Корреспонденция. Под парусами - за Полярный круг

Юрий Комболин
Туманным утром третьего августа лаг крейсерской яхты "Соловки" начал отсчёт долгого морского пути от Архангельска до заполярного Мурманска. Впервые в истории архангельского парусного спорта яхтсмены добровольного спортивного общества "Водник" совершали спортивное плавание под парусами по этому маршруту.
Море всегда море. Идёт ли по нему современное, оснащённое новейшими навигационными приборами, судно или пенит воду парусник. До самого Кильдина яхтсмены шли в густом тумане, ориентировались по радиопеленгу, который брали портативным приёмником "Альпинист" - примитивно, ненадёжно, но в трудную минуту выручило. У Семи островов Баренцева моря налетел шторм. Капитан яхты Валерий Степаненко объявил аврал - работали ожесточённо, споро все члены экипажа: и боцман Владимир Филимонов, и матросы Борис Розов и Геннадий Анциферов. Но столь же внезапно шторм утих. Снова пришлось менять паруса - убирать штормовые. Но туман всё продолжал преследовать. Чтобы не столкнуться со встречными судами, пришлось почти непрерывно нести вахту у туманного горна. Только благодаря ему да ещё интуиции удалось удачно разойтись с прошедшими рядом траулером и судном река-море "Волгобалт".
На подходе к Мурманску девятого августа яхтсмены встретили атомный ледокол "Арктика", который следовал в свой героический рейс к Северному полюсу.
В Мурманск пришли через неделю плавания. На следующий день к "Соловкам" присоединилась вторая архангельская яхта "Ася" тоже общества "Водник", которой командовал преподаватель ГПТУ №9 яхтенный капитан А. Коновалов.
На обратный путь, используя течение и попутный ветер, экипаж "Соловков" затратил всего четыре дня. Несколько дней отдыха, и парусник снова уходит за Полярный круг. На этот раз яхтсмены побывали в Кандалакшском заливе.
Именно там в прошлом году в начале сентября "Соловки", которыми командовал тот же самый яхтенный капитан Валерий Степаненко, сразу за Пертоминском попали в сильный шторм, и спортсмены спасли от гибели двух сборщиков водорослей с острова Жижгин. Матрос Вячеслав Орлов дважды тогда высаживался на карбас потерпевших, заводил буксирный конец.
В этом году плавание в залив прошло без приключений. Яхтсмены побывали на Сон-острове, в Умбе, в губе Лов. По возвращении в Архангельск лаг яхты показывал без малого две тысячи морских миль, которые парусник прошёл за навигацию, яхтсмены четырежды пересекли Северный полярный круг.
Члены экипажа "Соловков" отлично показали себя в трудных переходах. Все они не новички в парусном спорте. Капитан, судовой врач В. Степаненко занимается яхтой с 1953 года. Он набирался опыта и мастерства ещё в экипаже прославленного Юрия Анисимова, у которого и выполнил в 1965 году норму мастера спорта СССР, а через шесть лет норму мастера спорта СССР он выполнил уже как капитан яхты.
На счету этого спортсмена ряд серьёзных достижений. С 1964 по 1975 год он - член сборной России, занял второе место на первенстве СССР и первое место на первенстве РСФСР в классе яхт "Дракон".
В планах экипажа "Соловков" новые дальние переходы.

На снимках: экипаж "Соловков" на переходе Архангельск-Мурманск-Архангельск; яхта "Соловки" у Сон-острова.
Фото В. Филимонова, боцмана яхты "Соловки".

Газета "Моряк Севера", №76 (6483), 20 сентября 1977 г.