Москва-Киев июнь 1976 года

Девяткин Вячеслав Георгиевич
               



Новенький туристический поезд отошёл вечером от солнечного Киевского вокзала. В вагоне  все свои - коллеги по работе. Знают друг друга - и ходят по вагону в халатах и майках.

Разговоры, после застолья,  самые обычные - о политике, об армии, о А. Солженицыне, о том, что в стране нет хозяина, в магазинах мяса и пива... Обычные кухонные разговоры.

До глубокой ночи в открытые окна  били калужские соловьи и пахло луговым разнотравьем!

Утром всё в природе изменилось. Вокруг - ровные поля кукурузы и подсолнечника с огромными деревьями тут и там, голубой зной до горизонта. И оранжево цветущие бахчи меж белоснежных хат!

Мелькают тихие полустанки - душистые от скошенных трав. Женщины здесь - все  на велосипедах, а мужское население - в кепочках и с косами. Как много пасущихся коров в лугах!

        Фруктовые сады уже озеленились плодами. Много рыбаков в поймах рек, заросших розовой гвоздикой и жёлтой горчицей.

В 11 утра остановка в Киеве (850 км.), в тупичке, под названием "Отстой туристов".

        И тут все разбежались до полуденного автобуса. Женщины, конечно, рванули на Крещатик - по магазинам. Мужчины побежали к метро Левобережная, чтобы доехать до знаменитого Гидропарка на Днепре.


Действительно, когда мы вышли из метро Гидропарк, на противоположном  берегу, - то в глазах у нас засверкали блики солнечного Днепра, мы прищурились от сияния золотых  куполов Киево-Печерской лавры на зелёных холмах! Увидели, как на волнах мерно покачивались  рыбацкие лодки, а на светлых песчаных берегах приютились удильщики.

В самом парке детвора каталась на  всяческих  аттракционах, машинках и велосипедах на прокат.

Мы подошли к автоматам, продающим пиво. Никого. Кто-то, не веря в удачу, опустил монету - и стакан наполнился! Тут уж мы налетели к другим автоматам - и вскоре встали со стаканами  пива за столики. Накупили в палатках жаренных цыплят - всего лишь по рублю за штуку! Да, это не Москва, где стоять за пивом приходилось  часами!

Мы ели, пили и смеялись от удовольствия и перехватывающего дух красоты! Так необычно мы отметили праздник Троицы.

Двое из нашей группы, разгорячённые выпитым, побежали на песчаный берег Днепра искупаться, хотя дул прохладный ветерок. А мы, оставшиеся, пошли меж кустов ивняка к парню, ловящему рыбу.  Остро запахло рекой, медово заблагоухали цветущие деревья белой акации!

Рыбак  с удовольствием показал нам свой садок, где серебрились несколько подлещиков с ладонь, ерши и одна жирная краснопёрка, грамм на триста. По его словам,  он ловил часа четыре.

Наши пьяненькие и весёлые парни, искупавшись, стали уговаривать и нас искупнуться. Но ветер всё усиливался, пошли крупные волны по Днепру - и даже рыбаки на лодках стали прибиваться к берегу.

Во все глаза смотрели мы на золотые маковки Киево-Печерской лавры - и от таинственной этой красоты - присмирели и почувствовали себя маленькими, как дети!..

Когда мы вернулись в центр Киева и пошли по многолюдному Крещатику, то неожиданно встретили наших сотрудниц с полными сумками! Они собирались на Бессарабский рынок, купить детям подтеплённой клубники и черешни. Ну, мы, естественно, - за ними...

Крещатик широк и светел - из-за чего людские потоки, как бы уменьшаются! Здесь, помимо знаменитых каштанов, много пирамидальных тополей, цветочных клумб, серебристых фонарей с мраморными цоколями и удобных скамеек, особенно для нас - избегавшихся туристов!

Экскурсовод наш, когда автобус повёз нас в лавру, немного похвастался:

        - В Киеве проживает два с половиной миллиона человек. И, тем не менее, наш город самый зелёный в Стране! На человека у нас приходится по 25 квадратных метра зелёных насаждений, что в два раза больше, чем в Питере и даже в Москве!

        Я хорошо помнил, - в столице, действительно, тогда было около 17 м2!

Автобус взбирался на живописные холмы, где, по преданию, находится Аскольдова могила - воителя Царьграда, убитого князем Олегом в 882 году.

В 1051 году здесь, рядом с пещерами, был основан мужской монастырь. А с 1598 года - монастырь стал Лаврой.


Экскурсия в пещеры смутила многих!..

        Нас подвели ко входу пещеры, на стене которой была изображена жуткая картина Страшного суда, со смеющимися чертями и пламенем под кипящими котлами с грешниками!

Народ подавленно зароптал, но потихоньку стал втягиватьсяь в лабиринты...

В полутьме узких ходов пещер прохладно (+5 +12 градусов ) и тихо. В потаённых нишах - мощи древних праведников, иконы, белые черепа, коричневые персты,  богатые одежды... И оглушительная могильная тишина, которую даже монахи не выдерживают более двух месяцев!

Наверх мы все  почти бежали из пещер! И с радостью окунались в ослепительные  лучи и блеск золотой Софии 11-го века! Далеко внизу блестел на солнце Днепр - купель наша!

Празднично одетые люди несли  домой  стебли ароматного осокового растения и множество цветов!



                *   *   *