Криминальное поведение в подростковом возрасте

Гадаев Алексей Вениаминович
Криминальное поведение - уголовно наказуемое преступное деяние. Если в сознании человека зарождается отрицательное отношение к интересам личности и общества, то возможно и криминальное поведение. Мы все понимаем, что о реальных помыслах и чувствах реальных личностей судят по действиям этих личностей, но при этом надо учитывать, что, психические состояния, при которых уголовная ответственность отпадает совершенно, — это случаи состояний невменяемости.
Для криминального поведения существуют некоторые основные факторы способствующих формированию противоправного сознания: отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность, отклонения характера.
Субъективная сторона криминального поведения проявляется при подготовке, совершении и сокрытии данного преступления и всегда обусловливается характером и направленностью совершаемых действий (бездействия). Внешне различные по характеру и направленности преступные действия обусловливают и различное содержание их субъективной стороны. На процесс формирования содержания субъективной стороны преступления влияет не только система внешних обстоятельств совершения преступного деяния, но и личностные качества субъекта, его воля, потребности, склонности и интересы. Субъективную сторону преступления составляют различные явления психического характера, однако не все из них имеют уголовно-правовое значение. К явлениям психического характера, имеющим уголовно-правовое значение, относятся: вина, мотив, цель преступления и эмоциональное состояние лица во время совершения преступления.
Мы все знаем. что криминальное поведение — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами  общественные отношения, отличающееся наибольшей общественной опасностью.
Криминальное поведение несовершеннолетних, часто наблюдается при переходе от детства к взрослости в нашем сложном и запутанном мире.
Для многих молодых людей сегодня, традиционные модели воспитания и направляющих отношений в семье, школе и на работе в настоящее время оспаривается. Общественные отношения, обеспечивающие плавный процесс социализации рушатся; образ жизни становится все более разнообразной и менее предсказуемой. Продление срока периода зависимости молодых людей от семьи, пожалуй, ограничивает возможности, чтобы стать независимым взрослых. Все эти изменения влияют на отношения с семьей и с друзьями, образовательных возможностей и выбора, а так же участие на рынке труда, в досуге и образе жизни.
Быстрый рост населения, недоступность жилья и социальной поддержки, бедность, безработица и неполная занятость среди молодежи, перенаселенность в бедных городских районах, распад семьи, и неэффективность системы образования являются одними из причин криминального поведения молодых людей.
Молодежь в настоящее время, независимо от пола, социального происхождения или страны проживания, подлежат индивидуальным рискам, но она также представлена новым индивидуальным возможностям некоторым полезными, и некоторым потенциально вредными. Довольно часто преимущество принимаемых незаконных возможностей при совершении различных правонарушений создают возможности к использованию и пристрастию к наркотическим средствам, за счет использования насилия в отношении своих же сверстников.
Подростки между собой в школе могут называть друг друга такими словами как: «ненормальный» или «чокнутый» и т.п. Специалисты в области душевного здоровья будут рассматривать тип и интенсивность нарушений и таким образом, искать способ помочь им.
Исследование психологических нарушений часто вызывается анти-социальным поведением, поскольку многие виды душевных страданий вызывают мысли, чувства или действия, которые нормальными считать нельзя.
Психологи выделяют критерии криминального поведения:
1) подросток часто прогуливал занятия в школе;
2) не менее двух раз тайком от родителей или лиц, их заменяющих, уходил из дома на всю ночь (или один раз, но не возвратившись наутро);
3) часто затевал драки;
4) использовал оружие более чем в одной драке;
5) заставил кого-то вступить с собой в сексуальную связь;
6) проявлял жестокость к животным;
7) проявлял жестокость к людям;
8) преднамеренно разрушил чью-либо собственность (кроме поджога);
9) преднамеренно совершил поджог;
10) часто лгал (не в целях защиты от физического или сексуального насилия);
11) воровал, не нападая на жертву, более чем в одном случае (включая подлог);
12) воровал, нападая на жертву (например, грабеж с насилием, выхватывание кошелька, вымогательство, вооруженный грабеж).
В. Паттерн безответственного и антисоциального поведения после 15 лет, о чем свидетельствуют по крайней мере четыре из нижеследующих признаков:
1) клиент неспособен систематически выполнять работу, о чем свидетельствует любой из нижеследующих признаков;
2) не может приспособиться к социальным нормам законопослушного поведения, на что указывают неоднократные антисоциальные действия, которые являются основанием для ареста (независимо от того, имел ли место арест), например разрушение собственности, посягательство на личность, кражи, занятие незаконной деятельностью;
3) раздражителен и агрессивен, на что указывают повторяющиеся драки или нападения;
4) не в состоянии планировать свои действия или импульсивен, на что указывают один или оба из нижеследующих признаков:
а) переезжает с места на место, не имея ясной цели путешествия или представления относительно того, когда закончится путешествие;
б) не имеет постоянного адреса в течение месяца или более;
6) не расположен говорить правду, на что указывают неоднократная ложь, использование псевдонимов и «надувательство» других ради личной выгоды или удовольствия;
7) пренебрегает собственной безопасностью или безопасностью других людей, на что указывает вождение машины в состоянии опьянения;
8) лишен совести (считает оправданными причинение вреда, плохое обращение или
Ранние работы Клекли (Cleckley, 1976) и Робинса (Robins, 1966) помогли определить некоторые черты личности, которые часто имеются у антисоциальных людей:
1. Многоречивость/поверхностное обаяние.
2. Гипертрофированное чувство собственной ценности.
3. Потребность в стимуляции/склонность к скуке.
4. Патологическая лживость.
5. Склонность к мошенничеству/манипуляции.
6. Отсутствие совести или чувства вины.
7. Поверхностные эмоции.
8. Черствость/отсутствие эмпатии.
9. Паразитический образ жизни.
10. Неспособность управлять своим поведением.
11. Промискуитетное сексуальное поведение.
12. Рано возникающие проблемы с поведением.
13. Недостаток реалистичных, долгосрочных планов.
14. Импульсивность.
15. Безответственность.
16. Неспособность брать на себя ответственность за собственные действия.
17. Делинквентное поведение и многостороннее проступочное поведение в младшем подростничестве (с 10-12 лет).

Психологическое консультирование криминального поведения.
Как отмечает Хейр (Hare 1985a-1986), что при криминальном поведении нельзя игнорировать проблему черт личности, которые лежат в основе этой формы поведения. Существует первичная психопатия социопата - способность причинять вред другому человеку, не испытывая нервозности, сомнений и раскаяния, как недостаток моральной ответственности. При вторичной  психопатии, подростки сообщают  психологу о чувстве вины, вызванным причинением вреда другому человеку. Он может бояться вероятных последствий поступка, но продолжает вести себя антисоциальным образом, возможно, из-за плохого контроля над побуждениями и эмоциональной лабильности. Психологу необходимо работать с мотивационными и когнитивными особенностями подростка. Обнаружив задержку со стороны нравственной зрелости и когнитивных функций,  психологу необходимо провести интервенцию в нравственную сферу подростка, то есть ограничивать  его независимость и стимулировать понимание прав и чувств других людей, а так же усилить контроль над их разрушительными формами поведения.