2010г, 1. Христоцентричность в сердце

Раиса Лебедева
       
Читаю  Малое Добротолюбие : Бог входит в сердце, в земли сердечные и становится Центром. Центром в человеке. Я поняла, что Христоцентричность – это не только равняться на Идеал Христа и стремиться к этому образу, но и обретение Христа в сердце. Обретение Христа в сердце – есть Христоцентричность экзегетическая, духовная.
Здесь же читаю о пути Богородицы с Иисусовой молитвой. Только не с Иисусом Она беседовала, а с Отцом Небесным, просила простить людей, пребывала в постоянном богообщении. И был дан Спаситель роду человеческому.
Так читаю и о всех молитвенниках. Просят молитвенники Бога о спасении человечества! Что это? Сам Бог дает такую мысль человеку? Я вдруг увидела путь молитвенников от Ветхого Завета до наших дней – просить Бога о спасении рода человеческого. Значит, это зов души о спасении?
По иному вдруг открывается суть слов – Богородица, первая Небожительница – Смертный человек, воскресла в бессмертие, тело стало нетленным, способным жить в Божиих Небесах.
Первая Смертная, ставшая бессмертной Небожительницей. Но Она и на Земле всегда находится. Жительница Неба и Земли! Первая! Первый открывает Путь шествовать вслед, если хочешь быть таким же. Путь Богородицы с Богом на Земле, чтобы вознесенной быть на Небо в теле, и быть небожителем и, одновременно, жителем Земли, в новом нетленном теле. Нужно пройти путь Богородицы, чтобы душа зачала и родила Сына Бога в Духе, жить с Ним весь свой земной путь. Вот почему в храмах Богородица с Младенцем на руках у сердца!
Уверовал в Единого Бога Творца, в Сына Его Единосущного, в бессмертие души – иди вслед Деве Марии – зачинай и рождай Бога-Духа, живи с Ним. Иди Его Путем – и обретешь Любовь, будешь, как и Он предстоять престолу Бога-Отца, зреть лице Бога-Творца.
Христос, и мы вслед за Ним входим в утерянный рай. Но, почему же вновь возрождается фарисейство? Христос пришел и упразднил изучение буквы Закона, но повел опытным путем пройти Закон вместе с Ним. Опытно пройти – не знаниями, а сердцем. На учеников, последователей Христа сходил Святый  Дух Божий, и они шли путем Христа, вместе с Ним.
Христоцентричность Православия не только в том, что православные имеют Идеал Христа, на Которого равняются, стараются быть похожими на Него, исполняя Заповеди. Но это и внутренняя, сердечная христоцентричность - обрести Христа в центре себя, в сердце своем , стремление облечься во Христа, ждать прихода  Христа в сердце.
Важнейший вывод для меня открылся через святоотеческие творения, конечный результат – внутренняя  Христоцентричность:
1. Апостолы утверждали Церковь с учением Христоцентричности.
2. Последователи строят свои внутренние храмы христоцентричные (духоносцы).
Две ступени эволюции веры. Но есть еще возвращение в рай. Что это, Боже? Ведь это должно быть не после смерти, т.к. рай существовал на Земле? Объясни, Боже! Возвращение только во внутренний, сердечный рай или он должен проявиться в устроении Земной жизни?
Видимо становится, как вставшие на Путь Божий, начинают проявлять себя по-разному. Одни горят сердечным огнем, читают творения святых отцов, Святые Писания, стремятся выполнять все указания. Другие начинают сомневаться, опасаться, им уже не интересно слушать о Духе Святом, опытный путь их больше не влечет, но все более затягивает богословская игра словом. Стремятся к учителю, который разбирает Псалмы, значение каждого слова, что оно означало в те времена, как писалось, значение написания букв. Это – будущие богословы…
Появляется непереносимость бесед о Духе Святом, говорят, что такие беседы могут дать отвращение к вере, что человек должен идти сам, как может. Т.е. отрицает путь подвижнического понуждения себя на отсечение страстей, наблюдения за собой, отрицание исследований Писаний чрез вопрошение Бога и слушание ответа в тишине сердечной, имея учителя подвижника. Им приятно идти путем теоретическим, разбором Псалмов, разъяснением, что выражает в них псалмопевец, как он шел к Богу. А как самому идти этим путем – уже не интересует. Отрицают поэзию, говоря, что не собираются писать стихи.  Но ведь это невозможно. Если дойдешь до этой ступени – то вместе с душой начинает петь язык. Я поняла, что значит – мертвая буква Закона, т.е. без Духа Святого, без опытного обретения Христа в сердце. Войдет Дух Святой в сердце и Закон будет записан в сердце, и исполняем будет, т.к. Христос помогает. А только изучение научное, богословское – фарисейская закваска. Вот почему Господь сказал, что язычники первыми придут к Богу: они идут опытным путем – поверили пошли с Духом Святым, Им водимые. А богословы идут с написанным словом, без приобретения духодвижных сил. А без духодвижных сил – вера мертва и добродетели мертвы.
(Рим.8,15)
"Приступившие к благодати опытно познают движения Духа Святого и свое уразумевают духовное устроение, уразумевши же и познавши это, взывают, говоря: неприяхом духа работы в боязнь, но Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва, Отче!"
из книги о монастырях "Свет миру" о житие Антония Великого и Пахомия Великого:
"Они причислены к лику святых".
И объяснение:
Лик - это не только образ, лицо. Здесь лик имеет другое значение. Ликование, ликовать. Ликование выражается пением.
"...Ведь как наружно может выражаться ликование? По-разному, конечно, но весьма часто тот, кто ликует, склонен петь или выражать свое ликование восторженными возгласами. Здесь и кроется смысл другого значения слова лик - оно в церковно-славянском языке означает еще и то, что по-другому называется хор. По представлению Церкви святые, соединившись воедино, славят Господа, воспевая Его в торжественных гимнах. Те, кто своей земной жизнью сумели угодить богу, входят в этот хор, в этот лик"
Иными словами - это песнопевцы в хоре Небесном, в лике Небесном.