Мёбиус 1996. Это наука, а не философия

Антон Кольцофф
Вы когда-нибудь слышали об этом фильме? Судя по всему, он, к огромному сожалению, крайне малопопулярен. Впервые я увидел «Мёбиус» ещё в детстве, когда его показал канал «Культура», и многие образы и впечатления от него сохранились во мне по сей день; но больше я никогда и нигде о нём не слышал.

Начнём с того, что фильмов с редким, казалось бы, названием «Мёбиус» существует целых три. Два из них вышли в прошедшем 2013 году — корейская драма Ким Ки Дука и франко-люксембургский политический триллер Эрика Рошана, собравший в кинотеатрах куда большую аудиторию. Мы же с вами сегодня поговорим о третьем, значительно менее известном творении, снятом в 1996 году и ставшем, если верить начальным титрам, «первым полнометражным фильмом, выпущенным Университетом кинематографии Буэнос-Айреса». Нам говорят, что студенты-создатели ставили перед собой прежде всего учебные цели, а также наслаждались возможностью прикоснуться к «великому, волшебному и прекрасному миру кинотворчества». Что ж, после просмотра картины отнюдь не складывается впечатление, что она снята новичками. Перед нами вполне зрелое, продуманное и, надо признать, крайне необычное зрелище.

В тоннеле метро при необъяснимых обстоятельствах пропадает целый состав с пассажирами. Руководство, озадаченное и обеспокоенное инцидентом, вызывает на место происшествия профессионального тополога. После некоторых поисков тот выходит на след проектировщика системы подземки. Им оказывается профессор, у которого герой учился в университете несколько лет назад. И тут он выясняет, что основой проекта является загадочный математический объект — бесконечная лента Мёбиуса, а поезд в прямом смысле… пропал. Но на этом действие не заканчивается — сюжет ведёт нас дальше и приводит к ещё более сложному и высокому философскому финалу…

«Мёбиус» завораживает. Это замечательный пример того, как альтернативными методами, минуя спецэффекты, насилие и сентиментальность, можно добиться неослабевающего интереса зрителя на протяжении всей ленты и не дать ему устать (кстати, хронометраж как раз идеален — 1 час 20 минут). Фильм по большей части мистичен; причём это не та мистика, которую мы все привыкли видеть в кинотеатрах — о привидениях, дьяволе и т. д. Это мистика, проистекающая из самой реальности, — мистика математических расчётов, которые в конце концов ЛОГИЧЕСКИ приводят к тому, что любой объект при правильных обстоятельствах может в определённый момент просто-напросто ИСЧЕЗНУТЬ. Это настолько переворачивает представление о мире, что невольно ёжишься, пытаясь осознать услышанное. Впрочем, как мы узнаём от достопочтимого профессора, «пределов нет — и никогда не было…» Мы сами строим для себя модель реальности, более или менее похожую на разумную, ибо всё остальное вызывает у нас страх, панику и головокружение. Но это не значит, что большего не существует, и понимать эту мысль в рамках данного фильма стоит именно в научно-философском, а не в религиозном смысле — религия как тема в нём отсутствует.

И именно философские размышления, завершающие картину, наполняют её смыслом до конца. Они немного отвлекают нас от саспенса первой половины фильма, однако не исключено, что некоторым из вас в ближайшее после просмотра время будет неуютно ездить в метро — несмотря на исключительно аллегорический посыл «Мёбиуса». Фильм обязателен к просмотру и получает от меня высшую оценку -

10 из 10