Путешествие в Святогорье

Борис Аксюзов
Путешествие в Святогорье

    (миниатюра из цикла «Мои поэты»   



     По осени я стал собираться к Пушкину...

   Доехал в полупустом поезде до Смоленска, в котором когда-то жил недолго, а любил его до сих пор... Прошелся по  чудным гористым  улочкам, многое на них было еще узнаваемо, согревало и печалило...

   Через псковскую землю шел только автобус Смоленск — Петербург, поезд уже отменили... Но я обрадовался этому: по карте выходило, что поеду я через Витебск, то есть побываю в Белоруссии,  которую помню  только советской республикой, и увижу родной город Марка Шагала.

   Сел в автобус с этим радостным ощущением и вдруг увидел, что за Смоленском  он сворачивает  с основного шоссе куда-то вбок, чуть ли не на проселочную дорогу, на которой его начинает трясти и подкидывать.

   Но расстраивался я  зря... Оказывается, Бог решил наградить меня другим чудом — чудом небольших российских городков и  совсем уж  задумчивых и печальных деревень.   
 
   Демидов,  Велиж,   Усвяты,  Невель,  Пустошка,  Опочка …

Не знаю, как для вас, а для меня это — музыка …  Музыка древней и  многострадальной России, ее синеглазого народа,  который смотрит на меня из глубины веков и с обочины дороги в окна моего автобуса …

   Я сошел в  деревне Новгородка, от которой вправо уходила дорога на Пушкинские Горы...  Возле автобусной остановки - брошенная изба, а рядом с нею — гора пахучих   дров,  отливающих на солнце янтарем и золотом...

   Мелькнула мысль,  а потом засела в голове, как спасение от суеты, в которой жил все последнее время :  «Вот бы зазимовать в этой избе, сидеть вечерами у огня, писать стихи, которые уж точно не будут плохими... В двадцати километрах отсюда — Святогорский монастырь, а там лежит Пушкин … Такой грустный в зимнем одиночестве, такой  счастливый,  что  смолкли юбилейные речи и толпы туристов не топчут траву над Соротью ...».

   Автобуса не было, попутчики сказали, что его тоже отменили: не ездит никто сейчас  к Пушкину.

  Подвез до города меня  на «Жигулях» вдрызг пьяный парнишка в тельняшке... Он пытался мне что-то рассказать о себе, но никак не мог догадаться  выключить истошно ревущую из четырех динамиков музыку.  Я так и не узнал, кто он такой и отчего напился...
   
  В гостинице было скучно …  По-моему, на данный момент я был ее единственным постояльцем. Я обиделся, что молодая  администраторша совсем не обрадовалась мне и ушел бродить по пустынному городку.

  Напротив памятника Пушкину, сидевшего среди пожелтелых дерев, мне улыбнулась радость в лице моего старого знакомого  пасечника Василия Дмитриевича, торговавшего медом на месте, где летом бабульки обычно продают цветы «для Пушкина».

  - Вы опять к нам? -  приветливо прокричал он, издали узнав меня.

  - Опять,  - ответил я.

  - Соскучились, значит …

  - Соскучился …

   - Может, медовухи попробуете?

    - Обязательно... Но только с Вами …

     - А я и не отказываюсь  …  Грех отказаться  по такому случаю.... Который раз мы здесь встречаемся?

    - По-моему, в четвертый …

  - И что  сказал бы  Александр Сергеевич по этому поводу? … «Друзья, прекрасен наш союз! ...»   

     - «Он, как душа, неразделим и вечен ...»

     - А душа наша и есть он сам, Александр Сергеевич Пушкин.... - очень кратко и точно заключил нашу беседу пасечник.

   Мы выпили медовухи. Пушкин смотрел на нас из-за ветвей, как мне показалось чуть насмешливо, но  без укора.  И жест руки у него был ласково предостерегающим:  «Вы там, ребята, не переберите случаем».
 
  Когда мы прикончили весь бочонок этого слабого, но очень коварного напитка,   Дмитрич неожиданно сказал мне, обращаясь уже на «ты»:
  - Знаешь, ты сегодня не ходи к НЕМУ... Заметил я:  не любит ОН, когда приходят на могилку выпимши … Хотя и сам был выпить не дурак …