Зарисовка. Хозяйка двора

Юрий Комболин
Я живу в доме 132 по проспекту Комсомольскому. Возле него насажены молодые деревья. За ними ухаживает дворник Дукина Александра Фёдоровна, они очень хорошо выглядят. Кроме деревьев возле дома много разных цветов. Она хорошо за ними ухаживает и бережёт.
Проходящие мимо дома всегда любуются делом её рук. Если бы все дома города Барнаула одеть в такую зелень и цветы! Город бы стал садом.
Вот о таком-то человеке, мне кажется, нужно рассказать на страницах газеты.
И. ДУХАНИН,
зам. председателя домового комитета №6.

Дом обсажен вокруг деревьями. Во дворе россыпь цветов на клумбах. Две беседки, увитые хмелем.
- Дворник? А вон она, - и мне указали в конец двора.
Александра Фёдоровна разговаривала с девушкой:
- Ваши все ушли. Ключ мне оставили.
Мы познакомились. Александра Фёдоровна выслушала мои вопросы и задумалась. Потом неторопливо заговорила:
- Да, люблю я зелень. Не так ведь, не вдруг у человека к чему-то душа начинает лежать. Вот и у меня. Первый муж мой офицером был - на границе стояли перед войной. Муж в первые дни погиб. Намаялась я в оккупацию-то. Всё видела: и виселицы, и плети. А вернулась после войны в Барнаул и не могу без радости на деревья, цветы смотреть.
Александра Фёдоровна подхватила на колени тёршегося у её ног кота и провела рукой по его длинной шерсти. Взгляд её потеплел.
- Дом-то четыре года назад заселили. Пусто тут совсем было. А дворником мужчина один работал. Да не лежала, видно, душа у него к этому делу - отмахает поутру метёлкой и исчезнет. Я на другом участке работала, но всё одно - днями-то здесь возилась. То деревце посадить, то цветы. Потом сюда перевелась. Вот уже два года, как здесь.
Оглянулась на дом, обвела взглядом двор.
- Как тут я стала, сорок деревьев высадили. Что где найдём. Вот яблоньку эту выкопали, когда соседний дом сносили, - показала рукой на новостройку, - пропала бы. А мы с землёй перенесли - прижилась. Когда от родственников саженцы привезёшь, когда из лесу кто доставит. Вон какое богатство теперь.
Размяла пальцами травинку. Посмотрела и покачала головой:
- Лето нынче жаркое было. Боялись, позасохнет всё. Я с утра, спят ещё все, на ногах. Полью всё. И тротуары заодно. Люди выходят на работу - удивляются: дождь, что ли, ночью прошёл - прохладой от тротуаров отдаёт. Приятно, когда люди твоей работой довольны.
А двор жил. Люди возвращались с работы. Каждый перебрасывался несколькими словами с Александрой Фёдоровной. На детской площадке два малыша ударились в рёв - игрушку не поделили.
Моя собеседница улыбнулась, глядя на них:
- Много у нас ребятишек. Сначала приходилось все вечера просиживать у окна - смотрела, чтобы цветы не рвали, не ломали деревья. Мне в домоуправлении сказали, мол, чуть что, акт составляй на родителей. А пока ещё обхожусь без бумажек. Есть, правда, озорники, с которыми приходится воевать, но поговоришь с таким, вразумишь - смотришь, и он сам других одёргивает.
Мы сидели уже больше часа. Александра Фёдоровна посмотрела на свои запачканные извёсткой руки и заторопилась:
- Известь на завтра замешиваю.Надо бордюры у тротуаров подправить.
Мы попрощались. Уходя, оглянулся. Дом из белого кирпича  стоял в лучах заходящего солнца, словно в обрамлении самоцветов - предосенне ярких деревьев и цветников.

Газета "Алтайская Правда", 5 сентября 1969 г.