Пыльные сны. Тёмные воды

Ростислав Мухин
 Ночь бескрайне раскинуло свои сети над миром, маня души бриллиантовой россыпью звёзд. Тихая ворожба её усыпляла бдительность и отравляла лёгкостью грёз. Касаясь лица, ветер ласково отбрасывал с лица чёлку. Сама собой под ноги текла дорога и, словно заигрывая, приглядывала луна из редких облаков. Призрачно вальсирующая жизнь скользила мимо и самым нереальным во всём этом казался я сам.

 Сегодня стоило побыть в тишине и одиночестве, потому и спешил уйти с просёлка на тропинку, ведущую к реке: там под старой ивой я мог быть один, там можно было остаться наедине с ночью и не слышать следы присутствия в мире людей. Сам о том не задумываясь, я стал повторять про себя прочитанное когда-то. Латынь, если бы не прилагавшийся перевод, то и не знал бы смысла прочитанного, звучала открыто и уместно в тёмной феерии происходящего.

 Пройдя по полям между лесополосой с одной стороны и стеной подсолнечника с другой, свернул в заросли камыша. Пожалуй, не знай, что здесь может быть тропинка, так и прошёл бы, не замечая. Оставалось совсем немного: уже видна была ива с обломанной вершиной. В темноте очертаниями она напоминала контрфорс, укрепивший стену камышовых зарослей. Она была моей целью не просто так: расположенная близко к воде, она своими старыми корнями удерживала от размыва холмик, сухой большую часть лета, если только не поднималась вода от сильных дождей, но их не было около недели.

 Устроив себе подушку из куртки, я присел и поначалу даже не верил, что добрался до цели. Кто бы поверил, что можно просто сорваться с места, пройти десяток километров только для того, чтобы посидеть у реки, русло которой проходило в двуста метрах от дома. Ирония и глупость, но я должен был быть сегодня здесь. Не просто сегодня: казалось, даже время было назначено вплоть до секунды. Мысли сбивчиво закопошились и притихли, когда взгляд скользнул по тёмной воде. Стало легко и спокойно.

 Отработанные за долгое время и доведённые до автоматизма движения не отвлекали и даже не ощущались: руки, послушные единственной мысли, потянулись за зажигалкой и сигаретами. Нагрудный карман, маленький кармашек на боку джинсов. Затяжка. Закрыв глаза, я сидел и курил, оперевшись спиной о ствол. Было что-то в сочетании табачного дыма и запаха водорослей, что тихо укачивало. Слегка приоткрыв глаза, я смотрел вперёд, сквозь воду и камыш другого берега. Или мне это просто казалось и разум, повинуясь ленивым и тягучим мыслям, открывал прошлое бликами на воде, тенями, шорохами. Над головой захлопали крылья ночной птицы, ветер порывисто ударил прохладной волной.

 Тени прошлого оживали на воде, призрачно, едва заметно сменяя друг друга, смешиваясь в нелепый спектакль Былого. Прозрачная лёгкость и тишина, нарушаемая только лёгкими шорохами, навевали сон. Как давно уже я забыл о такой ленности мыслей и сердца.

 - И стоило ли всё, сделанное тобой, того, что ты стал... таким...- шелестящим шёпотом раздалось справа.- Посмотри, разве об этом ты думал, этого хотел.

 Говорить не хотелось, я покачал головой.

 - Ты даже не можешь ответить. Где же тот бунтарь, где сердце, готовое крушить всё? Ты отдал его. Зачем, разве не пригодились бы они тебе сейчас, когда уже всё закончено?- Яростный шёпот, казалось, обжигал щёку.

 Пожав плечами, я отправил погасший окурок в воду.

 - Да, зачем сожалеть о том, чего не вернуть. Здесь истина, которой я учил, всё верно. Но ответь, зачем, разве ты не понимал чем рискуешь?

 Под напором этого голоса, напористого и жестокого, как раскалённое лезвие, призраки прошлого стали явственнее. Казалось, что некоторые узнают меня и тянутся ко мне своими руками. Руками, которые не дотягиваясь, рассыпались с шипящим стоном. Стало тоскливо и мерзко: всё прошлое теперь напоминало мышиный писк в пустом амбаре.

 - Это Стикс... - голос был чужим из-за комка в горле,- это Стикс.

 - Нет, это только лишь вода!- На периферии видимого метнулась серая тень,- Посмотри внимательнее- это морок, весь твой Стикс- это ты: больше никто в мире не хранит того, что хранишь ты в себе, что ты пробуждаешь всей своей жизнью в темноте ночей.

 - Даже ты...

 - Да, тебе хотелось бы в это верить, не так ли? Верь, твоё право,- насмешливый шелест голоса с издёвкой пробудил ещё одну картину на черной глади воды.- Мне от этого ни холодно, ни жарко. Посмотри на них, жалкие создания, которых ты не можешь отпустить, вынуждены снова и снова видеть жизнь, чтобы потом опять уйти. Отпусти их.

 - Ты сам не понимаешь чего ты просишь.- Мне на миг показалось, что прямо передо мной яростью зажглись серебристые глаза, но только лишь на миг. Порыв ветра ударил по воде и бросил мне в лицо запах прелых водорослей и несколько капель воды.

 - Не смеши меня. Если ты видел что-то, это не значит, что ты видел всё.- Склонившись, серый силуэт протянул руки и коснулся ладонями воды.- Посмотри на них, сколько боли ты готов ещё причинять им?

 - Я не причиняю им боль...

 - Ты сам веришь в сказанное?

 - ДА!

 - Нет... мне можешь не лгать. Отпусти их, ведь пока больно им, и тебе будет доставаться их боли.

 - Нет. Уйди, я больше не хочу тебя видеть. Уходи...

 - Как знаешь, но запомни, что я сказал тебе.

 Призрак так же неощутимо пропал, как и появился. Тоскливо и протяжно закричала ночная птица над головой, послышалось удаляющееся хлопанье крыльев. Тени на воде хаотично кружили и смешивались, будто исполняя какую-то языческую пляску. Пришла пора уходить, оставляя за спиной тёмные воды и унося в себе Стикс.