Первый в моей жизни таежный тригопунк и

Владимир Сафронов -Ник
опыт тригонуляции на этой окружающей меня дикой местности

Где-то возле Саян я уже работал молодым исполнителем и нас на вертолете Ми 2 выкинули на верховое болото, а недалече стаял тригопунт – огромная такая треугольная мачта и мы в первую очередь ринулись к нему, чтобы с него окинуть взглядом окружающую эту таежную неизвестную местность. Я попытался залезть на самую верхнюю площадку, где в свое время ставился теодолит или буссоль и тогда бы ничего этого бы не случилось с нами, что случилось впоследствии.

Но я как не пытался, но добрался только до нижней площадки этого тригопункта, а выше побоялся лезть из-за ветхости этого гигантского сооружения. Ведь этот тригопункт был поставлен в тайге, до нашей космической эры, и как только появились космоснимки все эти городки, потеряли почти весь физический смысл, хотя и сейчас геодезисты привязываются к этим точкам со строго известными координатами, к примеру, что бы протянуть линию ЛЭП или газонефте провод и т.д. и т.п. и под каждым тригопунктом обязательно вбита труба с табличкой, что это все сооружение охраняется государственными законами СССР.

Я знаю, что где-то на дальнем востоке, на берегу Охотского моря изначально были поставлены два первых тригопункта в приделах видимости, и с очень большой точностью было промерено расстояние между ними. Потом поставили третий тригопунк в приделах видимости и с него замерили угол на эти 2 предыдущих тригопункта и теперь зная 3 угла и длину одной стороны треугольника можно определить длину двух других сторон и площадь этого треугольника и после стали ставить и ставить  по всему СССР эти тригопункты на сопках и возвышенностях что бы с них обязательно можно было увидеть 2 тригопункта. Все эти тригапункты старались поставить на возвышенных местах на сопках и в горах. По всей Сибири эти тригопунты стоят и многие уже упали, а в европейской части страны они даже железные, но маленькие, но их сейчас почти все спилили на металлолом, хотя они и охраняются бывшим государством.

Вот если бы я тогда не побоялся залезть на самый верх, этого моего первого трегопункта и окинул взглядом сразу все окрестности, так таково бы что снами случилось, не было.

Наутро я, понадеявшись на этот тригопункт поставленный прошлым, сразу же ринулся в маршрут без всякой предварительной привязки к квартальным столбам. Выскочили мы на обширную старую гарь уже поросшую этим молодым Березником, иногда вперемешку с горькой осиной, но так как это случилось на равнине, нельзя было определить истинные размеры этой обширной старой гари.

Я иду первым как исполнитель, за мной идет техник и здоровенный коренастый рабочий, который в тайге первый раз и приехал из Поволжья в Сибирь погостить к родственникам, по национальности Чуваш, и он как на грех нашел ограмедный рог сибирского лося килограммов в 25 – уже белесый от старости и обгрызенный со всех сторон разными грызунами. Это вам не европейский лось, а сибирский вертолет с огромными лопастями. И как я его не пытался уговорить бросить эту совершенно лишнюю и не нужную ношу, он все равно засунул этот рог на одну треть в рюкзак и он, нет, нет, да и выпадал из его рюкзака и тем самым он несколько замедлял скорость нашего продвижения, а я все бежал и бежал холостым маршрутом, что бы побыстрей вырваться из этого капкана старой гари.

Начался осенний холодный дождик с ветром и перерос в настоящий ливень, да такой что ни чего перед собой не видно. Технику и работяге хоть спине относительно тепло, так как они под рюкзаками, а у меня только ружье висит на шее, правая рука с компасом лежит на прикладе моей тулки, а левая рука лежит на ее стволах для балансира и по жопе постоянно хлопает полевушка моего деда комиссара полка, с топо картами, планами и полевыми документами, постоянно меня, подгоняя – давай быстрей, быстрей выбирайся из этого гиблого места.

Я замерз уже как цуцик, да и все мы замерзли. А Я все бегу и бегу все быстрее и быстрее ускоряясь, что бы хоть как-то все-таки согреться на бегу. Периодически останавливаюсь, чтоб проверить азимут и каждый раз чествую два толчка в спину – бум, бум и значит, все мои спутники на месте и никто не потерялся. Видимость практически нулевая, на метр-полтора только что-то еще различимо. При остановках меня сильнее трясет от холода, вытягиваю правую руку с компасом подальше от стволов ружья, а она от холода ходуном ходит и ладонь вместе с компас подпрыгивает, а стрелка компаса беспрестанно трепыхается.

И дальше продолжается этот безумный бег по заросшей густым мелколесьем гари, и тут слышу  впереди хруст ветки, и впереди колодина маячит на расстоянии вытянутого ружья и на эту калодину оперся двумя могучими лапами огромный бурый медведь и беспрестанно как кошка немного изменяя наклон головы и вместе с тем изменяя угол зрения в попытке хоть что-то различить при этом сумасшедшем ливне. Я остановился как вкопанный, в спину меня два раза толкнуло, подбадривая и, мы смотрим все вместе со страхом на это чудо нешуганой природы.

Начинаю соображать, в чем дело, у меня в стволах бумажные папковые патроны с мелкой дробью на рябчика,  которые уже давно насквозь промокли и разбухли на этом непрекращающемся ливне и их явно уже невозможно вытащить и заменить их на что-то более существенное.

Бурый медведь очень плохо видит, а на расстоянии 5-7 метров если встанешь как вкопанный, то он может и не заметить тебя, а только если учуять. Это только в горах можно убежать от медведя и только поперек склона, так как у него при беге поперек склона задние ламы беспрестанно срываются на слоне вместе с жопой и он постоянно цепляется за деревья на бегу все более и более отставая от тебя, а в верх или в низ по склону медведь запросто догоняет и тем более на равнине.

Ну, думаю надо поднять шум и кричать, но у меня получилось, только привлекая его мое мычание не членораздельное, это только после начал я укать – Уууууу. И медведь, сообразив, что к чему сорвался с мечта, это только потом я сообразил, что просто можно было бы в холостую выстрелить из ружья.

В общем, мы под ливнем сделали круг в 15-20 километров по этой гари и все-таки под вечер вышли к стене леса. По моим прикидкам исполнителя, до тригопункта оставалось 2-3 километра, но мои ребята заартачились увидев возможность собрать дрова для костра, Мы все залезли под большую елку на сквозь пробиваемую этим ливнем. Я поискал и вырубил засмоленную корневую лапу кедра и на этом всем разжег жаркий костер, так как в разжигании костра я какой не какой, а спец. Выставили мы под ливень всю нашу посудину и, через несколько минут у нас была чистая дождевая вода для купеческого чая и варки макарон с тушенкой

Всю ночь лил этот непрекращающийся ливень и утром я их мокрых уже через два километра вывел на мой первый тригопунт, а до палатки там было уже не далеко. Пришли Мы на свой табор развели костер, пододвинули к костру 8 литровый котелок со старым купеческим чаем, подмолодили этот чай, высыпав на этот котелок еще 50 граммовую пачку чая и, я каждому выделил по банке сгущенки. Затем мы все завалились в свои спальники спать на целый этот день и ночь.

Утром я все-таки привязался к этой местности только с другого края и, оказалось что нас летнаб (штурман) выбросил на вертолете в километрах 20 от той точки, где бы мы должны были находиться. У меня даже соответствующей выкопировки лесного плана на эту местность не было, и нам пришлось рисовать абрисы и работать в слепую и с тех пор я всех, и все их дела обязательно проверяю на вшивость.

http://www.stihi.ru/avtor/vladimirsafron