Монета на дороге

Леонид Гришин
Я гулял с внуком по пустынной аллее парка. Ему уже 12 лет, мы шли с ним и разговаривали.
   - Смотри, дед, - вдруг останавливается он, - пять рублей на дорожке валяются.
   Я вгляделся и действительно – на дороге лежала новая пятирублёвая монета.
   - Её можно брать или нельзя? – спросил внук.
   - Ты задал очень интересный вопрос, я тебе так сразу ответить не могу. Само по себе достоинство этой монеты небольшое. Если кто-то её потерял, то вряд ли станет за ней возвращаться… Но я не об этом. Знаешь, на островном Китае есть такое поверье, что когда человек умирает, то грехи его переносят на монету небольшого достоинства. Её заговаривают и бросают на дорогу. И если проходящий мимо человек поднимет эту монету, то с ним случится множество несчастий. От маленькой монеты, поднятой в Китае, могут быть большие неприятности.
   - Дед, а ты крупные деньги находил как-нибудь?
   - Кто-то теряет, а кто-то находит. Находил однажды и я. Это было довольно давно, когда я сам ещё было немногим старше тебя и жил в небольшом провинциальном городке.  Помню, у нас была мода кататься на велосипедах – куда бы мы не направлялись, мы не шли, а ехали. Причём мы даже не ехали, а самым настоящим образом гоняли. Казалось даже, что мы пешком реже ходим, чем на велосипеде катаемся…

   … Однажды я ехал с приятелем по дорожке. Она была узкая, поэтому мы ехали друг за другом, он впереди, а я сзади. В какой-то момент мне вдруг показалось, будто мой велосипед переехал денежную купюру. Я не стал останавливаться сразу и ещё какое-то время ехал вперёд. Я думал, мало ли что могло попасть мне под колесо? Может, бумага из-под папирос или ещё что-нибудь. Но потом любопытство взяло своё – я развернулся и доехал обратно к тому месту. На том месте я и правда нашёл купюру, да ещё и не какую-нибудь, а 25-ти рублёвую – большую, по тем временам, сумму. Я наклонился и поднял её. До денежной реформы 1961 года 25 рублей были синеватого оттенка и довольно крупного размера. Я обратил внимание, что, наехав велосипедом, я немного придавил её в двух местах. Однако это всё равно была нормальная купюра, я огляделся и, не увидев на неё других «претендентов», спрятал её в карман.
   Я стал снова разворачивать велосипед, хотел было ехать, но вдруг заметил вдалеке мужчину. Если бы я только что не нашёл 25 рублей, я бы, конечно, не стал обращать на него внимание, а сел бы и поехал. Но теперь же я дождался его.
   Он уже почти поравнялся со мной. Теперь я смог рассмотреть, что это был довольно пожилой мужчина, который явно что-то искал, смотря себе под ноги. На меня он не обратил практически никакого внимания – даже головы не поднял. 
   - Дядя, вы что-то потеряли? – решился спросить я.
   - Да, молодой человек,- ответил он, остановившись и рассмотрев меня. - Я в магазин пошёл, знаете ли, а деньги положил в карман. Где-то на этой дорожке я доставал носовой платок, и они у меня, наверное, выпали. Потому что когда я зашёл в магазин, то в кармане их не нашёл.
   - А вы случайно не 25 рублей потеряли?
   - Да, именно 25 рублей одной купюрой, - удивился он и посмотрел на меня, ожидая, что я скажу дальше.
   - Случайно не эти? – показал я, достав из кармана.
   - Похожи, - согласился мужчина.
   - Только извините, я на неё наехал велосипедом, на ней оказались продавленные две дырочки от камушка, - я протянул ему купюру. – Это, наверное, ваше.
   - Да, примерно здесь я и доставал платок, - мужчина улыбнулся и о чём-то задумался. Я же стал садиться на велосипед. – Подождите, молодой человек, как вас зовут?
   Велосипедист, - ответил я и  уехал.
   Я отъехал от него уже порядочно, прежде чем первый раз обернулся. Мужчина стоял, держал купюру в руке и внимательно смотрел мне в спину. А мне было как-то хорошо, приятно, что я помог человеку найти деньги.

   … - Так вот, возвращаясь к твоему вопросу, ты спросил, можно ли тебе взять эти деньги. Смотри, если бы я не поднял те 25 рублей тогда, то мужчина, скорее всего, нашёл бы их сам – дорожка была пустая, вокруг людей не было. А если бы я не заметил, что он идёт? Если бы поспешил или вообще уехал бы на минуту раньше и вообще не знал бы, что кто-то вернулся к тому месту? Сумма была действительно не маленькая. Знаешь, я отвечу тебе так, что каждый сам решает для себя, поднимать ли ему чужие деньги или нет.