Татарские МКП - Щ, Ы, Э

Альтаф Гюльахмедов
Татарские поселения, авыл и МКП – Щ, Ы, Э
Татарские поселения, авыл и места компактного проживания – Щ, Ы, Э


**
Компиляции
***

(Список использованной литературы будет дан после окончательной отладки и проверки всего материала).

Оповещение об изменениях, добавлениях, населенных пунктов или новых ссылок и информации даются в статье ''МКП добавки''

http://www.proza.ru/2017/01/23/329


При составлении использованы материалы

http://www.ite.antat.ru/index.shtml

http://nailtimler.com/index.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/


http://ufagen.ru/places/
http://kitap.net.ru/isxakov/
http://pda.toposural.ru/
http://kitap.net.ru/isxakov/
http://zatyumen.ru/city/
http://www.vostlit.info/Texts/
https://avyllarrt.jimdo.com/avyllarrt-tatar/
http://www.southural.ru/
http://kornilovi.ru/

 и многих других.

Огромная благодарность за их труд.

P.S.
К сожалению ссылки с некоторых ресурсов (в частности с ВикиМапия) в публикуемом тексте не отображаются.




Щ



Щелканка (Ординский р-н)

***

Постоянное население деревни 207 (2010, перепись), 212 чел.(2011).
Ашапское сельское поселение Ординского района.


Перепись 2002 года
Татары  96%




Щербакове (Темниковский и Саранский уезды)

***

Тимофей (оклад 350 четвертей), в 1698 г. придано «к старому ево Темниковском да Саранском да Сызранскому поместью» невесты вдовы Бекьяны жеребей в Темниковском и Саранском уездах в деревнях Буртас, Митрялы, Щербакове и Чермышеве.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Щербаковка (Вадинский р-н)

***

Русско -татарская деревня Вадинского сельсовета, в 5 км к северо-востоку от него. На 01.01.2004 – 17 хозяйств, 29 жителей.
Основана в середине XVII века. В числе владельцев были татары, князья Енгалычевы и Кудашевы. Названа по фамилии, видимо, однодворца из города Керенска, имевшего здесь пашню. Затем деревня государственных (татар) и помещичьях (русских) крестьян в составе Керенского уезда. В середине 19 века имелась мечеть. В 1930 году деревня показана как русская.






Щербаковка (Лямбирский р-н)

***
См. Щербаково (Лямбирский р-н)




Щербаково (Лямбирский р-н)

***

Щербаково - тат., село в Лямбирском районе.
Находится на речке Камышовке.
В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Щербаковка - село казенное из 72 дворов Инсарского уезда. Название- антропоним: служилые люди на Атемарской засечной черте юго-восточной границы Российского государства Щербаковы были владельцами населенного пункта. В "Атемарской десятне 1669 - 1670 года" сообщается, что служилый человек Иван Щербаков в Саранском уезде имел 50 четей земли (57, 225).

***

Татарское село в Лямбирском районе.
Пензятский сельсовет.
Постоянное население 78 чел.(перепись 2010г).
mnogolik-mordovia.mrsu.ru/o_Sherbakovo.htm





Щербень (Аксубаевский р-н)

***

Деревня в Аксубаевском районе Татарстана.
Географически Щербень расположена на западе Аксубаевского района Татарстана. На юго-востоке граничит с землями Новой Киремети, на севере и западе — с Нурлатским районом РТ, на юге — с землями Трудолюбова. Общая площадь поселения — 2500 гектаров. Протяжённость с севера на юг – 9 километров, с запада на восток — 6,4 километров. Численность населения — 453 человека, 100% — татары. В Щербени есть мечеть имени Марджани, обелиск павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; в средней школе действует краеведческий музей.
Глубоко в историю уходят корни деревни Щербень — в 1996 году отметили ее 1100-летие. О древней истории деревни подробно рассказывается в книге-исследовании учёного-журналиста Анвара Хайри «Сказание о Шахри Бану Щербень», изданной в том же юбилейном году, и получившей положительную рецензию доктора исторических наук Саляма Алишева и известного археолога Фаяза Хузина, чье мнение было решающим при установлении тысячелетия Казани.
Утверждения учёных о том, что «село Щербень в буквальном смысле стоит на древних поселениях булгар», то есть «в историческом плане расположено в ближайшей округе Биляра — Великого города — столицы домонгольской Булгарии» и возникло в девятом веке нашей эры, основываются на ряде исторических фактов. Прежде всего, по словам ученых, «рядом с современным селом имеются два городища с пригородами — ремесленными посадами — и четыре крупных селища, известные науке еще с середины девятнадцатого века,... где при раскопках и сейчас находят археологические памятники IX-X веков (керамика). Места тех городищ, которые остались в черте современной деревни, население Щербени так и называет — «Кала тау», что при дословном переводе означает «Город-гора».
Сегодня на Кала тау расположен небольшой переулок деревни Щербень, и большая часть горы осталась под хозяйственными постройками и огородами, где до сих пор при обработке почвы люди находят различные изделия древности. В километре севернее деревни находится и вторая, малая гора, которую называют Малым или Девичьим городом. По легенде эти города были основаны Бану ханум, которая со своим войском разгромила враждебные кочевые племена и отомстила за убитого врагами мужа Ярмака. Эти города при ней были хорошо укреплёнными крепостями и играли большую роль в защите столицы Булгарии от внешних набегов. Уже после ее трагической гибели в возрасте шестидесяти лет Кала тау вместе с примыкающими к нему поселениями стали называть «Шэхри Бану», то есть город Бану. Со временем «Шэхри Бану» превратилось в единое, удобное для произношения слово Щербень. И уже в ряде исторических изданий — не только татарских, но и русских исследователей — деревня упоминается под этим названием. В этих исследованиях отмечается, что на этом месте на речке Щербень стоит деревня Щербень, в которой до сих пор видны следы древнего городища, которое, будучи важнейшей точкой в длинной оборонительной линии Волжской Булгарии, во время монгольского нашествия было до основания разрушено.
Современная деревня Щербень на месте городища Кала тау была основана тем же населением, которое, спасаясь от врагов, на время ушло в леса. Прячась в лесах, жители Щербени не падали духом, свято хранили свой язык, традиции и обычаи народа, не забывали профессии и ремёсла своих дедов, свято берегли свои леса, горы, луга и поляны, озёра, реки и родники... Деревня возродилась из руин и пепла, заново отстроилась, разрослась. По данным Духовного управления мусульман (Уфа), в конце XVIII — начале XIX веков в деревне имелось четыре махалли (квартала или микрорайона) с мечетью и медресе в каждой, две водяные мельницы. В 650-ти дворах проживало более пяти тысяч человек, работало множество мастеровых. Однако в 18361839 году население резко сократилось из-за какой-то эпидемии, неоднократные пожары унесли более пятисот домов.
Уже в 1859 году в деревне числилось всего 154 дома, а всё население состояло из 454 человек мужского и 452 — женского пола, была всего одна мечеть. К концу XIX века Щербень снова возродилась на прежнем месте, расширилась, увеличилось население, деревня крепко встала на ноги. К началу XX века это уже была деревня более чем с пятьюстами дворами, разделёнными на четыре махалли; в каждой — мечеть и медресе. Основная часть населения — крестьяне-середняки, ремесленники и предприниматели.
Щербенцы знают историю своего села и свои корни, по праву гордятся ими. Сегодняшнему поколению об истории напоминает своеобразный мемориал, установленный около родника в центре села. Сюда, к роднику, названному именем той легендарной Бану, щербенцы и по сей день ходят за водой...

***

Село составляет отдельное сельское поселение Аксубаевского района. 427 жителей (2010). Состав населения 100 % составляют татары. Сельскохозяйственное предприятие ООО «Спайк».
Учтена пасека, птицеферма, детсад, школа, ФАП, ДК, магазины.
Близлежащие города: Набережные Челны, Самара, Тольятти
Координаты:  54°49'27"N 50°36'11"E





Щербень Чистопольского уезда

***

Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском
уезде и прилегающих к уезду местностях…

…К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана, Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана,
Аделынино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое
Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).

От служилых татар к татарскому дворянству / Габдуллин, Ильдус Рашитович- М., 2006. - 320 с.
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=





Щучье (Щучанский р-н)

***

Город
Курганская область
Муниципальный район
Щучанский
Городское поселение
город Щучье
Координаты
55°1300†с. ш. 62°4600†в. д.HGЯO

Основан
в 1750 году
Город с
1945 года

Национальный состав
русские, татары, башкиры

Щучье (основан в 1750 году; статус города получил в 1945 году) — город в Российской Федерации, административный центр Щучанского района Курганской области. Находится в 176 км на запад от Кургана и в 3 км на юг от автомобильной дороги Иртыш. Площадь города по данным Росстата составляет 35 км, население — 10 018[1] чел. (2016). Через город проходит железнодорожная линия Челябинск — Курган, на его территории расположена железнодорожная станция Щучье.

https://ru.wikipedia.org/wiki/()




Ы


Ыбря

***

Елгурчей Муралеев; оклад его 9 рублей; поместье за ним 3 жеребьи, в деревне в Ыбре, что было в поместье за братом его за Уразлыем за Уразгильдеевым вопче со внучаты его с Курманалеем з братею с Сабалчеевыми детьми.

***

И всего в деревне в Ыбре за служилыми за татары и за недорос[ль]ми в поместьях 7 жеребьев, владеют по дачам, а в них: 3 двора (а людей в них 6 человек); пашни паханые - 84 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена - 700 копен; лесу дубровы пашенные - 30 дес. В деревне же в Ыбре за ясачною чювашею за 11-ю дворы: пашни и перелогу и лесом поросло и с тем, что отошло из Епгурчеевы земли со внучаты - 132 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по врагом и по дубровам и по речке по Сае и у деревни у Ковали на отхожей пожне на штине - 2200 копен; лесу дубровы пашенные - 44 дес. лес черной всем вопче.

И обоего в деревне в Ыбре за служилыми татары в поместье и за ясашною чювашею: пашни и перелогу и лесом поросло - 216 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена - 2900 копен; лесу дубровы пашенные - 74 дес.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.




Ык (Ютазинский р-н)

***
См. Ик (Ютазинский р-н)




Ырбишча

***

Большое и Малое Рыбушкино (Ырбишча)

Эти два селения, почти слитые воедино, расположены на левом притоке реки Медяны, впадающей в Суру. Упоминается как одно татарское селение в исторических документах времен Разинского восстания, о чем будет сказано ниже. Время образования селений неизвестно. Однако сохранившиеся мары-курганы в окрестностях Рыбушкина свидетельствуют о том, что здесь уже не позднее конца XIV – начала XV вв. были зажития тюрков-кочевников. Подобные мары сохранились в окрестностях татарских селений Красной Горки, Мочалеев, Чембилея, Медяны, Ключища, Ендовища. Однако они в свое время по-настоящему не были изучены – были раскопаны любителями искать клады. Известно, что обряд захоронения в курганах-марах был распространен среди кипчаков (половцев) в эпоху язычества, до принятия ислама. С распространением ислама среди народов Золотой Орды эти языческие обряды уже не выполнялись.

Татарское название селений (Большого и Малого Рыбушкина) – “Ырбишча”, “Арбишча” (последнее произношение было записано В.К.Магницким в конце XIX в. со слов сабачайского татарина Хусяина Мухаммадиева. В привычку вошли и русские название – “Большой” и “Малый”, заменяющие полные русские названия “Большое и Малое Рыбушкино”.

Смысл названия селений остается загадкой. Этимология названия в литературе не раскрыта. Аналогии на картах других регионов не встречаются. Одно из предположений вытекает из схожего топонима тюркского происхождения – названия древнего татарского городка Ирбит (Эрбет), зафиксированного в старинной песне “Эрбет”. Вполне вероятно, что в основе этих двух созвучных названий “Эрбет” и “Ырбишча” лежит одно слово “ирыб” или “ырыб” – древнетюркское слово, означающее “место сбора, купли-продажи, меновой торговли, иначе торжища, ярмарку”.

Состав топонима сложный. Корень названия – “ирыб”, “ырыб”, оканчивающийся суффиксом русского происхождения – “ича”. Подобные связки встречаются в названиях некоторых татарских селений – “Йандауича”, “Ключище”. Суффикс подчеркивает крупный масштаб, величину селения.

Историческое прошлое селений раскрывается через раннее название Малого Рыбушкина – Азеево (Аджи авылы), как когда-то называли это селение. В исторических документах XVIII в. оно еще называлось Коншаевым заулком (заулок – небольшой глухой переулок). В Мещере так называли небольшие деревни. Название “Аджи авылы” свидетельствует о том, что селение образовалось за счет поселенцев из мещерских мест. На Севере Рязанской области, между Касимовым и Кадомом и поныне существует крупное татарское селение Азеево (Аджи авылы). Связь между Рыбушкином и Азеевом проливает свет на этническую принадлежность рыбушкинских татар, подтверждает предания об их булгарском происхождении. Азеево на р.Мокше основано южными булгарами, прибывшими туда непосредственно из Приазовья и Подонья. Образовалось оно как казачья станица сторожей западных рубежей Волжской Булгарии. Булгары этих мест упоминаются в конце XII – начале XIII вв. в связи с нападениями рязанских дружинников на Кадом и с историей Пургасовой Руси, выступавшей вместе с мордвой против нижегородских князей, поддержанных мордвой Пуреша и кипчаками (1229). Рядом с Азеево сохранились курганы-крепостцы, в которых, по преданию, сторожили какие-то богатыри.

Азеево стояло на Ордобазарской дороге, связывающей Москву с городами Нижнего Поволжья Астраханью и Царицыном, а также с Саратовым. В середине XVI в. в Азееве находился промежуточный пункт – ям. Азеевские служилые татары обслуживали часть дороги. Одновременно ямщики занимались торговлей. Особое место занимала торговля лошадьми. Скупив у ногайцев табуны лошадей, торговали ими в центральный районах. При этом приносили большую пользу царскойказне – царские стряпчие отбирали одну из 10 приведенных лошадей. Кроме того, продавец или покупатель должен был вносить в казну налог.

Позднее дорога выпрямляется – ям переводится из Азеева в другое татарское селение, в центр вновь организованного уезда – Темников. В Смутное время ямская служба приходит в упадок. Восстанавливается она только через несколько десятилетий. Служилые татары, обслуживающие ямскую службу, остаются не у дел, вынуждены искать более удобное место для жительства. Таким местом оказалось Припьянье, где уже образовались татарские поселения нового типа – деревни, жители которых могли заниматься и скотоводством, и земледелием.

Рыбушкино постепенно превращается в торговый и своеобразный политический центр. Это особенно ярко проявилось во время Разинского восстания. Рыбушкино становится центром собирания сил сторонников Разина. Сюда наведывается один из соратников Разина – Асай Айбулатов, имевший крупные поместья в Керенском и Кадомском уездах. В Рыбушкине у него появляются сообщники, среди которых выделяется Буланка Алибяков.

На последнем этапе восстания нарастающую активность проявляют татары Межпьянья. Сборный отряд алатырских татар вступает в отчаянное сражение с правительственными войсками под Мурашкиным. Потерпев поражение от превосходящих сил, татары отступают к своим родным местам, чтобы получить передышку и подкрепление. Отряд Леонтьева настигает их в конце Ключища, где происходит крупное сражение. Повстанцы обращаются за помощью к рыбушкинцам, которые присоединяются к ним по пути в Курмыш. Преследование повстанцев, достигающих численности около 455 чел., продолжается до окрестностей Маклакова (Ожгибовки) между Сергачем и Пильней. Весь путь от Уразовки до Ожгибовки был усеян трупами. Как упоминалось ранее, уцелевшим была устроена засада в Ожгибовке. Деревня была окружена со всех сторон и подожжена – повстанцы вместе с жителями были сожжены.

Этот эпизод подтверждает версию о Рыбушкине как общетатарском поселении, играющем важную экономическую роль торгового центра.

Орлов А.М.
Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы
http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/8.htm




Ыски-Юрт

***

В той же деревне службы не служит и ясаку не платит Енбулатко Шебазоде[ев]; жеребей служилой отца его; а пришел он в тое деревню Епанчину в нынешнем во 111-м году, а жил де он у дяди своего у Енгурчея у Суфы в деревне в Ыски-Юртех…

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Ышери

***

В селе ж в Ышери за служилыми новокрещены в поместьях, а владеют помесными жеребьи, опричь тархана, и пустоши, без дач.

***

В том же селе новокрещен Васька Иванов сын - не верстан, в службу поспел; поместье за ним жеребей отца его. Да Харитону придано х тому жеребью по казанской даче 99 году, пол-пустоши Черемши, а другая половина тое пустоши за новакрещеном за Иваном Тякишевым. И тою пол-пустошыо после деда его владел отец его. А на его жеребей: в селе двор помещиков; пашни за ним - 18 четв. да на полупустоши Черемши пашни перелогом - 30 четв.; и всего за ним в селе в Ышери [и] на полпустоши: пашни и перелогом - 48 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена у села - 130 копен, да у пол-пустоши - 110 копен, и обоего - 240 копен; лесу дубровы пашенные у села - 5 дес., да у пол-пустоши 10 дес; и обоего - 15 дес, сена - 400 копен.

***

И всего в селе в Ышере за тарханом и за служилыми, и за ясачными новокрещены, и с церковного: пашни и перелогу и лесом поросло - 231 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена - 2110 копен; лесу дубровы пашенные - 83 дес; лес черной всем вопче, опричь пустоши, что придано к двум человеком в придачу.

А в пустоши за двем человеки: пашни и перелогу - 60 четв.; сена - 220 копен.

***

Да в селе же в Ышери выморочных служилых новокрещенов 2 жеребья: жеребей Мартыновской Иванова, жеребей Кузьмы Башаева. Да ясачные 4 жеребьи: Сидоровской жеребей, Ондрюшки Петрова жеребей, Власов жеребей, Меньшина Ондреева [жере бей]. И всего служилых и ясачных 6 жеребьев, а пахали толды на в жеребьи пашни, на жеребей по 7-ми четв. И того тех жеребьев иметца: пашни перелогом - 42 четв. в поле, а в дву по тому ж; а сена де косили копен по 100 и больши.

***

И всего село Ишери да к селу пустошь придана двум человеком в пашню. А в селе в Ышери двор попов, двор тарханов да 7 жеребьев. Жеребей тарханов владеет по даче, да 6 жеребьев служилых новокрещенов владеют без дач. А в них и с тарханом 7 дворов (а людей в них 8 человек); пашни церковные - 16 четв. сена - 300 копен. Да пашни ж за тарханом и за служилыми новокрещены - 103 четв. И обоего и с церковного - 119 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена - 3130 копен и с тем, что за попом и за тарханом; лесу дубровы пашенные - 27 дес.

***

В селе ж в Ышери за ясачными новокрещены, за 7-ю дворы: пашни паханые - 112 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и за речкою за Нурмою на отхожей дуброве по Казанской и по Кобяковской дороге - 980 копен; лесу дубровы пашенные в отходе же - 56 дес.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Э



Эбалаково (Апастовский р-н)

***

Население села 280 чел.(2010).
Шамбулыхчинское сельское поселение Апастовского района.
Близлежащие города: Казань, Ульяновск, Тольятти
Координаты:  55°15'32"N 48°22'17"E

***

Население села 277 чел.(2011).
Центр Шамбулыхчинского сельского поселения Апастовского района.


***

Шамбулыхчинское сельское поселение
Численность населения – 812 человек. Основной состав населения - татары.
Населенные пункты, входящие в состав сельского поселения:
 с. Средний Биябаш,
село Нижний Биябаш,
село Шамбулыхчи,
с. Эбалаково.

Перепись 2002 года
Татары  99%





Эбалаково (Кайбицкий р-н)

***

Село в Кайбицком районе Татарстана в 5 км южнее Больших Кайбиц. Центр муниципального образования Эбалаковского сельского поселения.
В селе родился Латыф Хамиди — советский композитор, народный артист КазССР, лауреат Государственной премии КазССР.

Через село протекает безымянный ручей[, один из притоков Берли.

Основано во второй половине XVII века. С XIX века известно бондарным и колёсными промыслами.
В 2005 году телефонная связь в селе переведена на цифровой сигнал.
В июле 2011 года в селе открыта новая мечеть.

Демография
***
1989 год — 309
1997 год — 280
Национальный состав: русские — 72 %, татары — 27 %.

https://ru.wikipedia.org/wiki/()

***

Население села 195 чел.(2010), 216 (2016).
Центр сельского поселения Кайбицкого района.
Wikipedia article: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эбалаково_(Кайбицкий_район)






Эбаргуль (Усть – Ишимский р-н)

***

Деревня Усть-Ишимского района (Ярковское сельское поселение), в 2010г избирателей 171 чел.
Население деревни 246 чел., татары 87%(перепись 2002г), 200 чел.(2010, перепись).






Эбде (Тюлячинский р-н)

***
См. Абди (Тюлячинский р-н)





Эби авылы (Лениногорский р-н)

***
См. Сарабикулово (Лениногорский р-н)




Эгерже (Агрызский р-н)

***
См. Агрыз (Агрыский р-н)






Эделавыл (Октябрьский р-н)

***
См. Адилево (Октябрьский р-н)






Эжмэкэй (Тукаевский р-н)

***
См. Азьмушкино (Тукаевский р-н)






Эжмэр (Спасский р-н)

***
См. Измери (Спасский р-н)






Эжмэт (Актанышский р-н)

***
См. Азметьево (Актанышский р-н)





Эжэкул (Актанышский р-н)

***
См. Азякуль (Актанышский р-н)





Эжэм (Апастовский р-н)

***
См. Азимово (Апастовский р-н)





Эзикэй (Мечетлинский р-н)

***
См. Азикеево (Мечетлинский р-н)





Эзмэ (Сабинский р-н)

***
См. Измя (Сабинский р-н)





Эйшияз (Атнинский р-н)

***
См. Айшияз (Атнинский р-н)





Эйшэ (Зеленодольский р-н)

***
См. Айша (Зеленодольский р-н)






Эки (Советский р-н)

***
См. Аки (Советский р-н)





Экса (Касимовский р-н)

***
См. Ананьино (Касимовский р-н)





Элбэден (Пестречинский р-н)

***
См. Альведино (Пестречинский р-н)

***
См. Альвидино (Пестречинский р-н)





Элдермеш (Высокогорский р-н)

***
См. Альдермыш (Высокогорский р-н)





Элеваторный (Кунашакский р-н)

***

Постоянное население поселка в 2010г 95 чел.(данные района) или 67 чел.(данные переписи).
Кунашакский район Челябинской области, Усть-Багарякское сельское поселение. 120 избирателей в 2007г (учитывая ст.Нижняя).


Перепись 2002 года
Татары  78%





Элемта (Муслюмовский р-н)

***

Населяют деревню русские и татары, 153 чел.
Михайловское сельское поселение Муслюмовского района. www.moslim.ru/territory/mihailovka/
Близлежащие города: Набережные Челны, Уфа, Казань
Координаты:  55°13'27"N 52°54'44"E






Эльбаба (Зеленодольский р-н)

***
См. Албаба (Зеленодольский р-н)




Элки (Буинский р-н)

***
См. Алькеево (Буинский р-н)





Элкэй (Азнакаевский р-н)

***
См. Алькеево (Азнакаевский р-н)





Элменкасси (Козловский р-н)

***
См. Альменево (Козловский р-н)





Элмэндэр (Апастовский р-н)

***
См. Альмендерово (Апастовский р-н)






Элмэт (Сармановский р-н)

***
См. Альметьево (Сармановский р-н)





Эльбаба (Зеленодольский р-н)

***
См. Албаба (Зеленодольский р-н)





Эмжебаш (Бардымский р-н)

***
См. Акбаш (Бардымский р-н)





Эмир (Черемшанский р-н)

***
См. Амирово (Черемшанский р-н)




Эмэкэй (Муслюмовский р-н)

***
См. Амикеево (Муслюмовский р-н)





Эмэкэй (Муслюмовский р-н)

***
См. Нарышево (Октябрьский р-н)





Энгельс (Саратовская область)

***

Энгельс (до 1931 года — Покровск) — город (с 1914 года) в России, входящий в состав муниципального образования «Город Энгельс» со статусом городского поселения в Саратовской области.
Статья Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Энгельс_(город)
Близлежащие города: Саратов, Пенза, Сызрань
Координаты:  51°28'32"N 46°7'25"E

***

Татары Саратова накануне Всероссийской переписи
Наиболее крупным татарским населенным пунктом является село Яковлевка в Базарно-Карабулакском районе (почти 2 тысяч человек).
В настоящее время абсолютное большинство татарского населения области (около 70 процентов) проживает в городах и поселках городского типа: в
Саратове (15331 человек),
Энгельсе (6,5 тысячи),
Балаково (3,5 тысячи),
Пугачеве (около 3 тысяч),
Ершове (1,5 тысячи),
Вольске (1 тысяча),
Хвалынске (1 тысяча) и др.




Энгураз (Уваровский р-н)

***
См. Энгуразово (Уваровский р-н)




Энгуразово (Уваровский р-н)

***

(тат. Enguraz, Энгураз)
Татарское село в Уваровском районе Тамбовской области.
Основано предположительно в 1795 г. Жители села носят следующие фамилии: Багдашкины, Курамшины, Бахтеевы, Ганцовы, Давыдовы, Ханбековы. (Байдакова Н.Н. Политика российских властей по отношению к нехристианскому населению и новокрещенам в XVI — начале XX вв. (на примере Тамбовского края): Дисс. … канд. ист. наук. — М., 2006. — 319 с.)

***

Татарское село в Уваровском р-не, Лучевское сельское поселение.
Основано темниковскими татарами, в частности из дд. Енгуразово и Ишейки. Фамилии: Багдашкины, Курамшины, Бахтеевы, Ганцовы, Давыдовы, Ханбековы, Нагаевы, Еникеевы (до 1917). В средней школе с 2009 отдельным предметом преподается родной язык. Мечеть, которая неофициально действовала в советское время. 491 житель(2008), 471(2010, перепись).
www.islamtambov.ru
Wikipedia article: http://ru.wikipedia.org/wiki/Энгуразово





Эндереш (Муслюмовский р-н)

***
См. Андрюш (Муслюмовский р-н)


Энжерэ

***

Современное село Старое Ямкино Алькеевского района РТ
(татарское название села - «Энжерэ») По документам, земли по р Анзире, где образовалась данное селение, были выделены ясачным татарам Мукачке Кудайметеву «с 20 товарищи» в 1710 г
(См РГАДА -Ф 1209 - Оп1 - Кн 6469 - Л 64, 69об)

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович






Энтуганы (Буинский р-н)

***
 
Население села 473 чел.(2010).
Центр сельского поселения Буинского района.
Nearby cities: Ульяновск, Казань, Тольятти
Coordinates:  54°54'29"N 47°51'28"E






Энтуганова (Буинский р-н)

***
См. Малая Буинка (Буинский р-н)





Энэк (Актанышский р-н)

***
См. Аняково (Актанышский р-н)





Энэк (Сармановский р-н)

***
См. Анаково (Сармановский р-н)





Эпсэлам (Аургазинский р-н)

***
См. Абсалямово (Аургазинский р-н)





Эрле (Приволжский р-н)

***

Постоянное население поселка 79 чел.(перепись 2010г). Яксатовский сельсовет Приволжского района.


Перепись 2002 года
Астраханские Татары  60%





Эрмет-Рэхим (Ишимбайский р-н)

***
См. Арметрахимово (Ишимбайский р-н)





Эрнэш (Арский р-н)

***
См. Арняш (Арский р-н)





Эрнэш (Бакалинский р-н)

***
См. Новые Маты (Бакалинский р-н)





Эрнэш (Бакалинский р-н)

***
См. Новый Маты (Бакалинский р-н)





Эрэ (Зеленодольский р-н)

***
См. Тугаево (Зеленодольский р-н)

***
См. Айдарово (Зеленодольский р-н)
''Село Тугаево (Эрэ по-татарски) располагается на склоне соседнего холма''.





Эрэмэавыл (Бардымский р-н)

***
См. Конюково (Бардымский р-н)





Эскалбы (Тавдинский р-н)

***

В 2010г в поселке зарегистрировали 6 избирателей. Тавдинский городской округ.
Близлежащие города: Тюмень, Нижний Тагил, Екатеринбург
Координаты:  58°17'16"N 65°58'40"E


Перепись 2002 года
Татары  100%





Эски-Аликеч (Первомайский р-н)

***
См. Алексеевка (Первомайский р-н)






Эски Али Кеч (Первомайский р-н)

***
См. Алексеевка (Первомайский р-н)






Эстачи (Высокогорский р-н)

***

Постоянное население деревни 90 чел.(2009), 112 (2014).
Высокогорское сельское поселение Высокогорского района.


Перепись 2002 года
Татары  46%





Эсэн (Высокогорский р-н)

***
См. Асянь (Высокогорский р-н)





Эсэн-Елга (Кукморский р-н)

***
См. Асан-Елга (Кукморский р-н)





Этнэ (Балтасинский р-н)

***
См. Атня (Балтасинский р-н)





Этрэкле (Мензелинский р-н)

***
См. Атрякле (Мензелинский р-н)





Этэс (Актанышский р-н)

***
См. Атясево (Актанышский р-н)




Эурезтамак (Альшеевский р-н)

***
См. Аврюзтамак (Альшеевский р-н)






Эушта (Томская область)

***

Население - 464 чел. (2012).
Городской округ «Город Томск» Томской области.
Статья Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эушта
Близлежащие города: Томск, Северск, Анжеро-Судженск
Координаты:  56°31'38"N 84°53'38"E
Бывший центр одноименного сельсовета


***

Деревня
Эушта
Томская область
Городской округ
город Томск
Координаты
56°3144†с. ш. 84°5332†в. д.HGЯO
Население
470[1] человек (2015)

Эушта — деревня в Томской области.
Входит в городской округ город Томск.

География
Расположена на левом берегу Томи, напротив одного из исторических районов Томска — Черемошников.

История
Сибирскотатарское селение Эушта существовало ещё до основания Томска. Именно эуштинский князь Тоян отправился с челобитной в Москву с просьбой о приёме его народа в русское подданство.

До Великой Отечественной войны в Эуште существовали рыболовецкий и земледельческо-животноводческий колхозы, после войны они были объединены. После основания Северска было создано подсобное хозяйство, снабжавшее закрытый город сельхозпродукцией, при этом татарскую деревню соединили с русскими деревнями Петрово и Борики[2].

В 2005 году Эушта включена в состав городского округа город Томск.

Известные уроженцы

Сайбединов, Александр Геннадьевич (Шайдула Геляджейтинович) — Народный учитель Российской Федерации (2004)

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Перепись 2002 года
Татары  90%





Эхмэт (Аургазинский р-н)

***
См. Ахметово (Аургазинский р-н)





Эхмэт (Буинский р-н)

***
См. Ахмаметьево (Буинский р-н)





Эхмэт (Заинский р-н)

***
См. Ахметьево (Заинский р-н)





Эхмэт (Мензелинский р-н)

***
См. Ахматовка (Мензелинский р-н)






Эхмэт (Нурлатский р-н)

***
См. Ахметово (Нурлатский р-н)






Эцкюль (Краснооктябрьский р-н)

***
См. Трехозерки (Эцкюль) (Краснооктябрьский р-н)





Эчкаюн (Новомалыклинский р-н)

***

Село Новомалыклинского района Ульяновской области, Новомалыклинское сельское поселение (бывшего Ставропольского уезда Самарской губернии).
Расположено в 16 км к юго-востоку от районного центра.
Основано в 1921.
Постоянное население 188 чел.(перепись 2010г).
В 1996 — население 280 человек, преимущественно татары.

Центр СХПК «Берлек», школа, ДК, детский сад, медпункт, отделение связи, газовый участок, мечеть.

Получено с ulianovsk.ru/wiki/
Близлежащие города: Самара, Тольятти, Ульяновск
Координаты:  54°10'23"N 50°9'13"E
ulianovsk.ru/wiki/






Эчкен (Шадринский р-н)

***
См. Юлдус (Шадринский р-н)





Эшнэк (Алексеевский р-н)

***
См. Ашняк (Алексеевский р-н)

***
См. Ошняк (Алексеевский р-н)





Эшче (Мамадышский р-н)

***

Население деревни 11 чел.(2010). В 1992 г. – 36 жит. (татары).
Основана в 1920-х годах.
Верхнеошминское сельское поселение Мамадышского района.
Близлежащие города: Ижевск, Чебоксары, Киров
Координаты:  55°48'45"N 51°11'1"E