Подарки от чистого сердца

Алексей Максимов 3
 
      До наступления нового года оставалось около трех часов. Вся семья собралась у елки, чтобы украсить ее игрушками и гирляндами разноцветных лампочек.
      Костик помнил, как в прошлом году он участвовал в украшении елки, а затем мама с папой и деда с бабушкой вручили ему подарки и поздравили с наступающим Новым годом.
      Как и в прошлом году, подарки Костику оказались замечательными. Но он все же немного расстроился, не найдя в них игрушечных черепашек ниндзя, о которых любил смотреть фильмы по телевизору. У его друзей Кольки и Саши такие игрушки давно уже были.                                                
      Дедушка Ваня заметил, что внук немного расстроен. Он усадил его к себе на колени и спросил:
      — Хочешь, расскажу тебе одну из давних  историй, случившуюся под Новый год?
      Костик с радостью согласился, и дедушка начал рассказывать:

      «Это случилось давно. В большом многоквартирном доме жил мальчишка, которого звали Ванечкой, а мама ласково называла его Гулькой, так как мальчик был щупленький, как крохотный голубок.
      В те годы жизнь была трудная, не хватало продуктов и многих  необходимых в быту вещей. Но люди жили дружно, помогая друг другу и радуясь, что недавно закончилась Победой война с фашистами.

      Мама Ванечки работала на заводе, а его папа умер еще во время войны. Поэтому Ваня часто оставался дома один: играл в своих оловянных солдатиков или гулял во дворе. Самостоятельный рос парнишка, никогда не капризничал и не жаловался, что его кто-то обидел.

      Но однажды Ванечка совершил поступок, о котором потом ему пришлось сожалеть. Это случилось зимой, во дворе лежали сугробы снега, из которого  дети любили строить снежные крепости. Ванечка часто строил такие крепости и играл с друзьями в войну. Обычно они играли до тех пор, пока враг не сдавался, и Ваня возвращался домой усталый и голодный как волк.

      В тот день, придя с улицы после гулянья, наш Ванечка съел оставленный мамой обед и стал раздумывать, чем бы ему заняться. Посмотрел в настенном календаре, какое сегодня число, и подпрыгнул от радости. День-то особенный — его собственный день рождения. Еще недавно он помнил об этом, а потом забыл! Но мама, наверное, не забыла и вечером принесет домой что-нибудь вкусное.

      Подумав об этом, Ваня почувствовал, как во рту собралась слюна, и ему отчаянно захотелось сладкого. Он даже потряс головой. Сердясь на себя, подошел к буфету и достал с полки стеклянную банку, в которой оставалось не-много варенья. Варенье было малиновое, мама берегла его на тот случай, если сын простудится.
      Набрав немного варенья, он запустил ложку в рот и зажмурился от удовольствия. А потом быстро доел оставшееся в банке варенье…

      Он был честным мальчишкой и знал, что расскажет о этом варенье маме. Ну, может, не сразу расскажет, а чуть попозже.

      Мама задерживалась. Наверное, после работы зашла в магазин, подумал мальчик, и стал играть в оловянных солдатиков, с которых давно облупилась краска.

      Наконец  пришла  мама. Положив на стул сумку, вздохнула  и сказала, что очень устала. Когда она вышла из комнаты, Ваня не удержался и заглянул в хозяйственную сумку мамы. Кроме нескольких картофелин и кулька с серыми макаронами, в сумке ничего больше не было. Неужели мама забыла о его дне рождения? Да еще эта банка с вареньем, попавшаяся ему на глаза!

      От нахлынувшего огорчения мальчик заплакал. Сумка упала, рассыпав по полу картофелины и макароны.
      — Извини, малыш, забыла, что сегодня твой день рождения, — вздохнула мама, когда увидела грустную эту картину. Она подняла с пола продукты и ушла, сказав, что скоро вернется.

      Мама вернулась домой спустя час. А потом они пили чай с очень вкусными леденцами и даже с двумя пирожными. Мама уже не выглядела усталой и совсем не сердилась на сына за съеденное варенье.


      На следующий день Ванечка заметил на столике рядом с кроватью мамы листок. Прочитав по слогам слова, напечатанные крупными буквами в верхней части листка, он понял, что это квитанция из ломбарда.

      Послевоенное детство научило Ваню многим вещам. Например, он знал, что такое ломбард, который находится на первом этаже в их доме. Во дворе он видел людей, приносивших в ломбард разные вещи. Кто пальто, кто обувь или костюм, или что-то еще из одежды. Приносили даже музыкальные инструменты. За эти вещи в ломбарде выдавали деньги. А потом можно было получить свои вещи обратно, если  вернуть в ломбард деньги. 
 
      Ваня долго рассматривал найденную квитанцию. Значит, мама отнесла какую-то вещь в ломбард, догадался он и тут же вспомнил, что вчера, перед тем, как уйти из дома, мама достала из шкафа шерстяную кофту. Кофта очень нравилась маме, потому что ее подарил маме Ванин папа, еще до начала войны.

      Ваня расстроился. Потом достал свою денежную копилку и вышел во двор.
      Около входа в ломбард находился милицейский пост. Сегодня дежурил старшина — дядя Вася. На нем были огромные валенки и  шинель черного цвета. Ребята из двора любили добродушного старшину. Он не сердился, когда они бегали по двору, мешая толпящимся у ломбарда людям, а когда ломбард был закрыт, иногда рассказывал детям о том, как он сражался на фронте с фашистами.

     — Куда путь держишь, малыш? —  спросил старшина, увидев Ваню с копилкой в руках.
      Ваня виновато опустил голову и рассказал о своем дне рождении, о маминой кофте и даже о банке с вареньем.

     Покачав головой в ушанке, старшина взял у Вани квитанцию,  потом  пересчитал,  сколько  денег в копилке.
     — Не хватает,  —  пробурчал он  и успокоил мальчика: — Хорошо, что я тебе встретился. Без матери тебе все равно не отдали бы кофту. Ну, пошли к заведующему ломбардом.

     Спустя полчаса дядя Вася протянул Ване сверток:               
     — Вот ваша кофточка. Мать, наверное, будет рада.
     Ваня взял сверток и стоял, потупив глаза.
      — Мама рассердится, потому что не знает про деньги  в копилке.  Я два года копил на лыжи, а еще —  на подарок маме к Новому году.

      Старшина задумался, а затем сказал:
      — Давай, сделаем так. Будто эту кофту пришлет дед Мороз. Новый год наступит через два дня —  уже можно делать подарки.
      Мальчик посмотрел на усатого дядю Васю и сказал, что обманывать  маму нехорошо.
      — А ты знаешь, что фамилия у меня Морозов. Товарищи, в шутку, называют меня дедом Морозом. —  Старшина милиции покашлял и смущенно добавил: — К тому же, я настоящий дед. У меня в другом городе внук родился. Правда, внучка я еще не видел.

     Вечером, после прихода мамы, Ванечка все время прислушивался. Наконец, раздался стук в дверь. Пожилой человек, совсем не похожий на деда Мороза, вручил маме сверток в плотной бумаге, на которой было написано: «С Новым Годом! От деда Мороза».

      Ванечка во всем признался маме и по ее  глазам увидел, что  мама  нисколько не сердиться. Она сказала, что надо  пригласить старшину Морозова в гости на Новый год  и что они приготовят для его внука подарочки. 

      В оставшееся до праздника время Ваня рисовал цветными карандашами картинки для внука старшины Морозова.
      Когда до наступления Нового года оставалось совсем немного, в гости к Ванечке и его маме пришел старшина Морозов. Он был в форме милиционера, а в руках держал пушистую елочку и детские лыжи».

      — Вот такие сказочные истории случаются перед Новым годом, — сказал дедушка и погладил внука по голове.
      — Я знаю! Это не сказка, а всамделешняя история,— воскликнул Костик и добавил серьезным тоном: — Когда вырасту, всегда буду делать детям подарки к Новому году.
      — Правильно, — согласился дедушка. — Только история эта, Костик, не о подарках, а о  людях, которые дарят их от чистого сердца.