брак с женщиной хопи, от которого Минс имел двоих детей, также окончился разводом.
Минс часто путешествует по стране с лекциями. Постоянное его местожительство – Пайн-Ридж.
В настоящее время Минс отошел от активного движения в защиту прав коренного населения Америки. Да и сама организация «Движение американских индейцев во второй половине 80-х отказалась от радикальных и насильственных методов борьбы, после того как большая часть ее лидеров и активистов были уничтожены и репрессированы. Рассел Минс в 1992 г. снялся в историческом фильме «Последний из могикан», в котором довольно успешно сыграл роль Чингачгука. Минс эпизодически подрабатывает на съемках кинокомедий, вестернов и боевиков, где мелькает в незначительных ролях. В 1993 году бывший лидер ЭЙМ попробовал себя и на музыкальном поприще, выпустив CD «Electric Warriors» («Электрический Воин») в стиле «рэп».

Как это было:
 В конце 2007 года большая группа индейцев из Южной Дакоты провозгласила суверенитет Лакоты от США и прекратила свое гражданство. Именно лакота отстояли свою независимость в XIX веке, именно их начали массово истреблять, именно там находится деревня Вундед-Ни – символ индейского восстания в XX веке.
Самый знаменитый в последнее время индеец – повстанец, борец за свободу, актер и режиссер Рассел Минс рассказал: «Я – гражданин Лакоты. И очень сожалею о тех, кто пока медлит порвать с этим гражданством.
США – это подделка, страна, лишенная культуры. Такую страну легко контролировать, легко направлять ее население в нужное русло. Есть фасад, показываемый миру. Мало кто знает оборотную сторону так хорошо, как индейцы. Рекламная картинка – не реальность сегодняшних США. Здесь даже президент правит, которого не избрали в реальности.
Конечно, молодежь стремится сюда в поиске исполнения своих великих мечтаний. Но всякий, кто сюда приезжает, делает это только по одной причине: он хочет разбогатеть, преуспеть, получить возможности. Стоит поговорить, и выясняется, что дальше мечты о деньгах никто не идет. За этим сюда приехали первые европейцы. Это принцип американской жизни. Мир устал от американского преуспевания. Мир просыпается.
 В мире реакция фантастическая. И с каждым днем она ширится. Благодаря интернету мы можем ощутить, как велик интерес к нашей свободе. Множество людей поддерживают и приветствуют нас. Люди жизненно заинтересованы в нашей независимости. Мир понимает нас. А правительство США – нет. Нас не просто поддерживают. Тысячи людей выразили готовность ехать в республику Лакота. В отличие от несчастных беженцев, которые стремятся в Америку, к нам мечтают приехать профессионалы высокого полета: врачи, юристы, профессора, учителя, преподаватели, ученые, инженеры всех направлений, компьютерные мастера, фермеры.
Люди, когда включают мозги, понимают смысл и ценность свободы, что это в действительности означает. Мы рады всем. Если американцы хотят бежать к нам, мы рады и им. Лакота – свободные люди в своей свободной стране. Ситуация в мире благоприятна для нас как никогда.
 Казино – это легальный грабеж. Только слабоумные и слабые духом могут стремиться к такому времяпрепровождению. Казино в республике Лакота не будет. Мы не хотим, чтобы людей обворовывали под предлогом, что такое заведение дает прибыль племени.
Необходимость паспорта в том, чтобы вернуться в свою страну. Внутри страны достаточно удостоверения личности. Такой порядок принят и в Европе. Паспорта Лакоты будут нужны для поездок по миру. Мы над этим работаем. Что касается меня, то проблем выезда я не вижу. А вот того, что меня могут не впустить обратно, не исключаю. Согласитесь, интересная будет ситуация: урожденный американец не может вернуться на собственную родину. Согласно конвенции ООН, все нации имеют право на собственные паспорта. Мы действуем в русле международного права.
Сегодня мир живет ценностями XVII века. Именно тогда возникла идея, что интересы свободного индивидуума защищены представительской демократией. Мало кто понимает, что национальное правительство – не самый оптимальный вид представительства.
Самым сильным является объединение общин, каждая из которых – совокупность свободных граждан и гарантия их защиты. США изначально задумывались именно как союз общин, но они больше не являются таковыми. Они превратились в старомодную патриархальную систему иерархического управления.
Республика Лакота будет строиться по принципу союза общин, на основе консенсуса между ними. Каждая будет обладать своими судьями, отрядами правопорядка и советом выборных. Полиция не нужна в общине, управляемой самими людьми.
Патриархальная система управления строится на страхе. В ней возникает множество фобий. Мужчины боятся женщин, женщины забирают себе столько власти, что это меняет их сущность. Границы штурмуют беженцы, государства охраняют свои границы, содержат армию заключенных, используют пытки и казни. Все общество пронизано взаимным страхом, этот страх искусно поддерживается. Патриархальное государство верит лишь в плохое, ждет лишь негатива от народа. Оно родилось вместе с рынком и поработило людей.
Союз свободных общин строится на принципе свободы, а не страха. Это понятно многим людям на земле. Поэтому у Республики Лакота так много сторонников. Если расисты вдруг захотят ехать к нам – что ж, пусть приезжают и живут в общине расистов. Свобода предполагает, что если ты хочешь, то можешь быть даже идиотом и жить среди таких же.
Мы намерены привлечь правительство США к ответу за геноцид индейцев, и готовим документы для возбуждения дела в Гаагском суде. Мы не сомневаемся, что получим поддержку многих стран в этом.
Может, это было бы и привлекательно для многих, но это невозможно. Мы исходим из реальности. Когда мы говорим о возвращении культуры, мы имеем в виду осуществление всех возможностей. Я много раз бывал в Европе, знаком с разными подходами к сохранению культуры народов. В советское время я побывал в Венгрии, Болгарии, Польше, ГДР. Был везде, за исключением России и Арктики. Мне есть с чем сравнить. В США нет даже идеи культурных возможностей – только деньги и те формы культуры, которые приносят деньги. Искусство приносит деньги – оно продается. Ужасная еда, вся превращенная в автомат для извлечения прибыли.
Мы видим американизацию мира, распространение принципа выгоды. Даже Россия уже захвачена этим, но сопротивляется. Мы не хотим американизации. Но мы не ретрограды и не зовем никого в каменный век, в изоляцию, в этнографический музей или в ритуалы, в которых принимают участие за деньги. Это особый вид духовной проституции, в который индейцев упорно вовлекают. Считается, что так мы сохраняем нашу идентичность, когда танцуем наши священные танцы для публики.
Мне говорят: вам не нравится Колумб, прогресс, демократия – вот и откажитесь от электричества, компьютеров, телефонов. Что ж, мы сделаем это. Немедленно сделаем, как только все приезжие иммигранты погрузятся на корабли и отплывут в свои страны.
У нас есть группа, которая разрабатывает целую систему: от создания альтернативных источников энергии до собственных банковских систем, которые бы не грабили людей. Вы не представляете, как положительно люди настроены к индейцам. Это остро чувствуется в поездках: тебе симпатизируют только за то, что ты индеец, а не американец. С таким запасом доверия мы и наши союзники преодолеем все трудности.
Правительства будут вынуждены признать нас, США не останется ничего другого. Мы действуем законно. Они обязаны предоставить нам суверенитет. Это наша земля по их законам. Если они откажутся, мы обратимся в Верховный суд. Они будут вынуждены принимать решение. Ведь они повторяют слова о главенстве закона. Теперь закон повернется против них. Пока они пытаются не замечать нас, а американская пресса пытается нас маргинализировать. Но в эпоху интернета все это уже не работает. Самым лучшим для них было бы сесть за стол переговоров. Иначе нашим следующим шагом будет обращение в Гаагский суд по признанию геноцида се-вероамериканских индейцев. И мы надеемся на поддержку России в этом деле. Ведь этот суд был организован при участии России.
Ганди говорил: сначала они игнорируют вас, потом провоцируют, потом атакуют, потом осуждают вас. А потом вы побеждаете их.
Путин сказал о двойных стандартах американской демократии. США поддерживают суверенитеты всех народов, только не у себя дома. Так что мы не сомневаемся в поддержке России. Скажу больше. Китай сейчас обладает 40% богатств США. Мало кто знает, что Китай пригрозил Обаме обвалить рынок в случае нападения на Иран. Так что в мире есть разные рычаги воздействия и разные возможности народов поддерживать друг друга.
Индейцы не боятся смерти. И я никогда ее не боялся. 34 года назад в Вундед-Ни мы победили целую армию спецслужб. Мы победим и сейчас.
Знаете, что самое ценное в людях Республики Лакота? Нас столетиями убивали, приносили нас в жертву, нас загнали в резервации, украли нашу землю, наш воздух, нашу воду. И мы выжили. Нам есть, что предложить людям. А им уже нечего предложить. Поэтому они делают вид, что нас просто нет.
По данным США, на время прихода европейцев на землях 48 штатов проживало 12 млн. индейцев. К началу XX века чистокровных индейцев осталось 250 тысяч. 70% индейцев – беженцы в собственной стране, согнаны со своей земли. США провели геноцид, не сравнимый ни с чем: они истребили 99,6% индейцев.
Далее, США гордятся своей приверженностью законам и идеям демократии. Не было ни одного года, когда бы США не вели войну. В мире есть только две страны, которые постоянно нарушают международные законы: США и Израиль. США не соблюдают и свою конституцию, согласно которой мы все – свободные люди и можем провозгласить независимость. Сейчас республика Лакота расположена в пяти штатах. Еще шесть нас уже поддержали и хотят присоединиться к нам.
Если вы хотите силой завоевать свободу, вы уподобляетесь вашим врагам. Нельзя сохранить независимость силой оружия. Посмотрите на опыт СССР: не получилось.
В США есть два легальных наркотика – алкоголь и табак. От спирта умирает 75% людей, от табака – 24%, от нелегальных наркотиков, вместе взятых, – 1%.Однажды мы вшестером решили перекрыть пути провоза алкоголя в резервацию. Мы встали цепью на границе с Небраской. Но приехала полиция. Нас арестовали, а торговцев даже не тронули.
Индейцы курят трубку с чистым табаком во время церемонии, а в США выпускают сигареты для ежедневного потребления без всякого смысла, но с громадным количеством смертоносной химии. Я не курю сигарет. Трубку – да. Но, как Клинтон, не затягиваюсь.
Американцы скрестили бизона с коровой, разводят эту помесь и едят это мясо. В еду тоже смешивают говядину с мясом бизонов. Чистое мясо бизона можно попробовать только во время церемониальных плясок у нас и в Вайоминге.
Индейцы много раз спасали поселенцев, но праздников в их честь не празднуется. Пилигримы устроили массовую резню индейцев. Губернатор Массачусетса выпустил воззвание, возблагодарил Бога и призвал остальные штаты действовать по их примеру. Потом празднику пытались придать иное значение, менее кровожадное, но история такова.
Индейцы это колонизированный народ, которому попытались изменить память и самосознание. В школах ничему не учат. Многие индейцы и обо мне ничего не знают. Они думают, что я просто кинозвезда. Еще что-то о бойне 1890 года они слышали. Но о нашей победе в Вундед-Ни в 1973 году они не знают. А ведь это была реальная победа индейцев над мощью США.
Состояние современных индейцев США сегодня бедственное. Средний возраст все ниже и ниже. Мужчины не доживают до 44 лет, женщины – до 47. Это хуже, чем в беднейших странах Африки. Безработица – около 73%. На языке лакота бегло говорят люди не моложе 65 лет, таких единицы. Вот почему я построил на своем ранчо школу, где все предметы только на языке лакота. Умирает каждый четвертый младенец. Фармацевтические компании отбирают наиболее крепких детей у семей, помещают их в приюты и испытывают на них лекарства. В том числе такие, которые изменяют психику. Это еще не самое криминальное. В резервациях крадут детей и продают их на органы, на опыты, в том числе психиатрические. Несколько дел возбуждено против таких похитителей детей. В школах процветают битье и физические наказания. Для детей в резервации школа – синоним жестокости.
В резервациях массово болеют туберкулезом, полиомиелитом – болезнями, в США побежденными. Гипертония, диабет – даже эти недуги в резервациях встречаются во много раз чаще, чем в белых районах. Все это вызвано специфической бесплатной кормежкой, которой пичкают поколение за поколением. В бесплатной еде нет ничего, кроме углеводов, а на другую еду у двух третей народа нет денег. Нигде в США нет таких показателей по болезням и по смертям. В резервации вода отравлена урановыми рудниками. Здесь есть месторождения, возле них люди болеют раком и всеми сопутствующими заболеваниями, рождаются больные дети, много выкидышей.
Плохие условия жизни, плохая вода, отравленная урановыми месторождениями, плохая еда – это три вещи, которые добивают мой народ. Мы испробовали все средства – восстания, демонстрации, марши, обращения, забастовки. Ничего не меняется. Республика Лакота провозглашена во имя спасения наших людей, до которых правительству США нет никакого дела. Мы устали умирать. Мы больше не хотим умирать.
Большинство племенных союзов ничего не делают, только сотрудничают с колониальным режимом. Они подобны правительству виши во Франции при Гитлере. Они создают видимость самоуправления резерваций. Но они хуже оккупантов. Теперь они распространяют мнение, что мы не посоветовались с народом и вождями. Это неправда. Мы посоветовались со всеми, кого уважают люди, а не власти. Мы уже достигли согласия со 100 племенами (всего их более 500) и с 480 родами, которые у индейцев по несколько сотен человек.
Есть у нас и мини-олигархи – карикатура на миллиардеров, сделавшие деньги на бедах своего народа, торгуя алкоголем и телевизорами. Они тоже хотят сохранить все как есть. Иначе им негде будет развивать свой бизнес. Это пародия на жизнь. И она закончилась 17 декабря 2007 года. Мы свободны. А индейские виши хотят продолжать властвовать над душами индейцев. Но Республика Лакота положила этому конец».