Корреспонденция. Экипаж - семья

Юрий Комболин
Последний день стоянки в Клайпеде. К вечеру должны закончить погрузку асбеста, и судно возьмёт курс на Дюнкерк. Старпом заранее вывесил объявление о времени увольнения на берег. Начались все те непременные хлопоты, которые сопутствуют выходу в море.
К приходу на борт властей экипаж был в сборе за исключением четырёх человек - двух матросов и двух мотористов, которые ещё днём ушли на телефонные переговоры.
Подошли они, когда все документы на отход были уже оформлены, поэтому пришлось идти в рейс неполным экипажем.
Двадцать с лишним дней до захода в Ленинград трудились моряки с повышенной нагрузкой: четыре человека из двадцати пяти - ощутимая нехватка. Особенно на швартовке. И часто под горячую руку недобрым словом поминали в экипаже отставших.
Отдел кадров пароходства правильно поступил, направив отставших обратно на судно. По-разному вели они себя. Моторист В. Пашкин - вызывающе, мол, что особенного в этом, матрос В. Шаблов - безразлично, остальные двое - А. Плылов и А. Литвяков выглядели явно удручёнными случившимся.
Все четверо были наказаны в административном порядке, а трое и по комсомольской линии. Матросу А. Плылову, например, была снижена классность. В этот же день он положил на стол старпома заявление об уходе с судна.
Можно было бы отослать заявление в отдел кадров. Но здесь, как говорят, рубить с плеча не стоило. Отличный матрос, спокойный, рассудительный человек, А. Плылов пользовался в экипаже авторитетом, с большой аккуратностью и старанием исполнял обязанности артельщика. А что опоздал, так ведь от ошибок никто не застрахован, другое дело - как сам оценит случившееся.
Поговорили с ним, убедили остаться в коллективе, а через пару месяцев вакансия открылась, и восстановили его в старой должности. Сейчас А. Плылов - лучший матрос на судне, пример в труде и в поведении для молодых моряков. Был в отпуске, снова вернулся на теплоход и о случае с заявлением не вспоминает.
Закрепился на судне парень, а вот с остальными сколько ни бились и администрация, и профсоюз, и комсомол - толку не вышло. Поняли они, что такими коллектив их не примет, и не возвратились из отпуска в наш экипаж.
Историю эту мы рассказали, чтобы показать кусочек нашей работы по созданию работоспособного, стабильного экипажа.
Бороться за такой коллектив мы начали не на голом месте. С 1972 года на судне трудится капитан А. Павлов, с 1973-го - третий механик В. Эрдман, с 1976-го - боцман А. Герасимов, на год позже его пришёл старпом В. Половцев, в то время ещё второй помощник капитана. Многие ветераны ушли с судна на другие теплоходы с повышением. Среди них бывшие второй механик В. Рыжов, четвёртый механик С. Лихачёв, третий помощник капитана С. Клочковский.
Ушедших заменили достойные специалисты. Вторым механиком пришёл В. Лочехин. Он активный общественник.
Новый второй помощник капитана И. Кутузов внимательно следит за качеством укладки груза, и в том, что в каждом рейсе экипаж берёт сверхплановый - большая его заслуга.
Исключительная аккуратность и работоспособность присущи новому третьему помощнику капитана А. Валуйскому.
Стало закономерным, что ушедшие в отпуск, снова стремятся на "Александр Мирошников" и возвращаются в коллектив. Вернулись начальник радиостанции В. Лобанов, матрос А. Романов, моторист А. Ушаков, электрик Н. Пономаренко и другие.
Постоянный контакт с отделом кадров, кропотливая работа по созданию трудолюбивого, дисциплинированного экипажа позволили сформировать коллектив, в котором за минувший год не было ни одного нарушения дисциплины, который эксплуатировал теплоход без аварий и травм.

Газета "Моряк Севера", №101 (6716), 21 декабря 1979 г.