Продолжение следует

Нора Шах
Одной из самых любимых тем нашего школьного преподавателя начальной военной подготовки, кстати, украинца по происхождению, были разные виды оружия и их технические характеристики. С невероятным упоением он мог долго рассказывать нам о том, как у АК «боевые затворы заходят за боевые заступы». Особенно подробно изучали мы под его руководством различные виды пуль и чем они отличаются друг от друга в действии. «Высота полета пули,» -  начинал обычно свой рассказ наш отставной полковник, смакуя почему-то каждую букву «п» в слове, отчего слова «полет и «пуля» слетали с его губ со звуком, напоминающим пар из кипящего самовара, и продолжал повествовать о том, к каким последствиям могут привести встречи этих снарядов с человеческим организмом.  Рассказывал он очень убедительно, искренне желая вложить в наши головы сведения, необходимые, по его мнению, для применения в экстремальных обстоятельствах. Родившихся в мирное время и наблюдавшие вооруженные конфликты разве что по телевизору, мы неохотно зубрили эту военную науку, сожалея о трате полезного времени на ерунду. Кто бы мог подумать, что эти, казавшиеся тогда совершенно бесполезными, знания всплывут в памяти в связи с актуальными событиями в Украине и в особенности в связи с гибелью активистов Майдана.


Четверых из погибших за время противостояния народа и власти активистов Евромайдана  Сергея Нигояна, Юрия Вербицкого, Михаила Жизневского и Романа Сеника  народ уже назвал настоящими героями. Не весь народ, конечно, а только те, кто вместе с погибшими сначала в ходе мирных протестных акций, а затем уже и спровоцированного властью вооруженного столкновения отстаивал свое право на свободу, на жизнь в правовом цивилизованном обществе, на возможность осуществлять свои планы и мечты.  Например, еще совсем недавно пребывавший в статусе премьер-министра Н. Азаров не постеснялся назвать убитых ребят «экстремистами».  Но этого пожилого господина отличает лингвистический кретинизм, поэтому удивлятся скудному лексическому запасу и искать истинные семантические соответствия в его словесных конструкциях не приходится,  и то, почему он мирных протестантов назвал «экстремистами», тоже останется на его совести. Он, однако, не одинок.  Одна из сторонниц действующей власти -  чиновница, заместительница главы Радомышльского райсовета Житомирской области  - на своей странице в одной из популярных социальных сетей, ничтоже сумняшеся, оставила следующую «сердечную запись» о Сергее Нигояне: "Такого навіть і не шкода" („Такого даже и не жаль»), умудрившись по непонятным причинам причислить мечтавшего об актерской карьере 20-летнего юношу к армянской террористической организации ASALA. Правда, то ли после внезапно наступившего просветления в замутненном пропагандой мозге, то ли из опасений возможной необходимости отвечать по закону за свои высказывания, свой профайл с приснопамятным высказыванием в чиновница спешно судалила. 

К чести украинцев с такими душевными качествами, как у упомянутых выше государственных чиновников, гораздо меньше, нежели, тех кто оценил мужество и воздал должное памяти молодых мужчин, погибших на баррикадах на улице Грушевского и от пыток таинственных извергов. Каждого из них хоронили торжественно, со всеми подобающими почестями. Реки из десятков тысяч людей, не сдерживая рыданий, стекались к их гробам, чтобы поклониться и проводить в самый последний путь.

В честь смелых героев Майдана уже называют улицы, наверняка вскоре появятся и памятники. Родители, приводя своих малышей на Майдан, показывают их портреты и рассказывают о них. Известная украинская певица Маричка Бурмака  записала клип на свою песню «Он идет по воде», посвятив ее героям Майдана. Один из именитейших киевских композиторов Валентин Сильвестров посвятил Сергею Нигояну сразу два своих музыкальных произведения, откликнувшись и одновременно запечатлив подвиг армянского юноши, цитировавшего незадолго до своей гибели на баррикадах стихотворения Тараса Шевченко. Именно на полюбившиеся Сергею строки великого украинского поэта сочинил свои произведения Валентин Сильвестров.

В честь другого погибшего активиста -  ученого Юрия Вербицкого - будет названа одна из горных вершин  Кавказа.

Таковы парадоксы нашей жизни: память уроженца Галиции будет увековечена на Кавказе, а уроженца Армении  - в Украине.

Наверное, погибшие активисты Майдана не мечтали быть героями. Они любили жизнь и свою Украину. Украинцы говорят о таких людях: «У них болит за Украину». У них болело: правильный поведенческий код и обостренное чувство справедливости не позволили им остаться в стороне от событий, которые могли навсегда изменить жизнь их страны, их родных, близких и друзей к худшему.

Повесть Ивана Бунина "Сны Чанга" начинается так: "Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле."  И это ведь так верно. Каждое мгновение нашей жизни делит ее на до и после. Но, пожалуй, только с появлением и уходом людей из жизни - твоей ли, страны ли, - наиболее остро ощущаешь, что так, как было, уже не будет, что будет иначе: лучше или хуже - неизвестно, но главное — иначе. После гибели Сергея, Юрия, Михаила, Романа и других активистов Евромайдана тоже многое изменилось в судьбе Украины, в сознании простых людей и представителей политического истеблишмента, как украинского так, и мирового. Эти перемены еще не очевидны, но они уже случились, уже произошли. Как говорится, продолжение следует.