Его 113 любовь II часть

Арина Феева
ЕГО 113 ЛЮБОВЬ...
(Н.Н. Гончарова в жизни и творчестве А.А.Пушкина)

II часть

     Пушкин... Как-то боязно, хотя и желанно-загадочно говорить о нём. Сколько уже наговорено! И какими людьми! А что ты скажешь нового? Это первое неловкое чувство проходит как только вступает в права любовь. Каждого из нас к нему. Она и даёт права каждому из нас говорить о нём.
     Пушкинисты разных поколений, работая систематически, постепенно выявляли различные грани документальных свидетельств, связанных с судьбой Поэта. "Это была, - как говорит И.Н.Розанов - знаток русской поэзии, - история длительной борьбы за подлинного Пушкина". Ведь Пушкин, по словам В.Г.Белинского, принадлежит "к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит им своё суждение и, как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего". Вот если бы остановить века! Заглянуть внутрь тех времён! Но это не удавалось иногда даже самому Пушкину... Стремясь "остановить время", он писал мемуары... В 1821г. Поэт напишет:
"В беспечных радостях, в живом очарованье,
 О дни весны моей, вы скоро утекли.
 Теките медленней в моём воспоминанье."
А почти через три года он даёт более тончайшее определение: "воспоминание - самая сильная способность души нашей, и им очаровано всё, что подвластно ему".
     Почему я об этом пишу? У В.Кунина, в его размышлениях о творчестве Пушкина, я прочла следующую мысль: "... каждая строка отражает душевное волнение поэта, но поэтические его создания не могут приравниваться к прямому биографическому свидетельству. В стихах, конечно же, таится жизнь Пушкина, но в них ведь и жизнь каждого читателя". И тогда в стихах Александра Сергеевича я увидела себя. Саму себя! И я сделала шаг, который в душе делает каждый. В душе, но не на бумаге. У поэта Л.Мартынова мне нравятся стихи, в коих та самая шутка, в которой так велика доля правды:
"Никто - и этим я не удивлён -
 Не написал о Пушкине романа
 Или трагедии, настолько он
 Велик и простота его обманна.
 И ни на чьих страницах не восстать
 Ему до срока, не пойму какого.
 Наверно, надо Лермонтовым стать,
 Чтоб написать о Пушкине толково".
     Мы такие разные... И у каждого - "свой Пушкин"! И я шагаю в "воспоминания", в "воспоминания", в которых я никогда не была, да и не могла быть. Я шагаю в ЕГО жизнь, в ЕГО письма, в ЕГО любовь... И в свою фантазию... Чтобы рассказать о нём, о ней, о его Наташе Гончаровой - его "113 любви". Чтобы понять...
     А, помните, у Высоцкого:
"Когда вода Всемирного потопа
 Вернулась вновь в границы берегов,
 Из пены уходящего потока
 На сушу тихо выбралась Любовь
 И растворилась в воздухе до срока,
 А срока было сорок сороков.
 И чудаки - ещё такие есть -
 Вдыхают полной грудью эту смесь
 И ни наград не ждут, ни наказанья,
 И, думал, что дышат просто так,
 Они внезапно попадают в такт
 Такого же неровного дыханья.
 Только чувству, словно кораблю,
 Долго оставаться на плаву,
 Прежде, чем узнать, что "я люблю" - 
 То же, что "дышу" или "живу".
 И вдоволь будет странствий и скитаний.
 Страна Любви - великая страна,
 И с рыцарей своих для испытаний
 Всё строже будет спрашивать она,
 Потребует разлук и расстояний,
 Лишит покоя, отдыха и сна..."
Философ 60–80-х годов прошлого века Евгений Богат обмолвился однажды, что "опыт любви - самый потрясающий опыт человека. И особую ценность составляют те душевные состояния, которые человеку через сто, или пятьсот лет хочется пережить опять с первоначальной мощью. Помогает ему искусство, особенно музыка, она эти состояния души будит. Порой ей не удаётся разбудить с первого раза. Но тогда придёт поэзия и она не успокоится, не добудившись, не растолкав, не растормошив душу по-настоящему. И жизнь тогда делается больше на один полдень, один только полдень, но тот, в который Петрарка увидел Лауру, или на одно только утро, на то, когда мальчик Данте увидел девочку Беатриче", Александр Сергеевич Пушкин Наталью Николаевну Гончарову... Можно читать и перечитывать лирику Пушкина, испытывая почтение к его бессмертным строкам, и ничего не понять, хотя думать, конечно, что понимаешь, и пережить это однажды, как что-то личное, увидев из разбуженного музыкой строк душевного состояния любимое лицо, ради которого стоит и жить и умереть...
     Трудные для Пушкина выдались годы после ссылки! Непрестанные думы о погибших друзьях-декабристах; о своей роли заступника и представителя их на воле, роли которую "невозможно было играть без "вечного эзопового языка", без постоянной дипломатии". Пушкин как бы метался, не находил себе места, стараясь быть как можно больше в дороге. Дорога ведь отвлекает, реальность и быт отступают, легче думается, легче мечтается. С первых же дней после возвращения в Москву Пушкин думает о перемене жизни своей, о семье, о доме. Ему отказывают С.Ф.Пушкина и А.А.Оленина, не получается и с очаровательной Ушаковой Е.И. Он увлекается то московской красавицей Римской-Корсаковой, то петербургской "львицей" Закревской... Под Новый 1829г. Александр Сергеевич встречает на московском балу шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову... Встречает девочку, давшую потом величайшую радость ему, что вовсе не противоречит тому, что она заключила в себе и великие огорчения для него.
      
                Продолжение:
иллюстрация: http://lib.podelise.ru/docs/27/index-3722-4.html - портрет В.Гау (1842г.)