Дар Запад-Восток

Тина Гай 2
Дар – так назвал священник Георгий Чистяков привнесение католической иконы в православный обряд. Однако, трудно согласиться с этим утверждением, если учесть, что икона в католичестве долго имела статус Евангелия для неграмотных.


В Византии отношение к иконе в течение веков постепенно менялось: начав с той же точки, что и католический образ, православная икона постепенно становилась все более и более самостоятельной святыней, одухотворенной и наполненной сакральным смыслом столь же значимым, как и чтение Священного Писания.


Скорее можно говорить о даре православия латинской церкви, что стало заметно примерно с XVIII века. Иконоборчество в Византии в связи с особым отношением к иконе, было воспринято очень болезненно и гораздо более серьезно, чем на латинском Западе.


В иконоборческие времена латинская церковь энергично поддержала почитателей икон, не отказывая беглым византийским монахам и мирянам в приюте на латинских землях, но отношение к иконам здесь оставалось не более как к библейским иллюстрациям и картинкам из Священного писания.


Восстановление иконопочитания в VIII веке на Никейском соборе, а в IX веке - установление праздника Торжества православия, на западе было воспринято как реставрация религиозного культа изображения святых. Не более того, но это было слишком поверхностным восприятием иконопочитания.

 
В православии  иконоборчество воспринималось как догматическое предательство, поскольку икона была кровно связана с литургией и возводила к духовной высоте и Тайне Спасения не менее, чем чтения Евангелия на богослужениях. Икона становилась более значительным явлением, чем просто изображение Спасителя, Богородицы или святых.


Иконопочитание получило в ходе кризиса теократическое обоснование в богословских трактатах Иоанна Дамаскина и превратилась в знамение присутствия иного сакрального мира, к которому икона возводит, становясь для молящихся проводником в этот мир.


Момент смены парадигмы в восприятии иконы  на западе был упущен и пути православной и католической иконы стали разбегаться в разные стороны. Католическая икона так и осталась иллюстрацией к евангельским событиям, в то время как православная все больше и больше становилась метафизически и богословски наполненной.

 
На латинском западе даже те изображения, которые претендовали на статус культовых, подобных православной иконе, имели единственное свойство сакральности – их недоступность для молящегося. Обычно такие иконы прятали, выставляя на всеобщее обозрение только на очень короткое время или в особые дни.


Или наоборот устанавливали на таком отдаленном и недосягаемом для молящихся постаменте, что подойти к ним было невозможно, тем более приложиться.


В православной традиции наоборот: икона является скорее предметом интимного общения, к ней может обратиться с молитвой каждый, к ней можно приложиться, постоять около нее. Она кладется на аналой или является частью иконостаса в непосредственной близости от прихожан.

 
Католическая икона – чувственная, она приземляет сакральное, в то время как православная, наоборот, сакрализует земное, придавая ему дополнительное метафизическое измерение. Лик Мадонны в латинской иконописной школе должен быть красивым и заставлять им любоваться, в православной - лик Богородицы должен побуждать к молитве. В этом вся разница.


«В католических иконах нет метафизического трагизма.  Там трагизм земных, душевных человеческих переживаний. А чаще всего другое - человеческая чувственность, то, что обращено к земле и принадлежит земле. Рай и ад или забыты, или оземлены... Там икона смотрит по-земному, может быть, добрыми глазами, но видит только земной мир… Поэтому так часто на Западе поэты воспевали Деву Марию как "прекрасную даму", а рыцари называли ее королевой своего сердца, что для православного звучит как страшное кощунство и надругательство над святыней» (Архимандрит Рафаил (Карелин)).

 
Однако, со времен Алексея Михайловича Романова «фряжеские образы» стали все больше входить в моду, замещая канонические образцы, утвержденные Стоглавым собором – писать «по Андрею Рублеву». Симон Ушаков был первым иконописцем, для которого именно западные образцы стали предметом копирования. Такие иконы патриарх Никон сбрасывал и топтал ногами.


Воссоединение Украины с Россией сыграло еще большую роль в распространении западно-католических икон, которые быстро стали приживаться. Потом католические иконы стали привозить из Европы богатые помещики и дворяне.


Но интересно, что, попадая в иное культурно-литургическое пространство, католические иконы, как живые люди, обретали православный дух, воцерковлялись в православии, становились чудотворными, церковно- и народно-почитаемыми.

 
«Семистрельная», «Васильковская», «Ахтырская», «Святое (Открытое) сердце», «Гефсиманское моление», «Радуйся Невесто Неневестная» («Умиление» Серафима Соровского»), «Всех скорбящих радость», «Икона трех радостей» Рафаэля, «Прибавление ума», «Трилетствующая», «Груздовская», «Лидская» и другие – все католические.


Обилие икон католического происхождения в православных храмах иногда поражает, что, конечно, дает основание говорить об иконном даре католичества православию.

 
На западе же шел обратный процесс: там все больше и больше ценились русские и византийские православные иконы, особенно старинные и рублевские. Их копировали, выдавая за старинные, помещали в храмы и монастыри как особые святыни, их вывозили из России десятками и сотнями, составляя из них богатейшие частные коллекции.


Происходил обмен, на мой вгляд, далеко не равноценный. В России – на понижение, на западе – на повышение. Достаточно сказать, что Казанская икона почиталась папой Иоанном Павлом II как величайшая святыня, перед которой он ежедневно молился.

 
К православным иконам, которые находятся на западе, составляя предмет гордости и почитания, относятся иконы «Мадонна Помогающая» в церкви Св. Альфонса в Риме; «Мадонна Никопея» (X в.) Собора Св. Марка в Венеции; «Меsopanditissa» церкви Сайта Мария делла Салюте в Венеции; «Восточная Богородица», г. Тальякоццо и другие.


Понижение богословского уровня верующих в России, разорение храмов, уничтожение старинных русских икон привели к тому, что поколения, выросшие на католических образцах как икон, так и церковного песнопения, практически не разбирающиеся в богословии, уже не воспринимают истинно православного древнего знаменного пения и истинно православных икон, не умеют читать и раскрывать их сакральный смысл.  И надо начинать все сначала, всему заново учить.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/dar/