Балдин

Евгений Гордеев Смоленск
               
    Майор Балдин был когда-то главным патологоанатомом Группы советских войск в Германии и крепко любил выпить. Из-за этой своей страсти попал  в какую-то историю, за что  его вышибли с должности и уволили без пенсиона.
      В поисках лучшей доли оказался он в Волгограде,   на кафедре судебной медицины Высшей следственной школы МВД СССР . Большой умница и эстет, непревзойдённый виртуоз своего дела, Балдин быстро стал нашим любимцем. Он пару раз в месяц водил нас, слушателей,  в городской МОРГ на вскрытие.
        Представьте: жара под сорок, нас – столько же, в подвале МОРГа- никакой  вентиляции, ни один спецхолодильник не функционирует. Вдоль стен в коридоре – накрытые простынями, вспухшие и безобразные  человеческие тела, руки до которых у патологоанатомов ещё не дошли, в основном – погорельцы и утопленники, которых пока никто не опознал.
       Балдин, с лицом Ю.Никулина, сыгравшего Балбеса в известном фильме, выпученными круглыми глазами и откровенным запахом перегара изо рта,  подходит к лежащему на столе из нержавейки телу старика:
- Хотите на спор за пятнадцать минут все 207 костей вышелущу и рядом разложу?- обращается к нам майор. Мы тупо смотрим то на него, то на труп. Молчим.
       Балдин,  в белом халате, без перчаток хватается за жёлтого цвета трубочку-катетер , вставленную в пах дедули,  и тянет на себя. В лицо ему летят брызги мочи и гноя. Витиевато  и красиво выматерившись и отирая рукавом халата лицо, майор пояснил, что у деда была задержка мочеиспускания и ему вставили катетер. При этом Балдин налил себе полстакана спиртяги и выдул без закуски. Попутно он рассказал нам свою версию изобретения военных брюк - галифе.
- Был такой французский генерал – Галифе, из-за ранения он страдал недержанием мочи. Чтобы привязанной к бедру бутылки не было видно, он   изобрёл новую модель военных брюк- галифе.
      Вдруг Балдин  насторожился и страшным голосом вскричал: «Баба Нюра!». В резекторскую вошла благообразного вида старушенция с ведром в одной руке и шваброй в другой.
- Баба Нюра,- торжественно обратился к ней Балдин,- покажи ребятам, как черепушку вскрывают.
        Балдин полез в холодильник, где в банках плавали почки, печенки, сердца и другой ливер, ждущий  отправки на экспертизу, и, вынув оттуда бутылку кефира  и огромный бутерброд с колбасой, принялся энергично жевать…
        Баба Нюра молча поставила на пол свои орудия труда, подошла, по утиному, вперевалку, к столу и… Показала!  Скальпелем  сделала  надрез  от виска до виска по дедову затылку, рывком сдёрнула с головы трупа скальп и натянула деду на лицо, седыми волосами вниз. Потянув   висящую  над головой трупа на гофрированных проводах циркулярную пилу, баба Нюра включила её и в мгновение ока   на черепе деда появился кольцевой надпил. Потом в её левой руке оказалось долото, в правой - киянка. Подолбив  по надпилу со всех сторон долотом, бабка сковырнула верхнюю часть черепа и на манер миски положила её у изголовья. Запустив  обе  руки в череп, баба Нюра подцепила мозг и плюхнула его в эту «миску».
- Вот и всё,- констатировала она,- минутное дело!
     На соседнем, пустом столе что-то загрохотало. Это упал в обморок старшина курса Толя Тесленко, рыжий, всегда весёлый и бесшабашный, который снимал с высоты стола учебный фильм. Части кинокамеры валялись на кафельном полу. Толю  возродили нашатырём и вывели на воздух.
      Закончив свою трапезу, Балдин минут за десять вскрыл труп, сделав огромный разрез от гортани до паха. При этом он задержался на лёгких старика, показывая нам, к чему приводит курение. Лёгкие только в нижней трети были розовые и эластичные. В средней части они имели  цвет пожухлой травы, а ещё выше  пепельно - серые и чёрные, как догоревший уголь, противно хрустящие под нажимом скальпеля, крошащиеся в   Балдинских пальцах…
- Товарищ майор, почему  вы без перчаток работаете?  А как же трупный яд?!-спросил самый любознательный из нас, старшина Ваня Калашников, ставший впоследствии министром внутренних дел Бурятии.
- Ерунда всё это. – ответствовал майор Балдин.- Мне доводилось неоднократно проводить эксгумацию, трупы  двух, - трёхлетней давности без перчаток вскрывать. И ничего. Жив, как видите. Главное, чтобы ранок на руках не было… И нейтрализатор наличествовал…
        При этих словах майор вновь остограммился спиртом и мы гурьбой вывалили на свет божий. Несмотря на обеденное время, есть никто не хотел.
        А ещё Балдин, на одной из лекций по судебной медицине, поведал  историю кончины всеми нами горячо любимого актёра и писателя Василия Шукшина, тело которого ему пришлось вскрывать.   
       Под Волгоградом в то время снимался фильм «Они сражались за Родину». Съёмочная группа жила на теплоходе «Дунай», стоявшем на приколе на Волго-Д онском канале. После очередного съёмочного дня С.Бондарчук,  Ю.Никулин, В. Тихонов, Г.Бурков и другие актёры собрались попариться в баньке. Позвали с собою и Василия Шукшина. Но тот отказался, сославшись на недомогание. Когда   вернулись,   обнаружили В.Шукшина   мёртвым.
         Майор Балдин участвовал в осмотре и вскрытии тела актёра и   утверждает, что смерть наступила в результате последствий недолеченного  двухстороннего  воспаления лёгких.  Впрочем,  тайна смерти Василия Шукшина  многим до сих пор представляется не раскрытой: кто считает - от водки, кто говорит об убийстве…
04.02-2014 г.
Евгений Гордеев