Не сотвори себе кумира...

Тамара Залесская
                * * *

Не сотвори себе кумира:
Он будет жить в твоей душе,
Но, как бы имя ни светилось,
Второго солнца не зажечь.

Превыше Бога не бывает,
И ты несёшь его в себе,
Себе порой не доверяя,
И растворяешься в толпе.

Как все, кумиров почитая,
Возводишь их на пьедестал.
Но ты однажды понимаешь,
Что Божью заповедь попрал.

Приходит истина святая,
Чтоб ты её не забывал.


ПОДРОБНОСТИ  О  ЖИЗНИ  ПИСАТЕЛЕЙ  или  СВЕТ  И  ТЕНЬ


     Сейчас выходит много биографических книг о великих и просто известных писателях; кроме того, в журналах и газетах печатаются занимательные статьи о малоизвестных подробностях их личной жизни и особенностях характера, причём с интересными, редкими фотографиями. Можно узнать кое-что новое, а вот всегда ли это знание нам нужно и полезно?

     Судя по количеству публикаций, вроде бы нужно. Издатели не станут расходовать бумагу на то, что люди не будут покупать, а, следовательно, и читать. «Значит, это кому-нибудь нужно?» Для науки, для любознательных читателей, для истории литературы, в конце концов.

     Многочисленные литературоведы, критики, друзья, враги, бывшие законные и гражданские супруги, шапочные знакомые и «чёрные искатели» выявили слабые стороны и недостатки практически у всех выдающихся писателей – как в творчестве, так и в моральном облике.

     Если бы прославленные авторы в начале творческого пути имели возможность посоветоваться с такими «умниками и умницами», то, разумеется, не стали бы куролесить и писать что попало, а может и вообще перестали бы заниматься литературным трудом и тем более самонадеянно заявлять:

           Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

     Допустим, воздвигнуть-то он воздвиг, но из пьедестала время от времени то один, то другой доброхот старательно выбивают по камешку в надежде, что памятник покачнётся, а то и вообще загремит. Но стоит же покосившаяся Пизанская башня вот уже сколько веков! (Кстати, не мешало бы уточнить, сколько именно.)

     По поводу всяких разговоров вокруг да около творческих личностей выдающийся белорусский композитор Евгений Глебов говорил: «А вы мне нотки покажите!»

     То есть прежде всего надо смотреть, что человек написал, и именно с этой точки зрения оценивать его – как автора, разумеется. Он же, как правило, НЕ СЕБЯ предлагает читателю, а СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ о вымышленных или реальных героях – вот и оценивайте его произведения.

     Так проверяют зашифрованные экзаменационные работы, не зная фамилий, непредвзято (в идеале).

     Конечно, подробности личной жизни авторов могут пролить свет на их творчество, но могут пролить и нечто совсем нежелательное. А вот нужно ли это читателю? Иногда бывает обидно, если о замечательном писателе узнаёшь что-то очень неприятное, особенно если это подлинные, неопровержимые факты.

     Любимому автору, конечно, прощается всё – на то он и любимый, – а кого-то другого, не самого любимого, читать уже не хочется, или читаешь без прежнего доверия к его словам. Очень жаль, но бывает и так...

     Наверное, в таких случаях надо стараться отделять результаты творчества от личности творца, поскольку иногда человек как личность бывает слабее своего таланта. В конце концов, писатель не бог, и обстоятельства могут складываться таким образом, что он совершает ошибки и даже преступает моральные нормы.

     Многие великие люди имеют в «послужном списке» не только малые грехи, но и пороки, и даже преступления – против государственных и человеческих законов. Увы, но это так! И на солнце бывают пятна.

     Если мы станем отбирать для чтения только тех авторов, кто, начиная с детства, жил праведно, не нарушал никаких правил и, что самое главное, не кривил душой перед чистым листом бумаги, нам вообще ничего не останется, кроме Библии.

     А может, это и к лучшему: в таком случае великую книгу прочтут до конца все, у кого она стоит в шкафу на самом почётном месте.

____________________________________________

Икона "Спас Нерукотворный"