Снится Чукотка

Любовь Казарцева
СНИТСЯ ЧУКОТКА
Лирика

НА ЗАРЕ

Мне снится город на заре,
В котором свет и вдохновенье,
Живое воздуха движение
И струны улиц в серебре.
С ладоней сопок золотых
На город льётся озаренье,
Что на границе пробужденья
Подарит сердцу откровенье,
Идею, встречу или стих.


***
Повивальным коленкором
Застелила путь метель,
К вам в стеклянно-синий город
Не добраться мне теперь.

Коленкор крахмально хрусток,
Вязнут ноги в белизне…
Я бреду, печали сгусток,
В сердце вам стучусь извне.
 

***
Будь счастлива,
Шептал ты у огня.
Будь счастлива
Со мной и без меня…

Шампанское вино
Всё выпито до дна
За наше счастье. Но
Я у костра одна.




***
На бегу, задыхаясь
Под сонным дождём,
Мы с тобою встречались,
То смеясь ни о чём,
То грустя без причины.
Я – начало любви,
Ты – начало мужчины.

Травы парусом неги
Над нашей судьбой
И под куполом неба 
Караван облаков,
А что юность уходит
В быстротечное лето –
И не ведал никто.

Безвозвратно, печально
Тонут в летних обманах
Наши первые грёзы
И любви корабли.


МАЙСКАЯ НОЧЬ

Полуночное светило,
Вскрыв небесное окно,
Город майский превратило
В чёрно-белое кино.

Невесомостью приятной
Над кварталами скользя,
От подушки непримятой
Улечу, куда нельзя.

И душа, наверно, сгинет
Майской ночью не святой
В этой лунной паутине,
Паутине золотой.


***
Здесь вчера гуляло лето
В  красных бусах из морошки,
Вот  оставило примету –
Лист  рябины на дорожке.
Прошлой негой он заполнен
И меня счастливой  помнит.



***
Помню волны,
Щедрость лета,
Море света
И прибоя шёпот сонный.
Помню звёзды надо мною.
Ну, а ты – не основное.
О тебе не помню. Поздно!

***
С каждым днём бледнеет
                неба просинь,
Всё позднее солнышко встаёт.
Я сегодня видела, как осень
Смыла тень с арктических широт.

Разбросала кружево тумана
Над зелёным бархатом морей…
И затихли белым караваном
В гавани громады кораблей.

Значит, скоро жизнь моя отметит
Золотой отрезок бытия –
Не срывай с меня одежды, ветер,
Недоступна страсть теперь твоя.


***
На побережье двух морей
В суровом, штормовом краю
Холодным светом фонарей
Судьба кромсает жизнь мою.

Бросает снег и лёд в лицо,
Встаёт сугробом на пути,
А я ищу твоё крыльцо
И не могу никак найти.

Спешу из стужи в дом шагнуть,
Упасть в объятия тебе,
Забыть в тепле опасный путь –
И пусть беснуется метель.


***
Неярок месяц,
кроток, тих,
к открытой форточке
причалил…
Весенний вечер
для двоих
туманно влажен
и печален.
Покой съедает тишина,
Сжигает душу
пламя ночи,
И не спасает щит стекла
От обоюдных
одиночеств.


АНАДЫРЬ
  Триптих

Лечу опять в Анадырь…
Не на неделю – на день.
Да, будь же он неладен –
Полёт этот во сне!
Как в фильме мазо-садо
Поёт южак-шаман…
Снега, холода…
Да-да.
Дай, Боже,
Не навсегда.


Ты ждал меня в Анадыре
Морозным декабрём.
А я спросила: «Надо ли,
Коль холодно вдвоём?»
Увиделись ненадолго,
Расстались навсегда –
В Анадыре-Ненадыре
Такие холода!


Аэропорт «Анадырь»
Неласков и заснежен,
Насквозь продут верами,
Как ночи, неизбежен.
В Анадырском лимане
Во льды мой путь
Вморожен.
И ждут ли в Магадане
Меня теперь?
О, Боже!


ЧУКОТКЕ

Бледнеют своды
излома суток,
а я и не спала
совсем как будто.

Как будто
не было дорог
и встреч, и дней,
и песен, и восторга
одной весны,
когда горела я.

Тобой болела
и жила в тебе.
Взлетала и тонула
я в твоей судьбе.

И всё же
душе дороже
твой берег каменный…
А я – прибой –
не забываю,
дарю любовь.

И тают зори,
рассвет… и утро.
Качает море
меня как будто.

***
Перекатился месяц
За  дальний перевал,
И  ярче звёзды светят,
И  ближе Млечный вал,

Слышнее  сердца звуки,
Смелей  и глубже взгляд,
И вместе наши руки.
И  нет дорог назад.


***
Территория боли,
Океанская мгла…
Волей или неволей
От неё я ушла…
Улетела. Но помню
Шалый, пьяный прибой
И зовущие стоны
Плачущих берегов.

Берегов или скал,
Иль  утёсов оскал,
Расчленяющий
Тени и свет,
Пробудили во мне
Память, веру и то,
Для чего на земле
Сроков давности нет.

Сроков памяти нет,
Никогда и не будет.
Закаляется сердце
Сплавом северных судеб.
Веки смежив едва,
Каюсь. Верите, люди?
Знаю, что не права.
Не права. Но любима.

И любила. Люблю
Землю, что подарила
Мне искринку свою,
Золотинку-грустинку
Чукотского лета
И тумана косынку,
И горчинку привета
Океанской волны.

Территории
Братства рассветы
Изгоняли из дома печаль,
Обучали полётам  души,
Поднимали на ту вертикаль,
Где сияние новых вершин…
Одолев половину планеты,
Ухожу по ночам в эти сны.

***
Налетались в поднебесье
Мы с тобою, голубь мой:
Ты живёшь во тёмном лесе,
Чайкой стала я  морской.
Но, собрав остаток силы,
На последнем вираже
Полечу  к тебе, мой милый,
Разожгу костёр в Душе.

Пусть огонь мой жертвенный
Пыхнет  порохом,
Ляжет строчкой пепельной
В очи ворогу.
А тебе, смиренному,
Искрой  канет в сердце.
Ах, как любо-дорого
Догорать вместе!


***
Да, писали многие,
Говорили все,
Что холмы пологие
И трава в росе,
Что ветра духмяные
И малинов звон…
Над моей деляною
Не витает он.

Много тропок хожено
Дальней стороной,
Много песен сложено,
Нет моей одной.
Много ран излечено
И в мороз и в зной…
Счастье кем-то встречено,
Прожито не мной.


***
А моя летала молодость
В  северный поход.
И бросала, ах, как молодо,
На  колымский лёд,
На  Певекские торосы,
На  Анадырский лиман
И  на Арманскую косу,
И  в туманный Магадан,
В  несказанный, морем данный
И  жеманный Магадан.

***
Кто-то  песню запел
Одиноко в ночи.
Слушай – не слушай.
С песней сон улетел,
Сердце часто стучит,
И метель шелестит глуше.
Не уснуть мне теперь.
Может, выйти за дверь?
Дом открыть… или душу?


***
Сквозь линзы призрачных окон
Вошла весна в мой сирый дом,
И не узнала я его,
Жилища сердца своего!
Казалось мне зимой,
Что тесен, тёмен домик мой –
В нём для Эрато места нет…
О! Нет!
Богиня эта здесь жива –
Не зря вскружилась голова
От солнца и весны…
Мы спасены, мой друг!
Ты слышишь? Спасены.
И снова влюблены.


КОСТЁР

Пылает костёр над весенней рекою,
И блики в глазах у тебя от огня.
Ты гладишь мне плечи горячей рукою,
От мрака и стужи спасая меня.

Качаются волны, баюкая лодку,
Качаются звёзды вверху и внизу.
Те искры любви, дорогую находку,
По жизни в ладонях и в сердце несу.

Минуты летят и сливаются в годы,
Стирают сомненья и горечь разлук...
Все наши маршруты и переходы
Костра завершает магический круг.


***
Вот и настал
мой вечер.
Вокруг
не просто тьма – 
летит ко мне
навстречу
Вселенная сама.

На фоне звёзд,
под удивлённый
ропот волн,
а не на сцене клубной,
сливаясь ритмом
с голосом времён,
рокочет кожа бубнов –
судьбу племён
танцует «Эргырон».

Как белый лист,
мерцает
дороги Млечной след.
Душа стихи
рождает.
Стихи –
и ночи нет!

***
Расцвела под звёздной синью
Стихотворная  строка.
Слово – ясная росинка
На качелях лепестка.
И любовь моя такая ж,
Хоть и сладкая, как мёд:
Проморгаешь  – потеряешь,
Покачнёшь – и упадёт.


МУЗЫКА ПУРГИ

Послушай музыку пурги,
Закрыв под вечер ставни,
Да в сумерках очаг зажги
Озябшими перстами.

Пускай горит огонь в печи,
Наш тихий домик греет.
Вздыхает музыка в ночи,
Как будто нас жалеет.

По мановенью божьих рук –
Звучит минорный лепет,
Затем мажорный сильный звук
И вдохновенный трепет…

И вот уже пурга царит,
Стучит в литавры окон,
А сердце сердцу говорит –
Любовь не знает сроков.

И согревает не очаг,
Двоих зимой спасая…
Душа сгорает, как свеча,
Медовым воском тает.


***
Расставаясь с зимою морозной,
Из души выметая снега,
Становлюсь по весне несерьёзной
И крутые ищу берега.

На бегу колокольцем хрустальным
С обречённостью талой воды
По тропинкам открытым и тайным
Звуковые роняю следы.

По извечным законам движенья,
Набирая разбег и скольженье,
Я живу по законам природы,
Обретая на радость  себе
Недоступное чувство свободы,
И свободно доверюсь тебе.


МАЛАЯ ЧАСТИЦА

По ступеням алой лестницы
Облаков  вечерних
Я бегу небесной крестницей
В стиховом свечении.
И лечу по воле случая,
Малая частица,
Загораюсь, гасну, мучаюсь,
Чтобы возродиться.
Возродиться
В звуке встреченном
Или в слове мудром.
Насладиться тихим вечером
И  воскреснуть утром.


***
Контурной картой
накрыла зима
реки, моря и отроги,
лёгким  пунктиром
отметив дома
вдоль заметённой
дороги.

Жизнь не ложится 
в дорожный дневник.
С вечностью снова играя,
бодро шагаю
вперёд, напрямик –
опыт свободы
душой  обретаю.

Между сугробов
ищу наугад
счастья заветного дверцу.
И не помеха
в пути снегопад
зоркому, 
певчему сердцу.


ТРИ МОРЯ

Море Счастья,
море Света,
море Горя…
Что опасней
для поэта,
я не спорю.
Оказалось
что без этих
трёх морей
не рождалось
Человека
на Земле.


КОЧЕВЬЕ

Весь мир во Вселенной –
Кочевье:
Стадами  бредут облака
По  небу,
Качается лодкой Луна,
Иль хлебом
Усталому  путнику мнится она.

Покинуть не велено
Келью,
Но я избежать не могу
Кочевья  –
Бреду за полоской зари
Вечерней,
Тобою  назначенной целью.
И верю.

По млечной небесной
Дороге
Земные  секунды летят.

И звёзды,
Как сердце, сгорают во тьме
Иль  во мне…
И вечности движутся
Дроги.
А сердце? А сердце –
В огне.


***
Заранее
Никто не знает,
Что сердце всё
Напомнит вновь.

Судья сама
Я на свою главу…
Надеждой свет
Любви зову.
Угаснет он –
И жизни нет.
И не спасёт
Небесный сон.

Чем излечить
Больную память,
Чтобы забыть
Бессмертную любовь?


АВИАРЕЙС

Я сегодня не с теми,
Кто теперь позади:
Воспалённое время
За спиною гудит –
Расчленяя пространство
И земной магнетизм,
Абсолют постоянства
Поменять бы на жизнь…
Где шторма и метели,
Снег, дожди, комарьё,
Где подъём на пределе –
Там и завтра моё.