Проект самоактуализации М. Лермонтова

Моисей Харитонов
(и смыслы этого опыта для израильтян)

В Израиле, наряду с культурно-«ностальгическим» лермонтоведением с гаснущей инерцией работы, начатой в странах исхода, есть лермонтоведение, способное участвовать в решении узловых проблем страны - в обеспечении выживаемости в условиях агрессивного окружения и готовности «союзников» оперировать Израилем как разменным ресурсом. Здесь Израилю нужны люди лидерского типа, способные самостоятельно определять использование себя и других, организовывать общую деятельность (уровня борьбы), активировать и вкладывать в эту деятельность мощный потенциал энергии. Личностный пример Лермонтова, энергетика его внутреннего проживания, переведенная Поэтом в энергию произведений, практически применимые формы векторного, нравственно-ориентированного вывода энергии в продуктивную сферу – все это востребовано объективными нуждами Израиля.

1. Субъект, вступающий в неизведанное

Ситуация Лермонтова — рефлексия и внутренний распад моральных норм и поведенческих моделей перед выходом в неизвестное новое, которое еще можно успеть и нужно спроектировать по каким-то критериям ценности. Ощущаемая им и втягивающая в себя зона жизненного интереса – «синергетический аттрактор», - с опорой на предоставленный нам его произведениями «протокол» духовного проживания, такова: выявить и выполнить, как можно в большей степени, миссию своей жизни. Не имея возможности проявить энергию самоактуализации, Лермонтов исследовал её самою. Определял её структуру, интенсивность в соизмерении с моделируемым миром. Определял параметры внешнего мира и моделировал варианты субъектного, НЕПРИСПОСОБИТЕЛЬНОГО вмешательства в него. Драма Поэта – не было в среде ЯВНОГО  ресурса для внешнего проявления самоактуализации. Трагедия – при всем своем таланте не сумел выявить НЕЯВНЫЕ ресурсы для более полной самоактуализации.

Он отчетливо видел доступный ресурс – запротоколированные опубликованными произведениями поиски, аналогичные его собственным установкам, других ¬¬поэтов-мыслителей. Вживался в их переживания, размышления, средства выражения. Будучи, как сильная, весьма жизнеспособная Личность, хорошо приспособленным к эффективному поведению в среде проживания, к обмену с внешней средой, он управлял использованием своего внутреннего проживания в информационном обмене со средой (среда для него имеет временной масштаб, перекрывающий период его физической жизни, и охватывает как осмысляемое им предшествующее прошлое человеческой культуры с древнейшим иудейским периодом её, так и будущее с активно прорабатываемым лермонтовским нравственным, эмоциональным и философским наследием). См. рисунок перед статьёй.   

2. Поле отношений интересантов
   
Не продуцировал специальным образом объекты культуры - они появлялись попутно, он продуцировал свое проживание. Поскольку он – носитель вполне определенного интереса «понять смысл своей жизни и актуализировать его», его деятельность можно определять как «политическую» - хотел эффективно использовать себя на двух этапах процессов проживания: 1) на этапе ориентирования в себе и среде проживания и 2) на этапе непринудительного направления других в найденных им ориентирах. И все, с кем он имел дело, – реальные и вымышленные, современники и люди других времен, непосредственно и опосредованно доступные, - тоже являются носителями интересов: кто-то заинтересован понять смысл своего проживания и прожить как можно ближе к смыслу, кто-то прячется от осмысления и осмысленного проживания, кто-то пытается навязывать другим ложные для них смыслы и использовать этих других в своих конкретных интересах. Взаимоотношения всех этих лиц и групп лиц есть поле политических отношений. Лермонтов – сильный, эффективный участник этих отношений. Сильный тем, что 1) твердо и последовательно решал свою задачу – развить ориентированность в смыслах проживания; 2) был талантлив многое скрытое от других почувствовать и выразительно представить другим. Эффективный – за короткую жизнь сумел многое выявить и передать другим вместе с энергией воодушевляющего примера.

Среди тех, кому это наследие оказалось весьма кстати, по их жизненным установкам, таланту и воли, оказались «заинтересованные» евреи на рубеже XIX и XX веков, захотевшие и сумевшие достойно использовать свои жизни. Они переводили его на иврит, писали своё под его влиянием, выражая обретенный свой жизненный смысл – использование себя в создании Государства Израиль. Этот опыт использования лермонтовских исканий и находок актуален для евреев сегодняшнего дня – перед новыми вызовами неласковой внешней среды. Лермонтовские энергетика, идеи и образы – жизненно важный ресурс для Израиля.

3. Два варианта проживания - самоактуализация и самореализация

Концептуально различаем два типа самопроживания:  самоактуализацию – побужденность к ПРОЯВЛЕНИЮ В СРЕДУ проживания своих природных личностных возможностей; самореализацию – побужденность к ОТБОРУ ИЗ СРЕДЫ статусных, материальных и пр. признаний.

Заполученное при самореализации дает возможность, в какой-то степени, посвятить себя и самоактуализации. Но, наиболее богатое отживание своей, в любом случае, короткой жизни дает установка на самоактуализацию – её, как следствие, нередко сопровождает и успешность самореализации. Посмертная «успешная» самореализация М. Ю. Лермонтова должна была получиться - и продолжает получаться - как неожиданный, в его время, побочный эффект личной преданности большому делу – переживанию стремления узнать и выполнить смысл предоставляемой жизни. Примеры замечательных людей должны служить не побуждениям тоже успешно cамореализоваться, а ориентиром к тому, чтобы самоакутализироваться и, как следствие, получить и успешную самореализацию. НЕ КОПИРОВАТЬ самореализационые следствия самоактуализировавшихся людей, а, поняв их, найти в себе смысл своего проживания – самоактуализацию.

Главное для евреев и Израиля в лермонтовском наследии (в его личности, дошедшей через произведения, и в содержательности и действенности его текстов, вовлекающих в осмысленность проживания) – возможность использования этого «материала» для поддержания верной ориентации к осмысленности проживания.
Существующая среда, в которой он проживал, не давала непосредственных ориентиров к выявлению смысла жизни. Он жадно и чутко вылавливал отдельные детали среды, в которых проявлялись детали смысла, исследовал примеры прошлого – в действительно состоявшихся ситуациях или в конструируемых им смыслонаполненных моделях.

4. Варианты проживания в угрожающей среде

Простые рассуждения и опыт показывают, что у человека есть три варианта реагирования на осознание/ощущение сегодняшней угрожающей ситуации:

a. Сосредоточиться на текущих заботах и получать удовольствия, пока есть возможность. А там, будь что будет;

b. Самоуспокаиваться деланием чего-либо в упреждение или подготовку к накатывающим неприятностям. Здесь сочетаются: а) подавление осознания несоразмерности того, что делается, интенсивности наката и размера грядущей беды, б) примиренность с грядущей бедой;

c. Принятие как смысла существования – поиск ресурсов, способных предотвратить или преодолеть накат беды, + мобилизация себя на мобилизацию ресурсов + осуществление действий с этими ресурсами.

Свобода выбора – есть: можно преодолеть апатию, подавить раздражительность.  Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайней несоразмерности его личных возможностей и угрожающего давления среды. У человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь.

Душевные реакции значат больше, чем простое отражение определенных физических и социальных условий. По существу каждый может, даже в предельно тяжких условиях, решать, каким он станет умственно и духовно. Литературные «протоколы» мощных лермонтовских проживаний – своеобразное тренинговое поле для настройки отмобилизованности на такое проживание – здесь получаются рациональные ориентиры и энергетическая подпитка.

Угроза в адрес Государства Израиль настолько четко объявлена и настолько явно продемонстрирована, что не замечать её можно только искусственно, выбрав поведение по вариантам «a», «b». Но, можно обрести и более глубокий смысл своей жизни – по варианту «с». 

Верно, что лишь немногие люди способны достичь высоких духовных стандартов. Задача, которую могут поставить себе еврейские/израильские лермонтоведы, - содействовать, с использованием лермонтовского наследия, актуализации в еврейской и нееврейской среде такой потенциальной способности. Механизм неактуализированного проживания такой способности описал Виктор Франкл (1): «Те из нас, которые видели фильм под названием "Воскресение" - по роману Толстого... Там были великие судьбы и великие люди. Для нас, в наше время, нет великих судеб, нет возможности достичь такого величия. Зайдя после кино в ближайшее кафе, над чашкой кофе и бутербродом мы забываем странные метафизические мысли, которые на минуту пришли нам в голову. Но когда мы сами встречаемся с великим предназначением, и нам предстоит решить - выйти ли ему навстречу с равным ему духовным величием - тогда мы можем забыть нашу юношескую решимость и потерпеть неудачу». Ситуация Израиля в сегодняшнем и завтрашнем мире требует от тех его граждан, кто на это, в ПРИНЦИПЕ, способен, не упускать редкие и часто не осознаваемые побуждения к проживанию по высоким смыслам, а развивать их до содержательных переживаний к действию. (Чтобы не отвлекать и не утомлять читателей ссылками, я использую фрагменты текста В. Франкла без выделения кавычками)

5. Проблема определения смысла/цели жизни

Ситуацию в Израиле составляет сочетание двух неопределенностей: неопределенность существования по содержанию и по срокам. Невозможно предвидеть, когда кончится эта форма существования. Это не позволяет конкретизировать конечную цель - цель, которую надо достичь и лишает способности стремиться к конечной цели. Люди в таком состоянии перестают  жить для будущего, в противоположность человеку в нормальных условиях; меняется вся структура их внутренней жизни - появляются признаки распада,  содержанием которого может быть «пир во время чумы».
Человек, который позволяет себе опуститься потому, что не может видеть никакой будущей цели, оказывается занятым мыслями о прошлом. Мы уже говорили о тенденции смотреть в прошлое в другом аспекте - когда это помогает сделать настоящее, со всеми его ужасами, менее реальным. Но в отвлечении от реальности имеется определенная опасность. Тогда человеку легко упустить ряд случаев, позволяющих разглядеть и задействовать доступные ресурсы для обеспечения возможного приемлемого будущего. Настоящее и будущее, находящиеся под страшной угрозой, это просто экзамен для своей внутренней силы - исключительно трудная внешняя ситуация, которая предоставляет человеку возможность духовного роста. Естественно, только далеко не все способны  подняться до великих духовных высот. Но те, кто способен, должны помогать друг другу. Те, кто сопричастен работе с лермонтовским наследием, располагают ресурсом для себя и для других. Исключительная особенность человека – способность жить только глядя в будущее; это может его спасать в самые трудные минуты существования, но, при этом, нередко приходится ЗАСТАВЛЯТЬ СЕБЯ ДУМАТЬ О ЗАДАЧЕ СПАСЕНИЯ СЕБЯ. Лермонтовские переживания смысла жизни, столь содержательно, энергоемко и выразительно запротоколированные в его произведениях, могут помогать не прятаться от этой способности, а отпустить её к интенсивному проявлению в условиях нынешней исторической востребованности.

Чтобы раскрыть и актуализировать внутренние силы человека, необходимо, во-первых, преуспеть в указании ему какой-то цели в будущем. Слова Ницше: "Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как", могут быть путеводной нитью для евреев и израильтян. Второе - это коренное изменение отношения к жизни – научиться самим, и более того, учить отчаявшихся людей, что на самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от  нас. В разговорах с Америкой и Европой, перед журналистами, премьер-министр Израиля Б. Нетанияху принимает для Израиля позы самостоятельного государства, строящего отношения с позиции своих интересов. Но, эти позы, чтобы не быть «хорошей миной при плохой игре», должны опираться на прочный тыл – на действительную отмобилизованность эмоциональных и интеллектуальных ресурсов народа, АДЕКВАТНУЮ суровым вызовам среды. 

Как утверждают некоторые психологи, теоретики и практики, стремление найти
смысл жизни - основная мотивационная сила человека. Воля к смыслу сильнее принципа удовольствия (по фрейдовскому психоанализу) и воли к власти (адлеровская психология). Другое дело, что жизненно слабый человек, давит в себе и пытается заместить волю к смыслу. Поиск смысла жизни - это основная мотивация человеческой жизни, а не "вторичная рационализация" (сознательное  объяснение) инстинктивных побуждений. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и осуществлен только самим человеком; только тогда он может удовлетворить его собственную волю (стремление) к смыслу. Человек способен жить и даже умереть ради своих идеалов и ценностей. Социологические исследования среди людей с «нормальным» жизненным положением показывают 80-90% переживания людьми потребности в "нечто", ради чего стоит жить, даже ради чего готовы умереть.

Ненапряженное состояние душевной гигиены, равновесия, или, как это называется  в биологии, "гомеостаза", в котором пребывают и которое пестуют религиозные иудейские общины, непродуктивны по отношению к угрожающим вызовам нынешней окружающей социальной среды. Традиции, которые служили надежной опорой поведения человека в различных ситуациях, например, в ситуации общинного проживания в различных странах, в ситуации проживания в защищенном Израиле, - в современной ситуации не обеспечивают решения общих и индивидуальных проблем. Продуктивно отреагировать могут те жизненно «нормальные», кто нуждается не в расслаблении, а скорее в стремлении к  значительной цели, к свободно выбранной задаче, - и в борьбе за ее выполнение. Они нуждаются не в снятии напряжения любой ценой, а в зове потенциального смысла, ждущего от него осуществления.

У каждого есть свое особое призвание или миссия, конкретное предназначение в жизни, которое требует выполнения. Во всем этом ему нет замены, и его жизнь не может быть прожита заново. Таким образом, задача каждого уникальна, как и его специфическая возможность ее выполнить. Иногда пропавшая воля к смыслу замещается волей к власти, волей к деньгам. В других случаях место расстроенной воли к смыслу занимает воля к удовольствию. Подоплекой широко распространенных явлений, как депрессия, агрессия, наркомания всех видов, тоже, во многом, может быть отсутствие переживания осмысленности жизни. 
    
Каждая ситуация в жизни представляет собой вызов человеку, ставя задачу,  которую ему надо решить. Решение можно найти в соотнесении задачи со смыслом жизни. И тут оказывается, что человек должен знать или сам определить смысл своей жизни. Можно переложить определение смысла жизни на общество, тогда появляются внешние для человека моральные ориентиры. Можно посчитать, что несут ответственность перед высшим существом и тогда определение смысла жизни ожидается от него или … его земных посредников.

Человек отвечает (прежде всего, перед собой) за потенциальный смысл своей жизни и его реализацию, но СОДЕРЖАТЕЛЬНО смысл жизни не внутри человека и его собственной души. Бытие человека всегда направлено к чему-то или кому-то иному, чем он сам. То, что называют  самореализацией, не должно быть целью, по той простой причине, что чем больше  за ней гонишься, тем вернее ее можно упустить. Самореализация возможна как побочный эффект "выхода за свои пределы".

Найти смысл жизни можно и тогда, когда мы находимся в безнадежной ситуации,  во власти судьбы, изменить которую невозможно. Именно тогда предоставляется возможность проявить качества, на которые способен только человек, - превратить личную и народную трагедию в триумф, в подвиг. Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, такую как, например, непреоборимое силовое превосходство противника, - от нас требуется изменить себя. Но, у Израиля еще есть время не доводить себя до ситуации Моссады.

Поучителен американский пример. В глазах европейцев важной характеристикой американской культуры является императив: опять и опять приказывается и предписывается "быть счастливым". Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь  основание "быть счастливым". Тогда счастье возникает само собой. Жизнь человека - не в погоне за счастьем, а в поисках причины для него, в том числе, и путем реализации потенциального смысла, который скрыто присутствует в текущей жизненной ситуации. И американское лидерство строится не на простом повторении красивой «мобилизующей» фразы, а на выявлении системы смыслов в жизненных отношениях, включая попытки развивать приближение к пониманию самого смысла жизни.
    
Надежное и сильное ощущение найденности смысла жизни случается в трех вариантах: а) творчество, полезная работа или совершение поступка; б) переживание чего-нибудь или встреча с кем-то, любовь; в) беспомощная жертва безнадежной ситуации, которую нельзя изменить, может подняться над собой, вырасти за свои пределы и этим изменить себя, изменить ситуацию. Лермонтовский вариант – «в»; он стал искателем смысла жизни и изменил для себя «немытую» Россию – вывел её на непосредственное вопрошание Источника смысла жизни; и на партнерство в построении жизни.

1. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. Victor E. Frankl. Man's Search for Meaning. Washington Square Press.1985 г.