хочу курить...

Валихан Темирханов
                Хочу курить…
                разные
Этот история началось, когда ушла из города зима. Сугробы во дворе растаяли, отставив после себя лишь мокрую тень. Игровая площадка от шума и детской суматохи трещала по швам. Мальчик вышел из подъезда, встал как всегда у скамейки и теребя кепку стал наблюдать за людьми во дворе. Никто не заметил его прихода, каждый был занят своими делами. Взрослые и дети не обращали на него внимания, все здесь жили как-то обособленно. Затем подумав, направился к качелям.                "Привет, а давай познакомимся..."- послышалось ему, он обернулся и увидел девочку лет пятнадцати. Она шла ему навстречу и весело улыбалась, ее волосы струились по воздуху черными волнами. От неожиданности он зажмурился, но в кромешной тьме его сознания все-таки отпечатался ее образ, легкий и летящий.  Он разглядывал этот отпечаток как фотокарточку, отстраненно любуясь совершенству застывшего портрета.                "Ну-у...чего ты испугался дурень, а ну быстро открой глаза"  - звонко сказала она.                Мальчик покорно открыл глаза и сразу опустил голову, уставившись на землю.                "Как тебя зовут? Меня - Лея. Я давно наблюдаю за тобой" - а тем временем девочка уже залезла на качели.                "Меня зовут Санжар, я живу во втором подъезде, на третьем этаже, тридцать шестая квартира" - пробормотал он.                "Вижу ты всегда один, не скучно? У тебя есть братик или сестренка?"- мелодично и ласково спросила она. От Леи исходило спокойствие и безопасность, осмелев он, подошел поближе  и стал раскачивать девочку.                "Нет мне не скучно, мне нравится наблюдать за детьми. Братика и сестренки у меня нет и папы тоже. Зато у меня есть мама. Она у меня добрая"- сказал Санжар, посмотрев девушке прямо в глаза. От этого взгляда она вдруг растерялась, но не подав виду  продолжала качаться. Поднялся ветер, он  начал играть с ее волосами. Густые локоны плыли, тяжело взлетая, переваливались, ниспадали на ее плечах. Санжар любовался этим танцем, и тихонько улыбался.                "Чего улыбаешься Санж, смешинку съел?" - игриво спросила Девочка. От этих слов ему вдруг стало очень смешно и щекотно. Отчего он, не сдерживаясь, засмеялся, схватившись за живот. Видимо ей это не понравилось, она нахмурилась и спорхнула с качелей.                "Смех без причины, признак дурачины " - недовольно сказала Лея, усаживаясь на скамейку. Санжару  сразу захотелось сказать ей что-нибудь приятное, и он сказал первое, что пришло ему в голову.                " Ты очень красивая. У тебя наверно много друзей, а значит ты еще и счастливая"                Его слова понравились девочке, она снова заулыбалась и стала нахально, в упор, разглядывать его. Он смутился, горячая и душная волна волнения накрыло его, да так что он начал пятиться от девочки.                «Мне надо срочно домой, скоро мама придет. Я пойду. До свидания» - пробурчал Санжар и ринулся со всех ног. В подъезде он остановился отдышаться, затем поднялся на этаж  выше и осторожно, через подъездное окно, посмотрел на улицу. Девочка все так же сидела на скамье, потом осторожно оглянувшись вокруг, вытащила тонкую сигаретку.                Не всем дано, так красиво курить – Не спеша, задумчиво затянуться, выдержать паузу и так же искусно выдохнуть дым. Не всем дано. Санжар заворожено ловил каждое ее движение, что  на миг ему показалось,  он тоже курит вместе с ней. В голове вертелись всякие слова и фразы. «Весной, красивая девушка Лея, с красивыми волосами, красиво курит» - прошептал Мальчик. Неожиданно громко хлопнула дверь, он отпрянул от окна и немного подумав, пошел домой. Как прошел остаток дня Санжар не заметил. Мама пришла поздно, немного пощебетав о чем-то своем, она пошла спать. Ему не спалось, все вертелись картинки прошедшего дня, он закрыл глаза и старался разглядеть в подробностях свою новую собеседницу. Засыпал уже с твердым желанием научиться курить.
                звонок 1
- Привет! Ха-ха, наверно не ожидал моего звонка -                - Привет. Нет, не ожидал. Думал, обиделась после того разговора, ну ты тоже меня пойми. Учеба, дела разные, да и ночная работа. Вчера был возле твоего дома, тебя не было видно -                - Так я готовилась к факультативу, весь день в библиотеке провела. Как ты, надеюсь, не оторвала от дел?-                - Нет, все нормально. Дел то особых не было, читаю конспект. Ты как?-                - Никак, я беременна. Да, да. Ты не ослышался -                - Как? Ты с ума сошла, родители знают? А как  мединститут, ты задумалась об этом? -                - Нет, не знают. Слушай, а может избавиться? -                - Постой, так нельзя. Оставляй, конечно, будем жить теперь вместе, а пока институт оставишь на время. Я перейду на вечернее обучение, работать буду-                - Смотри, ты сам так решил, я не навязывалась. Могу избавиться, мне тут одну повитуху посоветовали. Как сказал, но  что бы потом мне не ныл. А мединститут действительно придется бросить, хотя жалко, все-таки два года отучилась -                - Рожай. Будем вместе растить. Если мальчик, ты имя дашь. Если девочка, я назову.  Интересно, я буду теперь отцом -                - Вот болван, не о том думаешь. Ты сначала с родителями поговори. Надеюсь, они помогут. Неужели, уже имя придумал -                - Конечно, придумал. Лея!-                  
                я виновата
«Бестолковая! Опять двойки, сколько можно говорить - учись. Ты же, дура, завтра будешь на базаре барахлом торговать, неужели твои удел носки и трусы? » - не унималась мать за стеной.                «Вот достала! Да хоть и трусами, ну и что с того. Это уж получше, чем каждый день вонючие утки менять под больными, в хреновой больнице» - заорала Лея в ответ и стукнула ногой по стене.                «Вот засада. День не задался, с утра прям, не задался…Мля..Достали все!» - прошептала она со злостью.  А мать, услышав очередной  выпад  дочери, ворвалась в комнату и размахивая руками начала  кричать - «Как тебе не стыдно, ну как тебе не стыдно. Я специально на все ночные смены выхожу, чтоб только ты выглядела, как полагается. А где твой отец? Где он? Он наверно с новой мамкой где-то живет, к которой всю молодость бегал. А ты знаешь, что у тебя могут быть братья и сестренки, знаешь об этом. Я как дура – Лея, хочешь это, бери…А может это, тоже бери…Все для тебя. А ты теперь  меня упрекаешь, да если бы не твой отец, я б давно медицинский институт закончила. Эх ты бессовестная» Мать рухнула на кровать и уткнувшись в подушку, стала неестественно трясти головой в немом рыдании.                «Ну что ты все время ерунду говоришь. Какие братья, какие сестра? Да и в чем я виновата, сама такого мужа выбрала. Меня-то в помине не было. Кстати  ты  же его и выставила,  ну можно же было потерпеть немного. Ну гулял, что с этого, ведь все равно домой приходил. Ну нет, мы же гордые!»                Мать замерла, и побелела как стена. Лея осторожно наблюдала, ожидая нового всплеска бурных эмоций. Но мать молчала, только изредка шмыгала носом.                «Лея ты хочешь свободы, так получай ее. Только потом меня ни в чем не вини, поняла . Мы оказывается совсем чужие» - сказала и вышла из комнаты.                «Ох, не задался сегодня день, ох не задался. Срочно надо покурить»- подумала девочка.
                не слабо
У каждого поколения  есть свои места. Поколение 40 ых стояло на красной площади, слушая Левитана, плакало от радости. После, 50-60 ые встречались у памятника Маяковского, 70 ые грезили у костра о БАМе. В подвалах 80 ые  мечтали о свободе, а 90 ые  сидели в накуренных и душных ресторанах.  Нынешнее поколение выбрало небо, облюбовав тем самым, крыши домов. Достойный выбор - воздух, высота и почти полная свобода.                Лея уселась у самого края крыши, вынула сигарету, подкурила и стала наблюдать за двором. День был солнечный и почти дышал летом. А вот двор был всегда в тени, он был окружен вокруг домами, да так что солнечные лучи редко  добирались до него, только под вечер. Люди внизу суетились и бегали, дети играли, а мамаши вешали белье. Скрипнула чердачная дверца, Лея обернулась.                «Надо же, какие люди здесь. Привет Дрищ , как дела?» - сказала Лея долговязому парню.                «Э, хорош меня Дрищем называть. Кстати мать, пора уже менять место дислокации, уже весь двор знает, что мы здесь ошиваемся. Кстати вчера дворник жаловался моим, спалил короче нас. Что потом было, тебе лучше не знать» -  пробурчал  долговязый и уселся рядом.                Это был ее одноклассник Арсений, длинный, рыжий и худощавый. Хороший парень, только вот слишком худощав и рыжеват. Они молча курили, наблюдая  людей  во дворе.                «Слышь, Лея, вчера такую телочку заприметил. А вот подвалить не решился. Пожалуйста, научи меня общаться с противоположным полом, а то что-то я парюсь» - криво улыбаясь, сказал парень.                Настроения не было, захотела нагрубить ему.                «Удивляюсь я тебе Сеня, ну нахрена тебе телочки, тебе размножаться категорически нельзя. Ты же тупиковая ветвь человечества» - зло бросила она ему и глубоко затянулась сигаретой.                «Кончай Лей бузить, тебе наверно обратно родители мозг вынесли. Ну что ты с ними споришь. Наши родители действительно очень больные люди, просто этого не понимают. Я, например, слушаю своих, поддакиваю им, а когда наорутся и успокоятся, прошу прощения. Все так делают, ты тоже так же поступай. Дело говорю, мать»   Ворковали голуби и ветер тоже что-то  ворковал, и в сущности,  был очень хороший день. Девочка смотрела вдаль и думала о матери, о ее несчастливой жизни и неблагодарной дочери.  «Лея серьезно помоги мне, с тобой просто, а вот к ней не решаюсь подойти»                «Арсений, все проще чем  кажется. Найди силы, что бы только решиться и заговорить. Потом легче будет. Так что просто подойди и познакомься» - Лея выдохнула дым и бросила сигарету.                «Если все так просто, не слабо подойти к первому, попавшему во дворе. На что бьемся?» - спросил долговязый.                «Не слабо Сеня, пошли во двор. На желание бьемся»   
                звонок 2
- Привет.-                - Здравствуй милый. Что с твоим голосом, у тебя что-то  случилось?-                - Я сегодня не приду, скорее всего, мы больше никогда не увидимся. Такая видно наша судьба, не быть вместе. Знаю что виноват перед тобою -                - А что случилось? Я тебе сегодня что-то очень важное хотела сказать. Приди, пожалуйста, а потом решишь, что делать нам дальше -                - Нет, не приду. Боюсь, что потом не смогу уйти. Ты хорошая, и возможно лучше  уже никогда не встречу. Но я должен, обязан другому человеку. Прости, если сможешь. Прощай-                - Не бросай трубку!-                -………..-               
                мамы
 После этой встречи Санжара все время тянуло во двор, с самого утра он ждал Лею у окна. А завидев ее сразу же бежал к балкону, хватая на ходу маленькое зеркальце. Она уже знала его балкон, и загодя видела своего знакомого. Он аккуратно наводил на нее зеркальце, стараясь солнечным зайчиком попасть прямо ей в глаза. Девочке нравились его искреннее внимание, она начинала кривляться и смеяться на ходу. А бывало, не увидев никого, она находила у своего подъезда аккуратный букетик из простых цветов. Она не оборачивалась в сторону гаражей, потому что знала, где прячется ее застенчивый поклонник. Их отношения были такими простыми и наивными, что они даже не заметили как стали объектами разговоров местных бабушек.                Ну вот и настали весенние каникулы, Санжар и Лея уже вовсю гуляли вместе.                Дни проходили в беседах незаметно, незаметно уходило и их детство.                Лея качалась на качелях, мальчишка сидел на скамье, напротив.                «Санжар, а ты бы хотел уехать? Далеко, далеко…Где есть море и пляж. У нас так холодно зимой, что я все это время мечтаю позагорать на солнышке»                Санжар удивленно хмыкнул, но сразу ответил – « А как мама без меня? Конечно, хотел бы, но маме без меня будет плохо. Если ехать, то только с мамой…и…еще с тобой»                Лея посмотрела на своего ухажера, он смутился, опустив глаза. Девочка закрыла глаза и представила пляж с белым песком, изумрудный залив, ярко голубое небо и одновременно свою маму в этом раю. В этом пеизаже было что-то лишнее, и скорее всего ее мать.                « Нет Санж, мама это лишнее. Нельзя купаться, нельзя загорать, короче много нельзя. А в раю все можно. Если ехать, то только без матери. И вообще это мая фантазия, там все, как я хочу»                «Лея, а ты разве свою маму не любишь. Какой это рай, если там нет мамы. Я жить не могу без нее, и она тоже без меня»                Девочка недовольно посмотрела на собеседника, но потом подумав, ответила – « Я люблю маму, вот только не знаю, любит ли она меня. Ладно, я пошла»     Она встала и нехотя пошла в сторону своего подъезда. Он молчал, не зная как ее остановить. А когда она совсем ушла, тихо сказал – « Она любит тебя Лея, мамы для того и созданы, что бы любить»                               
                быть сильным
Все уже привыкли к этой паре. И возможно где-то все еще обращали на них внимание, только не в этом районе. Лето было в разгаре, дети окончили школу и растворились в городе. Санжар и Лея каждый день гуляли и разговаривали, разом за разом все дальше удаляясь от своего двора.                «Санж а как у тебя с твоей матерью? Что она делает, если ты что-нибудь не так делаешь. Ругает или вообще бьет?» - спросила она задумчиво.                «У меня с ней все хорошо, она любит меня. Даже когда я что-то порчу. Мама меня никогда не ругала. А зачем бить, когда можно просто поговорить. Нет никогда не била» - он шел чуть позади девочки, в его походке проглядывалась растерянность и робость.                «Прямо таки никогда. Ну, предположим, ты разлил молоко или разбил стакан, неужели она не кричит?» - не унималась Лея                «Не кричит, даже если накричит, ведь она моя мама. Я для нее самый главный человек, она так говорит. Вот на улице дети смеются надо мной, я же не обижаюсь, это же дети» - сказал Санжар улыбаясь.                В голове девочки ворвались воспоминания. От чего она даже поежилась как от холода. Вспомнила, как мать орала, когда отец ушел. Ставила бутылку перед собой, выпивала, а потом просто тупо орала от обиды. А она в это время тихонько пряталась, в детской комнате, молча переживая разрыв родителей. Конечно, мать потом смирилась, но все же после этих событий они отдалились. Мать стала раздражительной и неуступчивой, и порой казалось, что она все время мстит ей за что-то.                «Лея а как мама тебя ласково  называет? Меня мама называет солнечный ребенок. А тебя как?» - спросил Санжар, останавливаясь. Девочка лихорадочно стала вспоминать и от растерянности даже чертыхнулась. Ведь у них  никогда не было таких словечек, а вот отец вечно придумывал. И вдруг от одной мысли, что у нее нет ласкового прозвища, ей стало очень горько и обидно. Злость накатила на нее, да так, что она закричала во весь голос  -  « Что ты ко мне привязался  придурок, какая тебе разница как меня называют. Тоже мне солнечный ребенок, ты же дурак. Пошел отсюда, и не ходи больше за мной. Понял? Уходи!» - Девочка в гневе начала топтать ногами, а потом заплакала. В ней бурлила все, обида, злость, но больше всего отчаянье. Мальчик стоял поодаль и виновато таращился на нее, переминая с ноги на ногу. Лея рыдала, но неожиданно остановилась от острого осознания, того что стала слабой. Она резко обернулась в его сторону с одной  мыслью – « Мне нужно быть сильной, быть сильной как он». 
                звонок 3                -Алло, молчишь… Я знаю, что ты не положишь трубку, так что буду говорить, а ты слушай. Сегодня день бесполезно прошел, каждый раз он так быстро заканчивается. Хотя утром было столько дел и планов. А его все равно не хватило. Не знаю, почему звоню, наверно потому что привык вот так звонить, а потом слушать тишину в трубке. Твою тишину…-   
                выбор            
 Быть Мамой, это особое состояние женщины, другое мера жизни. Когда весь мир ложится перед ее ногами и преподносит великие дары. Это не мужчины, ни драгоценности или материальный достаток. Нет. Великая способность быть вечной, вот что это. Больше чем возможность иметь что-то или владеть чем-то. Женщине дано уникальное право - переродиться.                Беременность была сложной, а все потому что ей было за сорок. И вот настал момент, начались схватки. Врачи долго о чем-то переговаривали, поглядывая на сложного пациента. Потом  все удалились, остался только один пожилой доктор. Предстоял сложный разговор. Он откашлялся, и немного подумав, начал.                «Как вы себя чувствуете? Не волнуйтесь, мамаша, скоро все разрешиться. Не переживайте. Но прежде, мне нужно вас уведомить об одной проблеме. Хм… Помните, на прошлой неделе, мы брали у вас кровь на анализ. Так вот, этот анализ выявил у вашего ребенка хромосомную аномалию. Вы наверно слышали  о таком заболевании как Синдром Дауна. Кроме этого у него очень редкая группа крови - четвертая с отрицательным резус фактором» - осторожно произнес он, пожимая руку роженице.                «Видите ли, возраст матери сильно влияет на шанс рождения ребенка с этим синдромом, а вы у нас как раз возрастная роженица. Дети с таким заболеванием очень сложные в уходе. Вас здесь поймут, если вдруг решите оставить его на попечении государства. Только не волнуйтесь. У нас хороший уход, и потом, вы в любое время можете его навещать» - закончил врач и посмотрел на роженицу. Но она ничуточку не смутилась, в ответ только  устало улыбнулась. И  собравшись силами, прошептала – «Доктор, неужели вы думаете, что у меня есть выбор. Этот мой ребенок, какой есть мой. И не переживайте вы так, я все понимаю и принимаю. А теперь доктор, пожалуйста, помогите моему созданию появиться на этот свет»                « Молодец дочка, молодец. У тебя все будет хорошо, милая моя» - радостно сказал доктор и приобнял роженицу.         
                научи меня
 «Обиделся. Ну-у… Санжарка, не обижайся солнышко. Я это от зависти, прости, на меня что-то нашло» - Лея уже не знала, как выпросить у него прощение. Он стоял у своего подъезда, в тени деревьев и все время молчал. Девочка уселась на скамью, опустив голову. Она злилась на себя и на это лето, а может и на него.                «Лея все хорошо, не переживай ты так. Я уже к этому привык. Знаешь, давно хочу тебя попросить, научи меня курить» - произнес он.                «Слушай, твоей маме это не понравится, да и мне неудобно как то. А, почему именно курить, может в карты или шахматы. Точно, карты, я так здорово играю. Давай, а?» - Она вскочила и подошла к нему.                «Нет, научи меня курить. Ты красиво куришь, я хочу научиться » - услышала Лея в ответ.                «Твое  право, курить так, курить. Тогда пошли, я покажу одно место, тебе понравится»                Она взяла его за руку и повела. Сначала они долго ехали на лифте, до самого верха, потом переходя технический этаж, полезли по железной лестнице. Санжар смутно понимал, куда они идут, но все же не ожидал того, что увидел за невзрачной дверью. Она шумно отворилась, он шагнул… И перед ним распахнулись небеса, ярко бирюзовая бесконечность. Казалось, что сейчас он сорвется ввысь, и полетит в это голубое море, наполненное ультрафиолетом с запахом свежего дождя. Санжар упал на колени, а потом вскочил и раскинув руки побежал, крича – «Эге-гэй! Я птица, свободная птица. Лечу-у!!»                Лея не ожидала этого, но потом и сама,  не раздумывая, кинулась в след ему, крича – «Э-эй! Мы птицы, свободные птицы!!»                Дальше они гонять голубей и пускать солнечных зайчиков, в окна соседних домов. Затем, набегавшись, лежали, рассматривая безкрайнее небо и пушистые облака. Придумывая имена  и истории каждому облаку.                Так незаметно прошел день, Лея сидела почти на краю крыши и задумчиво смотрела вдаль уходящего солнца, разглядывая розовую дымку.                Санжар осторожно подсел к ней.                «Теперь давай покурим Лея, ты обещала»                Девочка неохотно вынула две тоненькие сигаретки, подкурила их и одну передала ему.                «Сразу глубоко не затягивайся, а то кашель начнется. Потихоньку, мелкими затяжками. Ничего, плохому всегда быстро учишься» - сказала она.                Он впервые курил, сигареты были ментольные, на вкус они были терпкими и пряными. Голова сразу закружилась, и от этого мир вокруг казался зыбким и таинственным. Когда сигарета погасла и между ними повисла пауза, Санжар произнес -  «Спасибо что привела сюда, такого чудного дня у меня еще никогда не было»                «Пожалуйста. Так что, между нами теперь нет обиды?»  - буркнула она задумчиво.                «Нет обид. Все просто замечательно»                День заканчивался, свет таял и растекался по многочисленным окнам большого города. Просыпались фонари и яркие рекламные вывески магазинов, контрастом очерчивая границы света и тени. Звук становился тише и глуше, как будто впитывался в старую кладку кирпичных домов. Дети спустились во двор и, не прощаясь, разошлись по домам.  Храня уже в сердце незабываемые образы и воспоминания о глубоком летнем небе и алом закате с  тонким привкусом пряного табака.               
                предчувствие               
Люди всегда интуитивно знают, что их ждет. Неосознанно, интуитивно, ощущают приближение будущего. Так и  Лея с Санжаром чувствовали, что  скоро что-то  произойдет.                У Леи с матерью потихоньку конфликт поутих, наоборот отношения стали даже доверительными. Она с удовольствием хозяйничала по дому, сняла со стен  своей комнаты яркие и кричащие плакаты, а иногда даже готовила ужин и сидя у окна ждала маму.                Ее мама радовалась, но одновременно настораживалась удивительной переменой дочери. Санжар наоборот замкнулся, проводил все вечера с выключенным светом, прислушиваясь к усталым звукам города. Все чаще ловил тревожный взгляд своей мамы, отчего на душе ему становилось тоскливо и пусто, и сразу хотелось убежать куда-нибудь.                Вот так они и сидели, каждый в своем мирке, снедаемые тяжелым предчувствием.                Пришел дождливый август. Все дети, а впрочем, и их родители потихоньку стали готовится к школе. По всему городу открылись школьные ярмарки, там весь день гремели детские песни. В этот день Лея решила со своей матерью прогуляться по городу и заглянуть на одну из таких ярмарок. Одновременно и мама Санжара тоже засобиралась в город, и заглянув в комнату сына сказала – «Сынок, пойдешь со мной гулять по городу»                На улице прошел дождь, и летнее солнце  весело заискриться в лужах. Воздух был влажный и тяжелый. Люди торопились, опасаясь снова попасть под ненастье. Санжар волочился за мамой, а она недовольно подгоняя его. Вот уже послышалась знакомая мелодия, где то впереди пестрели торговые ряды. Взрослые с детьми бродили между торговцами, малышня заглядывалась на яркие обложки тетрадей, родители их одергивали.  Санжар влился в эту толпу, уныло наблюдая за торговлей. Мама его что-то покупала, спорила с кем-то о чем то, а потом снова что-то покупала.                Вдруг что-то его остановило, толчком. Он замер, но немного постояв, обернулся.                Ее волосы черной волной струились по ветру, она шла ему навстречу, улыбаясь. Санжар от неожиданности зажмурился, и в его сознания отпечатался ее легкий образ. Он разглядывал этот отпечаток как фотокарточку, радостно любуясь совершенству застывшего портрета.                "Ну-у.. ты снова испугался меня, а ну быстро открой глаза, Санжар" – негромко сказала Лея.                Ярмарка была в разгаре, музыка гремела, люди шли через них.  Она неожиданно обняла его, он оторопел, но тоже прижался.                «Лея ты что делаешь? Кто это и почему его обнимаешь?»                Услышали они. Лея обернулась к своей матери и тихо произнесла  –«Мам, познакомься, это мой хороший друг Санжар. Санж это моя мама»                Он не знал, что отвечают в подобном случае и тогда сказал то, что первое пришло в его голову – «Здравствуйте. У вас очень красивая дочь»  Взгляды пересеклись, повисла неприятная пауза, все молчали.                А в это время к ним подошла мама Санжара, и не видя неловкую заминку, позвала его.                «Сынок, ты куда пропал, я совсем разыскалась тебя. Ой, да ты друзей своих встретил»                Маме девочки не понравились эти слова, а впрочем, и  вся эта ситуация не понравилась, она одернула Лею - «Нам некогда, пошли живее. Нечего разговаривать с незнакомыми людьми на улице»                И резко схватив Лею за руку, она потащила ее к выходу.                Они удалялись, растворяясь в толпе. Санжар смотрел в след уходящих, неосознанно понимая причину своей тоски.                «Санжар, сынок, пошли домой милый. Дома я пирог приготовлю тебе. Теперь я догадываюсь, что с тобой происходит. И зачем я только потащила тебя» - растерянно произнесла она.                А Лея заторможено шла за матерью, обдумывая ее реакцию. Потом одернув ее руку, спросила - «Мам, что это было? Ты почему себя так ведешь?»                Мать круто обернулась к дочери и схватив ее за плечи хрипло, почти крича, проговорила – « Мне порой  кажется, что ты совсем с ума сошла. Или ты просто прикидываешься. Какой друг, какой?  Или ты не видишь, что он не совсем нормальный. Дорогая, он Даун! Я сначала не поверила твоему приятелю Арсению, это он мне сказал, что ты дружишь с дураком. Потом соседки шептались про это. Теперь я сама убедилась, собственными глазами убедилась. Очнись дочка, у тебя, что в голове. Я-то думаю, что она так притихла, все дома, да дома. Просто она вдруг решилась с дураком подружить. Лея, он Даун. Что может вас объединять?»                « Мама я знаю, чем он болеет. Мы просто дружим, часто беседуем и прогуливаемся, мне хорошо с ним. Он добрый» - сказала Лея, потерянным голосом.                «Какая дружба, тебе надо с нормальными парнями дружить. А он никогда не будет нормальным, никогда. Лея перестань с ним общаться, не будь посмешищем»                « Зачем ты так о нем, мама, он же человек! Зачем?»                Потемнело, набежали тучи, зашумел во всю дождь. Мать озабоченно посмотрела на дочь и, не проронив ни слова, пошла в сторону дома.  А вопрос так и повис в воздухе, не найдя ответа…               
                почему
  Август это почти осень, деревья местами стали желтыми. Природа наполнила жизнь людей  суетой. Теперь по утрам на тротуарах везде были кучи опавших листьев. Вечерами дети их поджигали и бегали вокруг, запах костра разлетался по городу сизым туманом. Дни стали короче и прохладнее.                Девочка вышла на крышу,  осенний легкий ветер накрыл ее свежестью и прохладой. Она глубоко вдохнула и закрыла глаза. Лее казалось, что она стоит у самого края ревущего моря, эта стихия билась у самых ее ног, подобно мифическому созданию. На крыше звуки большого города перерождались, во что-то иное, они объединялись в сплошной шум, и становились похожи на один оглушающий гул прибрежной волны. Было  легко и грустно.                Она села на краю, подкурила сигарету, затянулась и стала разглядывать город. Серый город сиротно  лежал перед ее ногами, он почти уснул от скуки и холода, от этого казался потерянным и забытым. Скрипнула дверь, послышались голоса. Лея продолжала курить, одновременно рассуждая - «Наверно Арсений пришел и не один. Скорее всего, привел ту девушку, а значит, не испугался. Молодец! Ну, дрыщ держись, злая я на тебя» Она докурила сигарету и нехотя встала, обернувшись в сторону голосов. Она угадала, Арсений был не один, о чем-то увлеченно рассказывая своей спутнице, он даже не предполагал что на крыше не один.                «А вот и дрыщ наведался, да еще не один. Браво! Решил-таки сдать секретную явку, а не рано. Ну как милочка, нравятся вам наши места?» - громко и с вызовом сказала она. Арсения не ожидал увидеть старую знакомую, он уставился на нее, но очнувшись, виновато посмотрел на свою спутницу – «Извини мне надо переговорить с одноклассницей, подожди меня там, пожалуйста. Я сейчас» Девушка недовольно посмотрела в сторону Лей, но отошла в сторону.  Долговязый виновато подошел и немного робея, произнес - «Привет Лея, я не знал что ты здесь. Как лето провела, видишь, я все-таки познакомился. Ее Светой зовут. Прошу тебя, не называй меня при ней - дрыщем, а то как-то неудобно. У нас сейчас отношения налаживаются»                Лея посмотрела на него испытующим взглядом – « Ладно Сеня не буду больше, ты только одно объясни, ты зачем маме моей все рассказал?»   Парень стушевался и потупив взгляд, ответил –« Не знаю даже, как-то нехорошо получилось. Я не раз видел вас на улице, и в определенный момент это начало меня раздражать. Ну, вот как-то так. Лея, а почему он? Ты спор все равно выиграла, что хотела доказать. Ты такая красивая девчонка. Почему он?»   Девушка вздохнула –« Глупый ты Арсений, у  каждого своя мера свободы. А девушка твоя хорошенькая, смотри не разочаруй ее, меньше говори, больше слушай. Да еще, за тобой одно желание. Смотри не забывай. Ладно, бывай»
                пейзаж
 Детство нам кажется местом, где мы были всегда счастливы. Когда время сжимается в один большой ком событий, где смешиваются наши разговоры, мечты, желания, чувства. Каникулы быстро закончились и по утрам дворы уже пустовали. У Леи школьные занятия начинались с утра, после них она бежала на тренировки. Уже пять лет она занималась плаванием. Лея весело подбежала к автобусу и усевшись на задние места, надела наушники. Автобус тронулся и за окном мелодично поплыл город. Осень была теплой и сухой. Улицы были слегка неряшливы от осеннего листопада, золотое солнце весело пробивалось через обнаженные деревья. Воздух был прозрачен и чист. Девочка улыбалась и смотрела через пыльное стекло, а по ее лицу пробегали многочисленные тени от веток. Даже казалось, что весь этот пейзаж был нарисован и растушеван грифельным карандашом. «Настоящая красота выглядит просто» - подумала она.                Неожиданно автобус тряхнуло, он начал крениться на одну сторону, затем послышался скрип тормозов. Девочка обернулась и посмотрела назад, через заднее окно. Стекло было мутное и грязное, но все равно она разглядела, что что-то темное стремительно надвигается на нее. Удар…
                звонок 4
- Здравствуйте. На данный момент, абонент находится вне зоны обслуживания и не может вам ответить. Пожалуйста, после звукового сигнала оставьте свое сообщение -                - Привет, ты только не волнуйся Лея попала в аварию, с ней сейчас все хорошо. Незначительный ушиб и небольшая потеря крови. Но врачи настоятельно рекомендуют переливание крови, но ты же знаешь что у нее очень редкая группа. Если не сложно узнай у своих коллег у кого есть четвертая группа с отрицательным резусом. Все-таки она твоя дочь. Жду  звонка.-
                судьба                Он бежал как в забытье. Халаты, голубые стены, запах лекарств. В голове проносилось мысли, они сплетались в один пульсирующий клубок. Испуг душил его тесным воротничком несвежей рубашки. Ну, вот показалось отделение, у входа были посадочные места для посетителей. На одном из них сидела его бывшая жена. Она нисколько не изменилась, только черты стали слегка острее.                – Как дочка, что говорят врачи. Как только прослушал сообщение я сразу к вам.-                - Да не суетись ты так, все нормально. Ты нашел донора?-                -Ты знаешь всех обзвонил, нет такого. В основном первая и вторая. А что говорят врачи? У них же есть банк крови, есть список доноров -                - Ну ты вечно так, больше болтовни, чем дела. Такие что такие доноры большая редкость, меньше одного процента на все население -                - А что теперь нам делать? -                - Ладно, успокойся ты. Нашли донора. И знаешь кто он? Ты только представь, наша дочка все лето дружила с одним. Он не в себе, короче больной на голову. Так вот это он оказался, наш донор. И как только он узнал о Лее и сразу прибежал сдавать кровь. Врачи запрещают ему, ведь у него слабое здоровье. А он все равно рвется и настаивает.-                - Как дружила? Что значит больной на голову? А ему вообще можно быть донором?-                - Так и дружила, он Даун. Врачи говорят можно быть донором, это не заразно. Ох и на мучилась я с ней за это лето. Запрещала с ним общаться, но она такая же как и ты, упертая. Видимо судьба. Да кстати он сейчас придет со своей матерью -                - Да, судьба. Ладно, подождем, а когда врачи разрешат посещение?-                - Скажут позже, она сейчас спит. Как у тебя дела? Женился, с кем живешь?-                - Нормально все. Нет, не женился. Один живу. Я немного посплю, ночная смена была, если что разбудишь-                - Ладно, отдохни. Разбужу.-                Он откинулся на кресле, натянул на лицо кепку, закрыл глаза. Испуг вроде прошел, но он все еще мог прийти в себя. Руки немного тряслись, а в голове была чехарда. И что бы успокоиться он стал вспоминать дочку, когда она была маленькой. Она росла веселой и боевой девочкой, вся в меня. Из всех доступных игр предпочитала активные, часто носилась с мальчишками во дворе. Озорной и шумной, вот какой она была в детстве. Ему нравилось возиться с ней. А потом пошли ссоры с женой, он часто уходил к друзьям, а потом и вовсе на  работе ночевал. И наверно он бы раньше ушел, если б только не дочка. Возвращаясь, он всегда видел ее глаза, счастливые и озорные. Но он все равно ушел…                Начал засыпать, коридорный шум уже не беспокоил, наоборот образовывал особый звуковой фон для сна. В голове проносились размытые и прозрачные силуэты, рождались и растворялись непонятные образы. Дрема почти поглотил его, как вдруг не услышал чей-то голос.                – Здравствуйте, вы же  мама Леи, а я мама Санжара. Помните, мы не так давно встречались на улице. Сына сейчас увели в комнату для переливания, а я вот волнуюсь, дай думаю, вас поддержу. -                - Ой, здравствуйте! Это большая удача, что у вашего сына такая же группа, как и у моей дочери. Вы меня извините за тот случай, нехорошо получилось. Я тогда не в духе была, Лея же без отцовского воспитания растет, сами понимаете переходный возраст. А я уже успокоилась, все так хорошо получилось. Сыну отдельное спасибо.-                - Я понимаю вас, мой сын не такой как все. У него золотое сердце, ведь именно он настоял, врачи же отказали. Все его упертость. Ваша дочь и мой сын просто очень дружны, вы ничего такого не думайте. Они как брат с сестрой.-                Он слушал диалог женщин и ощущал, как холодеют его руки. Он помнит этот голос, он узнает его из тысячи. Он вернул его в прошлое, вернул его молодость. Сразу вспомнились прогулки по паркам и набережным. Память накрыла его, не хотела отпускать.                – Да, кстати это отец Леи. Хоть мы и живем врозь, он все равно заботится о дочери.- сказала его бывшая жена и стала теребить его за плечо  – Проснись скорей, это мама того мальчишки, о котором я тебе сегодня говорила.-                Он застыл, не зная как поступить. «А надо поступить как мужчине» - пронеслось в голове.        Он приподнялся, снял кепку и посмотрел не нее. Глаза встретились. Женщина вскрикнула и прикрыла ладонью рот.                Она почти не изменилась - милое и нежное лицо, красивые глаза и аккуратный рот. Она смотрела на него  миндальными глазами, глазами от которых у него тогда, в прошлом, перехватывало дыхание. Годы пощадили ее.                – Ну, здравствуй. Я не меньше тебя удивлен. Ты хорошо выглядишь, все такая же.-                Его бывшая жена, видя реакцию мужа, сразу все поняла. Она встала и не раздумывая вышла.                – Здравствуй. Так ты отец этой девочки. Боже мой. Лея твоя дочь. Этого не может быть -                - Ну почему же, не может быть. Все закономерно, пришло время стать отцом, я им стал. Ведь из-за этого я ушел от тебя. Надеюсь, ты меня уже простила?-                - Это невероятно. Конечно все в прошлом, давно простила. Но, разве это возможно, чтоб через столько лет мы неожиданно встретились, да еще в подобной ситуации. Ты так неожиданно исчез, а может это и к лучшему -                - Ну так ты же не осталась одна, замуж вышла. Теперь у тебя сын, у меня дочь. Возможно это даже к лучшему -                - Ты не понял, я так и не вышла замуж. Боже, дай мне силы. Как бы тебе сказать, не нашла такого как ты, не хотела другого. Понимаешь?-                Она схватила его руки и посмотрела в его глаза умоляюще. А он смотрел в ее глаза, пытаясь  понять то, что она хотела ему донести.                – Неужели ты не можешь догадаться. Мой сын, это твой сын.  Санжар, наш ребенок, общий. Когда ты тогда позвонил мне, я была уже беременна.-                - Не может быть…-                Он ошарашено рухнул в кресло. Мир остановился…
    
                одна кровь
Санжар лежал на кушетке посреди больничного зала. Врач сказал, что Лею сейчас привезут и скорее всего, будет прямое переливание крови. Он не знал что такое, но понял что это очень серьезно. Конечно, если с ним сейчас была бы его мама, он точно ничего не боялся.  Но главный доктор сказал, что помещение стерильное и лишний человек это лишняя загрязненность. А когда посмотрел на него, засмеялся и сказал что такому богатырю, лишняя охрана не нужна. Зашла медсестра и начала готовить инструменты. В помещении пахло лекарствами и чистотой. Санжар закрыл глаза и сразу вспомнил, как они гуляли по парку, вспомнил крышу и летнее небо, сизых голубей и белые облака. А еще вспомнил, как они курили и вместе смотрели на алый закат. Вспомнил засыпающий летний город и остатки солнца в окнах. Он все вспомнил…                - Санж, ты чего, заснул? Вот дурень, а ну открой глаза. Почему когда я появляюсь ты всегда с закрытыми глазами?-                Ему стало хорошо, ее голос был ласковый.                – Я даже предположить не могла, что у тебя такая же группа крови. Теперь мы будем как брат с сестрой. Ты хоть понимаешь, что у тебя есть сестра. Ты слышишь?-                Он это слышал. Санжар открыл глаза и заулыбался во весь рот, конечно, он это слышал. Она лежала в полу метре от него и тоже улыбалась, правая рука была перебинтована, а на лице был небольшой синяк. Санжар почувствовал, как у него все внутри успокоилось, пропали волнения, переживания и тревога.  Ведь теперь у него  есть сестра.                – Сестра, а давай бросим курить – хитро предложил он                - Это твое желание, а раз твое, значит и мое, братишка.-                Она загадочно улыбнулась и левой рукой вытащила сотовый телефон. И подмигнув Санжару, набрала номер.                – Алло, Арсений. Да это я, со мной все хорошо. Скоро выпишут. Стоп, хорош болтать. Мы тут с братом решили бросить курить. Так, слушай, мое желание -  Я хочу, что бы ты тоже бросил курить! Понял, Сеня? Ладно, бывай…-          
                газетная публикация
Интервью с Испанецем Пабло Пинеда – первый в Европе человек с синдромом Дауна, получивший высшее образование:                – Что, по вашему мнению, важно при воспитании детей с синдромом Дауна?-               
- Такого ребенка нужно воспитывать как ребенка, а не как «инвалида»: ему необходимо дать образование. Родители должны разговаривать с ним, поскольку злейший враг детей с синдромом Дауна – тишина. Такие дети не должны иметь комплексов. Родители должны всегда быть с ними, должны показывать, что это их ребенок. Детей с синдромом Дауна не нужно излишне опекать: они должны постоянно получать душевные и физические стимулы, а это значит учиться самостоятельно. Да впрочем, это с любым ребенком. В противном случае их родителей нельзя назвать родителями
                эпилог               
 Я не знаю, кого больше всего осчастливили эти события. Думаю, что  детей. Не знаю, что дальше происходило в этих семьях. Надеюсь, что у них все нормализовалось и в их отношениях  преобладали уже такие чувства как любовь и уважение.                Эта история дала мне понять только одну истину  - мы одиноки, когда нам больно. Но больнее всего тем, кто чем-то отличается от других. А ведь за будущее им тоже надо бороться. Берегите друг друга.               
          
      04.02.2014                Темирханов В.М