Письмо турецкому султану

Аркадий Польшаков
                ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ

(Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")
               
 

Рис. Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Писали письма Запорожцы,
 Султанам, королям, царям,
 Что казаки совсем не овцы,
 И непривычные к кнутам.

 Их вольная Хортица родила,
 А с ней лихая Казачья рать,
 Волна Днепровская вторила:
 Пошлем их в сраку,  в «ядряну» мать!..»

Дед Сивоконь рассказывал казакам об этом событии с воодушевлением и читал письмо так выразительно и с такой мимикой, что все деревья в близлежащем окружении дрожали от смеха казаков.
Это выглядело следующим образом:
Сечевики (душ 150, в основном казацкая старшина) собрались в Сечи под столетним дубом.
               
                Фото. Могучий дуб.


Об этом вековой дуб сложено немало стихов и песен, приведем и мы:

« Стоял как богатырь могучий дуб, -
Сечи он видел взлеты и падения,
Как атаман, вскочив на конский круп,
Бил с казаками турок на «Крещенье...»
И как писали письма казаки,
В ответ турецкому султану,
Как с московитами в Керчи,
России добывали славу... »

Атаман запорожцев Иван Сирко, который вернулся с царской ссылки из Сибири, писарь Сечи Яйцявбочци и несколько уважаемых куренных атаманов и известных казаков сели на скамьи за стол, а остальные казаки расположились толпой вокруг них.
Читал письмо султана к запорожцам писарь Сечи,  с естественным ему юмором при этом удачно комментировал послание турецкого султана, время от времени добавляя от себя в него то, чего там не было:
- Я, султан, сын Мухаммед - меда, - читал Яйцявбочци послание султана, намеренно искажая его имя, при этом комично изображал самого султана, надувал щеки, косил глазами, самовлюбленно гладил свое пузо, гордо выпячивал губы.
- Ну, дает Яйцявбочци, султан с натуры, - смеясь вместе со всеми, кричали ему из толпы казаки.
Писарь продолжал читать и переводить послание султана запорожцам, говоря:
- Я, султан, сын Мухаммед - меда, брат Солнца и Луны, внук и наместник божий...
- Ну и загнул Мухаммед - мед, - прокомментировал услышанное атаман, отмечая при этом, что этот пес видимо забыл как мы наложили его шакалам янычарам, когда они пошли на Сечь с подлым Крымском ханом в 1674 году.
Тогда здесь в Сечи много турок мы порешили и взяли в плен...
- Хорошо гутариш атаман, - поддержал его Таран - Крымский, - султан видимо забыл, как в летом 1675 в Крыму мы надавали ему по шеями. Когда его янычары «мычали» как коровы под казацкими саблями и как драпала от нас вся крымская орда.
- Так и надо ответить султану, пусть идет в сраку, - кричал Твердохлеб, мощный лысый с оселедцем казак с черными усами и кривой саблей на боку.
Писарь продолжал переводить письмо.
Он, нахмурив грозно брови и выпятив губу, читал:
- Я Мухаммед - мед обладатель царств: Вавилонского, Македонского, Иерусалимского, Александрийского, Армянского, Татарского, Великого и Малого Египта...
- Ну и «задрипанець» этот Мухаммед - мед, - заметил с негодованием Янетурокякозак, - он не владелец, а повар Вавилонской. Ты отпиши этому Мухаммед - меду, что мы из него шаровары сбросим, сраку ему медом намажем и не мух, а рой диких пчел ему в шаровары сунем.
От такого гуммозного предложения задрожали от хохота запорожцев даже высокие пирамидальные тополя, которые  как часовые, стояли на краю дороги.
- Во, во! Хорошо сказано о меде, добавь еще от меня, - попросил писаря Непейвода, - что он евнух и колесник Македонский.
- Братва, казаки! - Кричал, грек Папандопола, большой любитель до женского пола. - Во второй раз надо в Константинополь нам податься и там гарем его пощупать...
- Вот хорошее дело, - поддержали Папандопола казаки, - говорят в этом гареме есть женщины, с такими грудями и ажурными амфорами, как в ... ( непередаваемый запорожский фольклор).
Замилуют, зацелуют с головы до ног, за милую душу любого казака.
- Мне очень интересно, что этот косоглазый «доходяга» там с ними делает?
Говорят в его гареме молодых и красивых женщин с добрую сотню будет.
И все, пожалуй,  зажурились (загрустили) по нам, казакам! - Смеясь, добавил своеобразного пороха в разговор, Задерыхвист.
- Но у него, видимо  «крючок» и не стоит, - вытирая слезы от смеха, сказал  казак Куча-мала (Кучма).
От этого замечания казака, расхохотался весь курень. Смех долго не утихал, а когда немного утих, казак Кривобок спросил:
- Что же он, «песий» сын, там с бабами тогда делает?
- Как что! Он язычком полижет между ног у одной из них и целый день довольный ходит, что хорошо свое мужское дело сделал, - смеясь, ответил писарь.
Курень снова расхохотался.
Братва! Слушайте дальше, что султан нам пишет:
...Что он не только обладатель многих царств, но и еще, царь царей, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, непобедимый воин...
- Вот загнул, свиняча морда, какой же он рыцарь, когда голой сракой в том году сел на запорожского ежа и до сих пор колючки с неё не может вытащить.
Здорово мы тогда «надолбали» его янычарам в Крыму, где предводителем был Абдула - Галим - Заде - Паша. Черт выбрасывает, а его войско пожирает, - заметил казак Многогрешный.
- Хорошо получил крапивой по голой сраке тогда этот Абдула с голым задом, от нас казаков, - высказался вслух свое удовольствие Кропивницкой.
- Атаман! Казаки! - Воскликнул писарь. – Послушайте, как этот турок здесь в письме еще больше наглеет. Он видимо совсем  спятил.
Султан нам пишет, что «... он неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога...»
Услышав это, вокруг зашумели все казаки, такого богохульства они не ожидали. Чтобы в письме какой-то  басурман оскорблял самого Иисуса Христа.
- Казаки! - Обратился ко всем казак Айдар-Старобелський. - Наверное, надо отписать этому  Мухаммед - меду, что он как попечитель, а шайтан турецкий и проклятого черта брат и сват.
- Добавь еще, что он свиная морда и самого Люцифера секретарь! - Вставил свою лепту, казак Давибеда и довольный сказанным при этом заржал как конь.
Веселье казаков продолжались.
Со всех сторон слышались острые замечания в адрес зарвавшегося султана...
- Еще напиши, что он Резницкая собака, Покусай меня за сраку, - бросил реплику казак Покусай, тот у которого была привычка вставлять везде в свою речь паразитическую фразу "Чтобы я сдох " , или " Покусай меня за сраку".
- Добавь еще, что он лошадиная сука, - добавил Перекопайгора.
Этот казак был славен тем, перерыл в Крыму целую гору (шахский курган) в поисках закопанного клада Чингисхана.
- Писарчук, отпиши этому болвану, что он некрещеный лоб... (далее шел непереводимый казацкий фольклор), - попросил писаря  казак с интеллигентным именем Панибудьласка.
Казак Сам пью - Сам гуляю предложил осенью напасть на винные склады падишаха в Крыму, где хранились большие запасы вина. Это предложение, как и многие другие, были встречены казаками с большим энтузиазмом.
                ***
В целом известно нам послание в свободном коротком пересказе писаря запорожцев выглядело так:
« Я, Султан, сын Магомета, брат Солнца, Луны, внук и наместник Божий, владелец царств: Вавилонского, Македонского и Иерусалимского, Александрийского, Армянского, Татарского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель Гроба Господня, попечитель самого Бога  надежда и утешение правоверных... повелеваю ВАМ, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня ничем не БЕСПОКОИТЬ!..»
                ***
Прочитав послание, запорожцы со свойственным им юмором написали ответ султану.
Говорят: - От их смеха дрожала вся Хортица (запорожский остров посреди Днепра).
Обычно письма, которые приходили на имя этого столь грозного султана от зависимых ханов, царей и монархов, начинались с льстивых и благозвучных слов в адрес монарха, и звучали примерно следующим образом:
"Светлейшему и светлейших,
Мудрому из мудрейших!
Аллахом выбранному
Султану Магомету 1Y... "

Писарь, зная это, так как учился грамоте в греческих монахов, сохранил стиль обращения к султану, но с обратным знаком и присущим ему запорожским юмором, написал.

               

               Рис. Писар Сечи И. Глоба с казаками.

Ответ турецкому султану в полном изложении звучала так:

"Темному из самых темных султанов,
Мухаммед - меду Луноликому!
Наглому из  наглых османов,
Раздолбаю рыцарю из всех Розь...баевых!
Внуку сына шайтана лысого!
Повару Вавилонскому,
Евнуху, Колеснику Македонскому,
Бражнику Иерусалимскому,
Козлодою Александрийскому,
Худоносорогу Египетскому,
Свиноводову Армянскому,
Колчане татарском ,
Кату Каменецкому и
Злодею  Подольскому,
Всего света и темного царства
Шуту гороховому,
Гниде аспиде, внуку «Х. .. юкка »
(непередаваемый запорожский фольклор),
Главному «пердуну» и Секретарю
самого Люцифера,
И Бога нашего и Перуна мудаку -
Султану Мухаммед - меду  Четвертому!

Далее в этом ответе писарь Коша сохраняет стиль послания, к которому обычно прибегали  вассалы, например, крымский хан в письмах к своему правителю - султану Мухаммеду.
(Он был знаком с такими посланиями, потому что казаки иногда перехватывали гонцов султана и хана  с их письмами) .
Письмо обычно начинался такими утешительными, сладострастными  для уха султана эпитетами:
" О Великий султан! Светоч мудрости лучезарного Востока! По твоему Высочайшему повелению мы построили на границе с непокорной Сечью цепь сторожевых постов, с сигнальными бочками наполненными смолой..."

Следуя этому, писарь под смех казаков, написал:

« О, кривоногий и косоглазый Рыцарь!
Темнота тупости и шут всего лучезарного Востока!
Какой же ты к черту Рыцарь, черт выбирает, и твое войско пожирает.
Кому ты Свиная морда, лошадиная жопа предлагаешь сдаться , «мать твою ... (далее неповторимый запорожский фольклор)»
Во-первых, на твое наглое послание, посылаем тебя в глубокую, широкую, как само Черное море,  сраку. Чтобы взял тебя там Черт рогатый!
Во-вторых, какой же ты к черту властелин, когда своей голой, черной, мохнатой сракой сел у нас в Сечи на запорожского ежа, и колючки с неё не можешь вытащить.
В-третьих, никогда ты, сын Сатаны; не достоин сыновей Христианских, Запорожских под собой иметь.
В-четвертых, твоего войска мы не боимся. Землей нашей всей, водой, ветром, волнами Днепровскими,  куренями всеми будем биться с тобой.
В-пятых, ты пес забыл, как мы наложили твоим шакалам янычарам, когда они пошли на Сечь с подлым Крымским ханом в 1674 году  Тогда 13000 твоих янычар погибли у нас здесь в Сечи.
Ты видимо забыл наглая Резницкая собака, как в 1675 году в Крыму твои янычары мычали как коровы под нашими саблями, и как запорожцы вмазали там по морде всей крымский орде.
От запорожского войска у тебя запор в желудке будет, некрещеная собака со свиной мордой.
От так плюгавый  туретчина, некрещеная собака, «мать твою... (за ногу)» , на твою угрозу сказали все запорожцы.
А когда сам придешь с войском, будешь ты, Кат турецкий,  свиней наших пасти, а не запорожскими казаками править.

На этом письмо мы заканчиваем.
Числа не знаем, ибо календаря турецкого не имеем и не уважаем.
Месяц такой сейчас, что серпом на небе висит - тебя ждет, чтобы отрезать твои свиные яйца.
Год очень плох для тебя, овен ты наш жертвенный, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в сраку всех нас...

Подписали или поставили крест:
Кошевой атаман Иван Сирко со всем Кошем запорожским, в составе казаков:
Панибудьласка, Янетурокяказак, Задуйвитер, Твердохлеб, Матюкевич, Папандопола, Неишькаша, Задерыхвист, Кропивницкий, Кривобок, Довгашия, Покусай, Давибеда, Перекопайгора, Папанзапор - булгарский, Гусекрад - мадьярский, Заднепроходов - Задунайский, Таран - Крымский, Перебейнос, Айдар- Старобельский, Костолом - правоверных, Григорий - Бендеровський, Крокодил - Египетський, Чернобородый - Палестинский, Черновол - Лиманский, Александр малый - Македонский, Куропас - старший, Панас, рыцарь Каменец - Подольский, Голопупенко -старший, Голопупенко - сын, Черномордин-Самарский, Винокур - Безпросыха, Нечуемвухом,  Сам пью- Сам гуляю, Брагин - сивушный, Закусило, Сивоконь, Многогрешный, Злыдень, Бугай - Муха, Кучма, Иван Моторный, Мордоворот - турецкий ...
(всего подписей  и крестов - 150)

В конце послания, чтобы показать свою грамотность, маленькими буквами Яйцявбочци скромно дописал:
- Добавлено седьмого числа, в месяц Намаза, в год Овна по лунному календарю.
К этому письму руку и часть души приложил:
Писарь Запорожской Сечи - Яйцявбочци.


Петр Калнышевский вспомнил это гуммозное письмо турецкому султану Махамеду 1У и посмеялся про себя.
                ***
Поразмыслив над своим жутким сном, в конце концов, атаман приходил к сознанию, что был прав. Нельзя было из-за какой-то повии, которой  все было мало и мало, при громадной территории завоеванной империей,  земли ей было мало, Запорожья ей только не хватало, посеять рознь и навеки разрушить братские узы двух славянских народов.
Россия должна мне еще при жизни поставить памятник за это, а не держать в кандалах здесь в Соловецком монастыре - тюрьме.

- Интересно через века вспомнят об этом времени наши потомки, или всё канет в лету? - Подумал отстраненно атаман. - Впрочем, не следует глубоко копаться в себе, можно что-нибудь повредить...

Вот такие не слишком радостные сны и мысли порой посещали седую голову последнего атамана Запорожской вольницы.
Надо сказать, что когда складываются сложные жизненные ситуации и возникают вопросы:
«Как быть?», «Что делать?», «Где выход?»
 Разные люди по-разному ведут себя в подобных ситуациях.
Атаман Петр Калнышевский не был таким исключением. Живя среди свободолюбивых казаков, такие вопросы у него возникали не раз и не два. Поэтому постоянный вопрос, который он ставил себе и который его мучил, был один:
 - Прав был он в вопросе сдачи Сечи, или не прав?
 И у него было два альтернативных ответа, очевидно, здесь срабатывал так называемый «защитный механизм».
Этот механизм как бы охранял его сознание от стрессовых негативных переживаний и способствовал сохранению его психологического равновесия.
Атаман отказывался рассматривать и принимать эти события в другой плоскости, когда факт сдачи Сечи стал уже совершенным действием.
В связи с этим он подыскивал себе разумные объяснения, что другого выхода у него не было.
Эта мысль стойко вошла в его голову, хотя другие казаки думали иначе. Выход всегда есть, надо его только найти. Он нашел такой.
                * * *
 За тюремные решетки, минуя все преграды,  до атамана дошел слух,  о письме сибирских казаков императрице.  Говорили, что не все сосланные запорожские казаки захотели  служить императрице.  Часть  казаков бежала  в глубь тайги,  в неизведанные еще земли.  И что они из Сибири написали гуммозное письмо императрице Катерине.
Конечно, атаман не знал точное содержание этого письма запорожских казаков императрице, но мог представить, что они в нем написали этой повие...

Ниже, для сравнения с описанным выше письмом запорожских казаков султану,  приведем  содержание письма сосланных в Сибирь казаков императрице.


    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет:

1.Сборник любовной лирики -
2.Поэзия космоса -
3.Роман "Кошевой атаман" -
4.Роман "Воскрешение" -
5.Повесть "Исполины" - 
6.Сборник юмористических рассказов -
7.Новейший Завет -
8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":

9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":


Купив книги вы поможете волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!


=