Раневская компиляция

Игорь Бушмин
       Итак: Раневская...


      
 «Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам красавицам не до того, мы ревнуем чужих».
— Фаина Раневская




…Как же мне одиноко в этом страшном мире бед и бессердечия.
Если бы на всей планете страдал хоть один человек, одно животное, — и тогда я была бы несчастной, как и теперь.
Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни со всеми моими талантами.
Недавно
прочитала в газете: «Великая актриса Раневская». Стало смешно. Великие
живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище! Есть
приблудная собака, она живет моей заботой, — собакой одинокой живу я, и
недолго, слава Богу, осталось.
Мне 85 лет.
У меня два Бога: Пушкин, Толстой. А главный? О нем боюсь думать.
Увидела на балконе воробья — клевал печенье. Стало нравиться жить на свете. Глупо это…


    Ей пришлось работать в такое время, когда на сцене и на экране блистали Орлова, Марецкая, Гарин, Мартинсон, Плятт... Но она всегда была примой!


Более 50 лет живу по Толстому, который писал, что не надо вкусно есть.

…Он мне так близок, так дорог, так чувствую его муки, его любовь, его одиночество…
Бедный, ведь он искал смерти — эти дуэли…

…Мальчик
сказал: «Я сержусь на Пушкина, няня ему рассказала сказки, а он их
записал и выдал за свои». Прелесть! Но боюсь, что мальчик все же полный
идиот.

…На ночь я почти всегда читаю Пушкина. Потом принимаю
снотворное и опять читаю, потому что снотворное не действует. Я опять
принимаю снотворное и думаю о Пушкине.
Если бы я его встретила, я
сказала бы ему, какой он замечательный, как мы все его помним, как я
живу им всю свою долгую жизнь… Потом я засыпаю, и мне снится Пушкин. Он
идет с тростью по Тверскому бульвару. Я бегу к нему, кричу. Он
остановился, посмотрел, поклонился и сказал: «Оставь меня в покое,
старая б… Как ты надоела мне со своей любовью».

    …В пять лет была тщеславна, мечтала получить медаль за спасение
    утопающих… У дворника на пиджаке медаль, мне очень она нравится, я хочу
    такую же, но медаль дают за храбрость — объясняет дворник: Теперь
    медали, ордена держу в коробке, где нацарапала: «Похоронные
    принадлежности».




               



 Тут конец света на носу, а вы сдачу   спрашиваете...Ф.Г. Раневская.







ЕЕ БОЯЛИСЬ В ТЕАТРЕ, СЛИШКОМ ВЕЛИКА БЫЛА КОЛДОВСКАЯ СИЛА ЕЕ ДАРА И ЛИЧНОСТИ.
И СЛИШКОМ СТРАШНО БЫЛО ОКАЗАТЬСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА НАШПИЛЕННЫМ НА ИГЛУ ЕЕ АФОРИСТИЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ.
КОМУ ПРИЯТНО ВОЙТИ В ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ " Б.. В КЕПОЧКЕ"? ИЛИ "АМАЗОНКАМИ В КЛИМАКСЕ"?



    ВСЮ ЖИЗНЬ Я ПРОПЛАВАЛА В УНИТАЗЕ СТИЛЕМ БАТТЕРФЛЯЙ!

    ОНА ЗА СЛОВОМ В КАРМАН НЕ ЛЕЗЛА!


     Как- то, вскоре после выхода "Подкидыша", Фаину Георгиевну в московском дворе-колодце окружила детвора. Ей кричали: "Муля! Не нервируй меня!"  Раневская перекинула папиросу из одного угла рта в другой и сказала басом: "Дети, идите в жопу!"

    Вспоминая об Ахматовой:

    Я помню ее в годы первой войны и по приезде из Парижа. Все мы виноваты в ее гибели. Кто ей помог? Никто.

    А. часто повторяла о Бальмонте: он стоял в дверях, слушал, слушал чужие
    речи и говорил: «Зачем я, такой нежный, должен на это смотреть?»
    Великая Марина: «Я люблю, чтобы меня хвалили доо-олго».
    «Невинные души сразу узнают друг друга». Андерсен.
    Сейчас слушала «Карнавал» Шумана по радио. Плакала от счастья. Пожалуй, стоить жить, чтобы такое слушать.
    Стук в дверь. Утро раннее, очень раннее. Вскакиваю в ночной рубахе.
    — Кто там?
    — Я, Твардовский. Простите…
    — Что случилось, Александр Трифонович?
    — Откройте.
    Открываю.
    —
    Понимаете, дорогая знаменитая соседка, я мог обратиться только к вам.
    Звоню домой — никто не отвечает. Понял — все на даче. Думаю, как же
    быть? Вспомнил, этажом ниже — вы. Пойду к ней, она интеллигентная.
    Только к ней одной в этом доме. Понимаете, мне надо в туалет…
    Глаза
    виноватые, как у напроказившего ребенка. Потом я кормила его завтраком. И
    он говорил: почему у друзей все вкуснее, чем дома?


    Сейчас смотрела Качалова в кино. Барон. Это чудо как хорошо. Это
    совершенство! Я шла домой и думала: …что сделала я за 30 лет? Что
    сделала такого, за что мне не было бы стыдно перед своей совестью?
    Ничего. У меня был талант, и ум, и сердце. Где все это?
    Я
    познакомилась с Ахматовой очень давно. Я тогда жила в Таганроге. Прочла
    ее стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я,
    кажется, сказала: «Вы мой поэт», — извинилась за нахальство. Она
    пригласила меня в комнаты — дарила меня дружбой до конца своих дней.

    …Я никогда не обращалась к ней на «ты». Мы много лет дружили, но я просто не могла бы обратиться к ней так фамильярно.
    Она была великой во всем. Я видела ее кроткой, нежной, заботливой. И это в то время, когда ее терзали.

    …Проклинаю
    себя за то, что не записывала за ней все, что от нее слышала, что
    узнала! А какая она была труженица: и корейцев переводила, и Пушкиным
    занималась…

    …Анна Андреевна была бездомной, как собака.

    Воспоминания о Твардовском, Цветаевой, Ахматовой...В Крыму, в трудные голодные годы "военного коммунизма", молоденькая актриса жила в семье учительницы Павлы Леонтьевны Вульф.  Чтобы четверо проживающих в квартире не умерли с голоду, каждое утро их посещал Максимилиан Волошин. он всегда приходил с рюкзаком, из которого доставались свёрток хамсы, эрзац-хлеб, бутылочка касторового масла с ужасным запахом, на котором жарили рыбёшек.

     Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу,
    соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою
    на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею
    скользить, как змея…» После этих слов мне удалось свалить декорацию,
    изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер,
    стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово
    уйти со сцены.



        Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе
        плохо — не хочется. Хорошо — неприлично. Значит, надо молчать. К тому же
        я опять стала делать ошибки, а это постыдно. Это как клоп на манишке.

        Все бранят меня за то, что я порвала книгу воспоминаний. Почему я так поступила?
        Кто-то
        сказал, кажется, Стендаль: «Если у человека есть сердце, он не хочет,
        чтобы его жизнь бросалась в глаза». И это решило судьбу книги. Когда она
        усыпала пол моей комнаты, — листья бумаги валялись обратной стороной,
        т. е. белым, и было похоже, что это мертвые птицы.
        «Воспоминания» — невольная сплетня.

        И ОНА СОЖГЛА ВСЕ, ЧТО ПИСАЛА ЗА 3 ГОДА!!






        За существенную помощь в составлении данной компиляции огромной благодарности заслужили следующие граждане:
        1. Денисова Ольга, Россия;
        2. Савельева Светлана, Украина;
        3. Гаолси Тубо, Марс;
        4. Бушмин Игорь, место нахождения скрывает.