Бриллиант, упавший в пыль,
так и останется бриллиантом,
а пыль, что вознеслась до небес,
так и будет всего лишь пылью.
Китайская мудрость
Сейчас выходит много книг биографического характера о великих и популярных писателях; кроме того, в журналах и газетах печатаются занимательные статьи о малоизвестных подробностях их личной жизни и особенностях характера, причём с интересными, редкими фотографиями. Можно узнать кое-что новое, а вот всегда ли это новое знание нужно и полезно?
Судя по количеству публикаций, спрос на такую литературу есть. Издатели не станут расходовать бумагу на то, что люди не будут покупать и читать. «Значит, это кому-нибудь нужно?» Для науки, для любознательных и любопытных читателей, для истории литературы, наконец.
Многочисленные литературоведы, критики, друзья, враги, бывшие законные и гражданские супруги, шапочные знакомые и «чёрные искатели» выявляют слабые стороны и недостатки практически у всех выдающихся писателей – как в творчестве, так и в моральном облике. Пикантные подробности их личной жизни выносятся на всеобщее обозрение и обсуждение на многочисленных сайтах. Но кто именно обсуждает в интернете писателей или других знаменитостей? Судя по грамотности, эти люди давно не читают книг.
Если бы прославленные авторы в начале творческого пути имели возможность посоветоваться с такими «умниками и умницами», то вряд ли они решились бы соблазнять женщин, куролесить в нетрезвом виде и писать идейно незрелые произведения, а может и вообще перестали бы заниматься литературным трудом и тем более – самонадеянно заявлять:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный...
Допустим, воздвигнуть-то он воздвиг, но из пьедестала время от времени то один, то другой доброхот старательно выбивают по камешку в надежде, что памятник покачнётся, а то и вообще загремит. Но стоит же покосившаяся Пизанская башня вот уже восемь веков!
По поводу всяких разговоров вокруг да около творческих личностей выдающийся белорусский композитор Евгений Глебов говорил: «А вы мне нотки покажите!»
То есть прежде всего надо смотреть, ЧТО человек написал, и именно с этой точки зрения оценивать его – как автора, разумеется. Он же НЕ СЕБЯ предлагает читателю, а СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ о вымышленных или реальных героях – вот и оценивайте его произведения.
Так проверяют зашифрованные экзаменационные работы, не зная фамилий, непредвзято (в идеале).
Конечно, подробности личной жизни авторов могут пролить свет на их творчество, но могут выплеснуть и нечто совершенно нежелательное. А вот нужно ли это читателю? Иногда бывает обидно, если о замечательном писателе узнаёшь что-то очень неприятное, особенно если это подлинные, неопровержимые факты.
Любимому автору, конечно, прощается всё – на то он и любимый, – а кого-то другого, не самого любимого, читать уже не хочется, или читаешь без прежнего доверия к его словам. Очень жаль, но бывает и так...
Наверное, в таких случаях надо стараться отделять результаты творчества от личности творца, поскольку иногда человек как личность бывает слабее своего таланта. В конце концов, писатель не Бог, и обстоятельства могут складываться таким образом, что он совершает ошибки и даже преступает моральные нормы.
Многие великие люди имеют в «послужном списке» не только малые грехи, но и пороки, и даже преступления – против государственных и человеческих законов. Увы, но это так! И на солнце бывают пятна.
Если мы станем отбирать для чтения только тех авторов, кто, начиная с детства, жил праведно, не нарушал никаких правил и, что самое главное, не кривил душой перед чистым листом бумаги, нам вообще ничего не останется, кроме Библии.
А может, это и к лучшему: в таком случае великую книгу наконец прочтут все, у кого она стоит в шкафу на самом почётном месте.