Есенин как символ России

Владимир Невярович
 Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать
С. А. Есенин, «Мне осталась одна забава...» 


Одним из самых любимых и почитаемых поэтов в нынешней России является, без сомнения, Сергей Есенин.
Феномен этой всенародной неугасающей любви нуждается, на мой взгляд, в более пристальном изучении и исследовании.
Не все, конечно, могут конкретно ответить, почему и за что им так нравится Есенин, за что они так любят его и восхищаются его стихами; также как далеко не всегда любящий кого-то в состоянии объяснить причину своей любви. Так, последняя жена поэта, Софья Андреевна Толстая-Есенина, в одном из писем к матери написала: «Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один. Теперь я ему больше не нужна, и у меня ничего не остается. Если вы любите меня, ...то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива... Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его, родили во мне - это бесконечное счастье". Безумно были влюблены в Есенина и многие другие женщины, близкие и дальние, да и не только женщины, - и это несмотря на его скандалы и пьянки, непостоянство и непостижимые с точки зрения элементарного здравого смысла поступки. Любила Есенина и русская эмиграция. Песни  на его стихи пели А.Н. Вертинский, Алла Баянова и другие знаменитые исполнители, покинувшие Россию, или уже родившиеся за её пределами. Вообще же, песен на тексты стихов Сергея Есенина написано на сегодняшний день гораздо больше, чем, к примеру, на произведения Пушкина, Лермонтова и Некрасова вместе взятых…
      Отличавшаяся особой непримиримостью к советскому строю и тем, кто служил Совдепии верой и правдой, поэтесса Марианна Колосова (та, что грозила своему бывшему возлюбленному - наркому Валериану Куйбышеву пулей из браунинга –«Но я твой след подкараулю и обещаю, как врагу, что в черном браунинге пулю я для тебя приберегу») в стихотворении, посвященному Сергею Есенину(«Песня отмщения»), проявляет какую-то несвойственную для себя нежность, называя поэта не иначе как: «милый», «дорогой», «старший брат»:
Милый, старший мой брат Есенин,
Голос твой – раскалённая медь…
Причину трагедии поэта она видит в излишней доверчивости и обманутых мечтах поэта:
Красоту в октябре суровом
Ты напрасно, мечтатель искал.
Обманул тебя делом и словом
Подлый циник и зубоскал

Потускнело и «солнце-Ленин».
Это был просто красный фонарь…
Эх, Есенин, ты мой, Есенин,
Колокольни советской звонарь!

   Много прекрасных слов сказано Есениным о России, её природе, русской деревне, народной крестьянской вере. Воспел Есенин страстно и «красный Октябрь», и вождей революции, хотя лишь незадолго до этого периода восторженно и умиленно славил Царских Дочерей:
В багровом зареве закат шипуч и пенен
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И  кротость юную в их ласковых сердцах…
и посвятил, по некоторым сведениям, изначально сборник стихов « Голубень» Царице Александре Федоровне.
 
  Писал поэт проникновенные патриотические стихи военной поры («Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры»):

Побросали немцы шапки медные,
Испугались посвисту богатырского…
Правит Русь праздники победные,
Гудит земля от звона монастырского.
(Богатырский посвист. 1914)
     Позже он пытался отказаться от своих патриотических стихов, созданных в дни «империалистической войны», а о своём возвышенном поэтическом посвящении Царским Дочерям предпочёл вообще никогда больше не вспоминать. Но из песни, как говорится, слова не выбросишь...
     Публично отрекся Есенин на словах и от своей Христовой веры: « Я вовсе не религиозный человек…Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, божьим матерям и миколам, как к сказочному в поэзии»(1.01. 1924). Впрочем, публичный отказ от религиозности – это лишь цветочки. В некоторых своих революционных творениях Есенин доходит до прямого богохульства и кощунства, при этом называя себя пророком и проклиная Радонеж и «дыхание Китежа». «Тело, Христово Тело, выплёвываю изо рта» (Инония). Куда уже дальше!? И в то же время, позже, за два года до своей трагической смерти(1923 г), он напишет: « Положите меня в белой рубашке под иконами умирать»…
 
   Не все маститые современники Есенина увидели в нем великого поэта. Блок, по словам Бунина, говорил, что «У Есенина талант пошлости и кощунства». Сам Бунин в эмиграции возмущался тем, что Есенину простили все его выходки и падении, как и восхваление революция:
«За что русская эмиграция все ему простила? За то, видите ли, что он разудалая русская головушка, за то, что он то и дело притворно рыдал, оплакивая свою горькую судьбинушку…Простила и за то, что он – «самородок»…
   Зинаида Гиппиус так отзывалась о  стихах Есенина: « Удаль во всю, изобилие и кутежей, — и стихов, всюду теперь печатаемых, стихов неровных, то недурных — то скверных, и естественный, понятный, рост самоупоенья, — я, мол, знаменит, я скоро буду первым русским поэтом, — так «говорят»…Неприглядное положение Есенина — в этот и последующий период времени — имело, конечно, свою опасность, но, в сущности, было очень обыкновенно. И у другого, в девятнадцать лет, закружилась бы голова. У русского же человека она особенно легко кружится…»
Но той же Гиппиус ранее принадлежали и хвалебные слова о поэте: ««В стихах Есенина пленяет какая-то „сказанность“ слов, слитность звука и значения, которая дает ощущение простоты... Никаких лишних слов нет, а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие.... Есенин — настоящий современный поэт».
Муж Гиппиус, Д.С. Мережковский, в Есенине выделил особо лишь «хамство». Друг семьи Мережковских, Д.В. Философов, напротив,  высказывался о нём в начале весьма лестно, как о талантливом поэте из народа. Марине Цветаевой принадлежат слова: «Талантлив очень!». А Анне Ахматовой, судя по всему, Есенин не нравился: «И никогда-то его не любила, но всё-таки признавала. Понимала, что он из тех поэтов, которые в определенное время бывают необходимы обществу». И в другом месте: «Он местами совершенно неграмотен. Я не понимаю, почему так раздули его. В нем ничего нет – совсем небольшой поэт. Иногда ещё в нем есть задор, но какой пошлый». Однако ахматовскому перу  принадлежит стихотворение «Смерть поэта», посвященное Есенину и написанное в 1960 году, на закате жизни поэтессы, когда подводятся итоги бытия и осуществляется переосмысливание всего:
Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели,
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное…Земли
    Русский мыслитель Иван Ильин очень прохладно оценивает творчество Есенина: «И пока русские люди не научатся стыдиться таких клощунств –великой поэзии им не видать. Пока им нравится болтовня Есенина, кощунственно написавшего на стене Страстного монастыря слова: «бог, отелися!», до тех пор русская поэзия не сумеет оторваться от грязи и пошлости («Когда же возродится великая русская поэзия?»). В другой статье («Талант и творческое созерцание») философ всё же относит Есенина к  ряду «талантливых русских поэтов», но считает, что в будущее взять у таковых нам нечего. Очень ёмки и хрестоматийны стали слова о Есенине «великого пролетарского писателя» Максима Горького: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения, неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия...». Итак, разброс мнений очевиден. Многое объясняется политическими, идеологическими причинами, субъективным взглядом на личность Есенина. Тем не менее, вряд ли найдётся ныне русская поэтическая антология, в которой имя поэта Сергея Есенина бы отсутствовало.
   Чем же пленял, завораживал Есенин своих современников. Начнем с его публичных выступлений. Галина Бенеславская, ставшая близким другом и литературным секретарем поэта, вспоминала о своих первых впечатлениях о Есенине:
«1920 г. Осень. «Суд над имажинистами». Большой зал консерватории. Холодно и нетоплено. Зал молодой, оживленный… Суд начинается. Выступают от разных групп: неоклассики, акмеисты, символисты — им же имя легион. Подсудимые переговариваются, что-то жуют, смеются … Вдруг выходит тот самый мальчишка: короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув назад голову и стан, начинает читать.
Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.
Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, о котором он говорит, да нет, что ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. Где он, где его стихи и где его буйная удаль — разве можно отделить. Все это слилось в безудержную стремительность, и захватывают, пожалуй, не так стихи, как эта стихийность.
Думается, это порыв ветра такой с дождем, когда капли не падают на землю и они не могут и даже не успевают упасть.

Или это упавшие желтые осенние листья, которые нетерпеливой рукой треплет ветер, и они не могут остановиться и кружатся в водовороте.
Или это пламенем костра играет ветер и треплет и рвет его в лохмотья, и беспощадно треплет самые лохмотья.
Или это рожь перед бурей, когда под вихрем она уже не пригибается к земле, а вот-вот, кажется, сорвется с корня и понесется неведомо куда.
Нет. Это Есенин читает «Плюйся, ветер, охапками листьев...». Но это не ураган, безобразно сокрушающий деревья, дома и все, что попадается на пути. Нет. Это именно озорной, непокорный ветер, это стихия не ужасающая, а захватывающая. И в том, кто слушает, невольно просыпается та же стихия, и невольно хочется за ним повторять с той же удалью: «Я такой же, как ты, хулиган».
Потом он читал «Трубит, трубит погибельный рог!..».
Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте еще что-нибудь». И через несколько минут, подойдя, уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребячески прочитал еще раз «Плюйся, ветер...».
Опомнившись, я увидела, что я тоже у самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю и не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня».
Похожие впечатления от чтения Есенина находим у многих его современников…
В близком общении с ним - подкупали застенчивость, кротость, доброта, любовь к природе и животным. «…говорю, положа руку на сердце, что не встречала я в жизни такой мягкости, кротости и доброты», - признавалась в письме матери от 13 августа 1925 г. Софья Толстая-Есенина. А спустя семь лет после смерти любимого мужа, 14 ноября 1932 г года, она написала в дневнике такие пронзительные строки: «Видела во сне Сергея, живого, что он воскрес. Во сне он такой же со мной, какой бывал в жизни, когда трезвый, удивительный, ласковый, тихий, ясный. И я во сне любила его так же, как тогда, так же бесконечно, безумно и преданно…. Нынче весь день ношу в себе сияние от него от своей любви к нему…   Господи, Сереженька мой, как я могу жить без него, и думать, что я живу, когда это только гнилая, затрепанная оболочка моя живет, а я ведь с ним погибла».   Сергей  Есенин был интересным собеседником, прекрасно пел частушки и плясал, был очень требователен к себе в профессиональном плане, обладал феноменальной памятью...
   Изучая биографии поэта и близких ему лиц, поражаешься обилию трагического, несчастного, а порою и таинственного. Словно печать какого-то беспощадного злого рока постоянно тяготела над ним самим, его друзьями и родными. Возможно, виновато во всем то страшное роковое время, сама эпоха. Возможно, тем не менее, какая ужасная череда смертей и убийств.
Почти через год после смерти поэта на его могиле 3 декабря 1926 года кончает жизнь самоубийством его ближайший друг и единомышленник Галина Бениславская(1897-1926). У застрелившейся находят предсмертную записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина…Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня самое дорогое».
В 1930 году репрессировали и расстреляли отца другой музы поэта – Августы Маклошевской. В ночь с 14 на 15 июля 1939 года зверскую расправу над беззащитной Зинаидой Райх, бывшей жены и матери двух детей Сергея Есенина, совершили неизвестные. Их целью было исключительно убийство, а не грабеж или разбой. Преступление так и осталось нераскрытым.
В 1937 году был арестован по ложному доносу (в подготовке покушения на товарища Сталина) и  13 августа расстрелян сын Сергея Есенина Юрий (от гражданского брака с Анной Изрядновой).
Ещё одна бывшая жена поэта, знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, как-то почти синхронно с бывшим мужем, погибла в результате удушения своим алым длинным шарфом, который случайно попал и запутался в колесе её прогулочного авто. Произошла эта трагедия 14 сентября 1927 года в Ницце. Целый ряд близких друзей Есенина был репрессирован и уничтожен новой властью (Алексей Ганин,  Иван Касаткин, Александр Воронский, Николай Клюев,  Петр Орешин, Василий Наседкин, Иван Приблудный, Сергей Клычков и некоторые другие). Была также репрессирована в 1938 году и на пять лет выслана из Москвы и родная сестра поэта Екатерина, а также жена Василия Наседкина.
Самого Есенина около 30-ти лет не печатали в Советском Союзе. О нем было запрещено вспоминать и ссылаться. За обнаружение его стихов полагалось весьма строгое наказание. К примеру, исключение из рядов коммунистической партии или комсомола. И, тем не менее, любовь народная пересилила все запреты и искусственное забвение. И всё-таки, что же стоит за этой всенародностью и любимостью? Чем так притягателен Есенин?
Вероятнее всего, отражением многих черт самой России, её души и внутренней сути. Здесь и необъятная ширь, и удаль, и песенный размах, и журавлиная грусть, и звенящая пасхальная радость. 
В стихах Есенина христианство перекликается с живописным, почти сказочным язычеством, обогащенным яркими картинами природы. Душе русского человека, наверное, всегда будут близки есенинские белые березки, заледенелые опавшие клёны, золотые рощи , пожары красных рябин, весенние гулкие рассветы, с белым дымом яблонь… Стихи у поэта насыщены почти осязаемыми красками, сотканными из проникновенных слов и созвучий: «Плачет метель, как цыганская скрипка…», «руки милой пара лебедей…», «желтые поводья месяц уронил…», «выткался над озером алый свет зари…». Множество изумительных перлов, гармоничных светлых созвучий и переливов, переборов и перезвонов, радостных и грустных, громких и тихих.  Но сам Есенин – само воплощение кричащих и раздирающих душу противоречий, «но коль черти в душе гнездились - значит, ангелы жили в ней»…  Трепетная детская чистая вера во Христа и Его святых сменилась у поэта Их полным отрицанием и уступила место политическим грубым трубным  звукам, так не свойственным  душе поэта.
Периоды взлетов сменялись тяжкими грехопадениями, после которых наступали времена самобичевания и самоуничижения. Он называет себя прохвостом, шпаной, хулиганом, негодяем… Это почти сродни истового покаяния первых христиан, - беспощадного и публичного, без намека на самооправдание и сокрытия своих прегрешений.  Да, отпадение от Христа поэта от Бога было, иначе не мучилась бы так его душа, не страдала бы от непереносимой тоски и безнадежья.
 Не так ли и Россия, после беснования 1917 года вдруг превратилась из Христовой Невесты в богоборческую, разделилась сама в себе в  непримиримых противоречиях, устремилась, подобно гадаринскому  стаду свиней  в пропасть и пала в самые глубины бездны неверия и лжи...
Испокон веков уж так водилось,
Что Россия-матушка бесилась,
А отбесится родимая – и к Боженьке
Понесут ее израненные ноженьки,
С причитаньями, мольбами да со стонами,
С покаянными слезами да с поклонами.
      Такой виделась Россия в известный период истории другому русскому поэту, современнику Есенина и его тезке Сергею Бехтееву, кстати, не отступившему ни на йоту от светлых идеалов Святой Руси до конца своих дней... О массовом бесновании России написал целый цикл стихов Максимилиан Волошин, о том же говорили русские святые: «Бесы вселились в души людей, и народ России стал одержимым, буквально бесноватым…»(свт. Феофан Полтавский)…

     Так же как и Есенин, Россия периодически впадала в беспамятство, умопомешательство  и словно искала своей гибели (По словам матери Есенина, которые цитирует в своем дневнике от 30 декабря 1932 г. С.А.Толстая-Есенина, поэт в последние годы жизни стремился умереть, всюду искал своей смерти: «В Баку в море бросался топиться, как плакал, какое лицо, глаза у него были странные. Когда он осенью в деревню приезжал… сразу заметила, что он ненормальный. Что у него лоб и виски болели страшно. Какие припадки бешенства у него были… Как говорил: "Я ищу своей гибели" ) .
Таких совпадающих аномалий души поэта Есенина с душой огромной страны - России можно отыскать немало, если продолжить поиск аналогий среди грехопадений.  Но не всё было столь мрачно и безнадежно, ошибочно и безрассудно…
 «Страна бесов и оргий диких, страна святых, страна Небес», - замечательно ёмко и точно выразился о России Сергей Бехтеев.

(1924 г. Сербия)
И к этой же антитезе прекрасного и безобразного, истинного и ложного, божественного и демонического применимы и слова признания самого Сергея Есенина:
«Розу красную с черной жабою, я хотел на земле повенчать». 
3.02.2014 г. Воронеж